Материалы иб исходе триалетских осетин

Jul 02, 2012 00:00


Мне редко попадались материалы об исходе триалетских осетин в 1991 г., хотя краткие рассказы и свидетельства очевидцев мне слышать доводилось не раз. Вот два материала об этом. Сохраню тут тоже, т.к. имеет отношение к Джавахку. Некоторыю информацию о триалетских осетинах см. тут.





Эпизоды из истории триалетских осетин

Компактное осетинское население появилось в Триалети во второй половине 19 века. По данным посемейной переписи 1886 г. все осетинские сёла региона уже существовали. Горцы из ущелий Южной Осетии, ведомые перенаселённостью на родине, оседали в опустевших ущельях по склонам Триалетского хребта. В результате данной миграции компактная цепь небольших осетинских селений протянулась на довольно обширном расстоянии по правым притокам Куры. "Триалетская Осетия", как условно обозначил в своём известном атласе территорию расселения осетин в Триалети А.Цуциев, начиналась непосредственно к югу от городов Гори и Карели, охватывая южную половину Горийского и Карельского районов, юго-восток Хашурского района, и западную часть Боржомского района (Гуджаретское ущелье) вместе с известным курортом Бакуриани (большую часть населения которого по данным ряда советских переписей населения, составляли также осетины).

На фрагменте этнической карты, составленной по данным 1959 г., представленном ниже, показана территория расселения осетин в Триалети.
Оранжевый цвет - осетины
Синий - грузины
Жёлтый - армяне
Зелёный - азербайджанцы
Полностью карта доступна здесь http://www.ethno-kavkaz.narod.ru/ETHNO-CAUCASUS.files/Kartli59.png



Компактность осетинского расселения в Триалети предопределила этнолингвистическую устойчивость местных жителей и слабую степень их грузинизации. Во многих сёлах здесь действовали осетинские школы. В особенности это касается Гуджаретского ущелья, которое обозначено чёрным кругом.

Кроме того, на территории "Триалетской Осетии" отмечен уникальный для внутренних районов Грузии случай трансформации этнической идентичности: а именно, род Элбакидзе, составляющий основу населения села Элбакиани в Карельском районе (обозначено маленьким зелёным кружком), по некоторым данным (см.ссылку - "Осетины в Грузии" автор Г.Сордия), происходят из Рачи. Согласно Г. Сордия, грузины Элбакидзе переселились в конце 19 века в Дзамское ущелье, где уже были исключительно осетинские сёла, и под влиянием окружающего населения очень быстро сменили этническую идентичность и язык, став осетинами. В советские годы в селе Элбакиани действовала осетинская школа. В то время как в некоторых районах Южной Осетии, в частности, в нижней части Ксанского ущелья, происходил обратный процесс ассимиляции осетин грузинами, здесь, в самом центре Картли, в горах Карельского района, грузины подверглись осетинизации.

Интересна и политическая история края. В 1921 году, когда обсуждался вопрос создания югоосетинской автономии, согласно упоминавшемуся атласу А.Цуциева, ревком Южной Осетии ставил вопрос о включении "Триалетской Осетии", наряду с Турсовским ущельем, в состав будущей автономии. Как известно, эти планы не были реализованы на практике.

Возвращаясь к Гуджаретскому ущелью, нужно отметить, что оно состояло из 9 осетинских сёл, центральное из которых называлось Гуджарет(и), а также примыкающих к ним осетинских же сёл Большое и Малое Митарби и курортного посёлка Бакуриани. Часть выходцев из ущелья ещё в советское время перебралась в Абхазию, в Пицунду, Лдзаа, Гагру. Здесь же, в окрестностях Пицунды, осетины обустроили традиционное святилище, которое назвали "ирон дзуар". Для этого из Гуджаретского ущелья была доставлена часть местного святилища. Вот как описывает это Крылов:

"Инициатором создания в Абхазии осетинского святилища стал Шалико Плиев, принадлежащий к южноосетинской группе кударцев. Родом он из Боржомского района Грузии, в котором компактно располагались 12 осетинских сел.

В начале 1970-х гг. большинство проживавших в Пицунде осетин согласилось с идеей Ш. Плиева о создании в Абхазии осетинского святилища, в котором живущие здесь осетины могли бы проводить ежегодное общее моление. Было найдено подходящее для святилища место: оно представляло собой лесную поляну у подножия холмов близ Пицунды. После этого Ш. Плиев поехал в свое родное село Гуджарети и обратился к односельчанам с просьбой об отделении части местного святилища для переноса в Абхазию".

С приходом к власти Гамсахурдиа и, особенно с началом войны в Южной Осетии, жителей Гуджаретского ущелья, как и большую часть триалетских осетин, ждала незавидная участь. В апреле 1991 года после неоднократных "экспедиций" в ущелье "неформалов", захвата автобуса с жителями ущелья и избиения пассажиров в Боржоми, а также неоднократных угроз расправы в адрес гуджаретцев, они все вместе приняли решение бежать из Грузии. 15 апреля 1991 г. бандиты вновь ворвались в ущелье, ограбили все сёла, стреляли в воздух, угрожали расправой. Эта "акция" и предопределила окончательное решение гуджаретцев. Забрав то, что можно унести, они горными тропами направились на юг, в сторону Джавахетии. У озера Табацкури их встретили местные жители-армяне, которые провели их в Ахалкалаки. Затем в Ахалкалаки приезжал даже глава администрации Боржомского района с другими чиновниками и уговаривал гуджаретцев вернуться. Тогда местные армяне сказали ему: "посмотрите, в каком виде они бежали из своих домов, а вы еще предлагаете им вернуться обратно. О каком возвращении может еще идти речь?!". Через несколько дней армяне переправили гуджаретцев на автобусах в Гюмри, откуда они через несколько дней улетели в Беслан.

В других частях края сложилась похожая ситуация. Большинство осетинских сёл полностью опустело, в некоторых остались преимущественно старики. Особо сложная ситуация сложилась в Карельском районе, где практиковались не только ограбления и избиения, но и убийства осетин были нормой.

Сегодня в некоторые сёла вселяются экобеженцы из Аджарии. В частности, в селе Гвердзинети Карельского района, где осталось незначительное число осетин, были поселены аджарцы. Вроде бы пока уживаются. Аджарцы говорят, как только вернутся хозяева, мы освободим дома. Но все понимают, что осетины вряд ли вернутся.

Большинство осетинских сёл Триалети на сегодняшний день остаются полностью заброшенными. Такова вкратце история более чем столетнего присутствия осетин в Триалети, которая фактически оборвалась в 1991 году.

Источник: http://nuvba.livejournal.com/6348.html

********************************************

О Гуджаретском ущелье

Удивительна природа Гуджаретского ущелья. О ее красоте написано немало стихов и сложено трогательных песен… Особенно красиво там бывало весной. Эта пора острее ощущается в сельской местности, когда в самом разгаре весенние работы. Щедра земля в Гуджарете и работать на ней ее жителям доставляло радость и удовлетворение. А что касается людей, живших в этих краях, то, как и подобает настоящим горцам-осетинам, они умели радушно принимать гостей, невзирая на национальность. "Гость послан Богом", - гласит осетинская поговорка, и нужно его встречать с почестями.

Живописные долины и заповедные леса, снежные вершины и скалистые ущелья, высокогорные луга и студеные родники манят человека. Есть там и минеральные источники. Особенно популярным среди них считается лечебный газированный источник "Туаг дон", который действительно обладает уникальными лечебными свойствами.

Но все это было давно, когда жизнь в этих краях кипела. С той поры минуло ровно 20 лет...

Агрессия против Южной Осетии повлияла и на осетин, проживавших в районах Грузии, которые вынуждены были покинуть насиженные места. Не обошла беда стороной и Гуджаретское ущелье. В апреле 1991 года местные жители бежали, спасаясь от грузинских бандформирований. Через леса они пробирались пешком на юг, к армянской границе. Дойдя до озера Табацкури, к ним на помощь пришли местные жители, помогшие им добраться до Ахалкалаки. Вслед за ними из Боржоми прибыли чиновники, которые просили их вернуться обратно в Грузию, гарантируя полную безопасность: "Посмотрите, в каком виде они бежали из своих домов, а вы еще предлагаете им вернуться обратно. О каком возвращении может еще идти речь?!", - заступились за них армяне. Было ощущение, что вот-вот начнется стычка.

Спустя несколько суток местные жители на автобусах переправили их в Армению. В Ленинакане им было предоставлено жилье и питание. Там они тоже задержались на несколько дней, а затем на двух самолетах были доставлены в г.Беслан. Гуджаретцы очень благодарны братскому армянскому народу за поддержку и понимание в столь тяжелое для них время. Они до сих пор с теплотой вспоминают спасших их людей. Рассказывает Григорий Санакоев:

- Когда до нас дошла весть, что грузинские "демократы" 23 ноября 1989 года хотели провести многотысячный мирный митинг в Цхинвале, а их не впустили, то я сразу же понял, что это добром не кончится. Мы с супругой жили в деревне, а двое моих детей, сын и дочь, жили в Цхинвале. Я больше беспокоился за сына, который с первых же дней встал в ряды защитников Отечества, и это не давало мне покоя.

Утром 15 апреля грузинские бандиты ворвались к нам в село Мачарцкали на машинах, запугивая людей, они стреляли в воздух. Затем начали заходить в дома и грузить в машины все, что попадалось под руку.

В то апрельское утро 1991 года "хозяева земли", в очередной раз "навестив нас", дали нам три дня, чтобы "покинуть грузинскую землю". Остановив автобус, следовавший в Боржоми, они высадили людей и увезли их в неизвестном направлении и сильно избили. Тогда я уже окончательно решил, что нужно немедленно уходить. Вместе со своими односельчанами мы кое-как добрались до Северной Осетии, где и проживаем по сегодняшний день. Первоначально мне очень тяжело было привыкнуть к здешним местам, к людям, поскольку душой я все равно находился там, где прожил много лет, и где была моя родина. Живя в Реданте, мы очень часто собирались вместе с односельчанами, вспоминали родные места, отмечали дзуарыбонтæ, как мы это делали в Гуджарете.

В Реданте мы с супругой были в безопасности, но мысли о сыне и его семье не давали нам покоя. Как мы его ни просили оставить Цхинвал и перебраться в Северную Осетию, он ни в какую не соглашался. "Из Гуджарета нас вытеснили, а из Цхинвала - не получится", - говорил он. Зная его характер, я старался больше этой темы не касаться. Но, как говорится, от судьбы никуда не денешься, - случилось то, чего я так сильно боялся, - сын погиб 11 июля 1992 года, обороняя подступы к родному Цхинвалу. Красив был мой Мераб и внешне, и душой. Как отец, я не могу назвать его национальным героем, но и трусом он никогда не был. Война смешала все карты… В тот злосчастный день вместе с моим сыном погибли и многие его боевые товарищи. Их хоронили в день ввода в Южную Осетию Миротворческих сил… Похоронены они во дворе Цхинвальской средней школы №5", - заключил свой рассказ житель села Мачарцкали Григорий Санакоев.

Большинство домов в Гуджаретском ущелье были разрушены. Несколько грузинских и армянских семей заняли уцелевшие дома. Например, три грузинские семьи живут в домах осетин в маленькой деревушке Мачарцкали.

Боржоми - красивейший уголок Грузии - город-курорт, родина известного минерального источника "Боржоми". С этим не поспоришь. Но почему-то в свое время для отдыха и дачи многие известные интеллигентные люди из Грузии выбрали места в Гуджарете. Например, известный врач-психиатр из Тбилиси, сын известного академика Агвлипа, Зурабашвили Зураб, после осмотра всего Боржомского района выбрал место в Гуджарете, среди осетин, где и построил двухэтажную дачу. Он и его семья успели подружиться с соседями. Всегда были рады друг другу. Не случайно выбрали это место. Они знали, среди какого народа им предстоит жить…

Потерявшие родину гуджаретцы пережили настолько сильный удар, что впоследствии это сказалось на их здоровье. В первые пять лет после изгнания, от различных заболеваний, скончалось множество людей.

Джульетта ВАЛИЕВА

Источник: http://ugo-osetia.ru/11_49/11_49-6.html

Other important sites to check: Javakhk Info | Guide to Javakhk | Javakhk 1915-23 | Ջավախքի Երգարան | Ջավախքի Խորհրդանիշերը | Форум Джавахка

history, georgia, javakhk

Previous post Next post
Up