Тут меня попросили больше писать о нашей обыденной жизни в Америке, а не о туристических красивостях, посему сегодняшний пост будет про школу Костика.
Школы в Америке делятся на начальную, среднюю и старшую. Каждая школа имеет рейтинг от 1 до 10, который основан на результатах ученических тестов. Чем лучше ученики списали выполнили задания тестов, тем выше рейтинг. Все было бы чудесно, но тут возникает порочный круг: чем лучше школа, тем больше съезжается в этот район родителей, страждущих хорошего образования для своих чад, тем самым взвинчивая ставки аренды и стоимость покупки жилья. Я пока не разбиралась подробно в этих всех рейтингах, так как, на мой взгляд, здесь еще важны роль и личность учителя, и общая атмосфера в школе. В нашей школе рейтинг 8, и я переживаю что ребенок будет тупым.
Наша Farnham Elementary в лучах восходящего солнца
Начальное образование в США начинается в 5 лет ребенка, с нулевого класса, это нечто среднее между старшей группой сада и первым классом, называется Kindergarden. Так как Костику исполнилось в мае 5, то он как раз попал под раздачу в школу, которая, к огромному моему счастью, находится прямо у нас под окнами, и наши окна выходят прямо на Костин класс.
Процесс поступления в школу был чрезвычайно прост. Нужно было дать взятку в РОНО подойти в школьный офис, где дружелюбные сотрудницы выдали мне кучу форм для заполнения, включая всевозможные анкеты, медсправки, планы питания и т.д. Чтобы не запутаться во всем этом, листки были разноцветные, а свеху прилагался список всех документов, где галочкой нужно было отметить уже заполненные. Чтобы подтвердить, что мы живем в этом округе, нужно было предъявить договор аренды и показать пару оплаченных коммунальных счетов. Мы прошли медкомиссию (о ней я писала
здесь ) и через пару дней вернулись в школу с документами. С отказом от прививок не возникло никаких проблем, его просто присоединили к остальным документам.
И вот через пару дней раздался долгожданный для меня звонок из школы, и мне сообщили, что Костика приняли в партию и ждут нас, причем Костик попал в один класс со своей подружкой, нашей соседкой Магдаленой.
В срочном порядке были закуплены рюкзак с черепашками-ниндзя и контейнер для ссобоек - мы идем в школу. Учителем у Костика оказался молодой китаец, мистер Дин, поэтому цветов решили не нести. Он показал нам класс и место на ковре и за столом. Конечно, начинаешь невольно сравнивать свой первый класс с этим. У меня мой первый школьный класс помнится светлым полупустым строгим помещением, где стройными рядами стоят парты, а за ними сидят девочки с огромных бантах, в белых передничках, спинка прямо, руки ровно параллельно друг другу, мальчики в костюмчиках. Но когда здесь на школьном дворе я увидела девочек в угги на босые ноги, а сверху - бальное пышное платье, то поняла, что здесь будет все по-другому. Сидят школьники по-турецки на большом ковре с разноцветными клеточками, на каждой клетке имя ученика. Столы со стульями есть, но, видимо, нечасто ими пользуются. Доска интерактивная, подсоединена к компьютеру учителя, в нее можно тыкать пальцами, как в смартфон. В белорусских школах окна обычно большие, в полстены и почти без занавесок, а здесь окна не только завешаны шторами, но еще и уклеены аппликациями в виде рыбок, чтобы не дай Бог дневной свет не проник в помещение. В классе уютно и риятно находиться, все хочется потрогать.
Вот еще пример классной комнаты, это уже второй класс, тоже все яркое и увлекательное. Хотя в школе учится много детей с 0 по 4 класс, не создается впечатления толп и огромных пространств, все небольшое, но уютное.
Основная роль начальной школы - это техника чтения подготовка детей к нахождению в коллективе и послушанию правилам. Учебный день начинается с того, что родители приводят детей на пришкольную площадку, где те носятся и играют ровно до тех пор, пока в 8:03 не раздается звонок, и тут происходит невероятное: дети, что бы они ни делали, тут же замирают на месте и кладут руки на голову почти как на прогулке в зоне.
Во двор выходит учитель, спрашивает, готовы ли они к школе, все кричат "Yes!!!", потом учитель дважды хлопает в ладоши, и дети бегут выстраиваться в колонны перед калитками своих классов. Причем стоять нужно строго друг за другом, сомкнув руки в замок впереди или сзади.
Как учителя добились такого идеального послушания, ума не приложу. У меня есть версия, связанная с экспериментом про обезьяны и бананы, счас быстро расскажу, кто не знает, кто знает, может сразу следующий абзац читать. Клетка.В ней 5 обезьян. К потолку подвязана связка бананов. Под ними лестница. Проголодавшись, одна из обезьян подошла к лестнице с явными намерениями достать банан. Как только она дотронулась до лестницы, открывается кран, и ВСЕХ обезьян обливают очень холодной водой. Проходит немного времени, и другая обезьяна пытается полакомиться бананом. Та же ледяная вода. Третья обезьяна, одурев от голода, пытается достать банан, но остальные хватают ее, не желая холодного душа. А теперь уберите одну обезьяну из клетки и замените ее новой обезьяной. Она сразу же, заметив бананы, пытается их достать. К своему ужасу, она видит злые морды остальных обезьян, атакующих ее. После третьей попытки она поняла, что достать банан ей не удастся.Теперь уберите из клетки еще одну из первоначальных пяти обезьян и запустите туда новенькую. Как только она попыталась достать банан, все обезьяны дружно атаковали ее, причем и та, которую заменили первой. И так, постепенно заменяя всех обезьян, вы придете к ситуации, когда в клетке окажутся 5 обезьян, которых водой вообще не поливали, но которые не позволят никому достать банан.
Вот и эти дети напоминают мне обезьян из опыта: никто не знает, почему надо беспрекословно подчиняться, но все это делают. В ситуации, когда нужно привлечь внимание сорока носящихся и орущих шестилеток,казалось бы, не обойтись без крика, но я никогда не видела мистера Дина кричащим. Он просто как-то хлопает в ладоши, негромко что-то говорит, и все замолкают наверное, он знает кунг-фу.
Мистер Дин знакомит Костю с одноклассниками
Чем дети занимаются на уроках? Поют песни, рисуют, изучают буквы, цифры, смотрят мультики обучающие, занимаются физкультурой. Костику выдали домой айпад с установленными обучающими играми (произношение звуков, запоминание слов). Первые дни ребенок с упоением сидел с планшетом и играл в Angry birds старательно обводил буквы, повторял слова. Пару отдельных слов хочется сказать о программе обучения чтению. Называется она RAZ-Kids. В ней загружено штук 30 маленьких книг, которые сначала читает озвучка, а произносимые слова подсвечиваются, а потом самому нужно читать. За каждую прочитанную книгу выдаются виртуальные звездочки, которые можно потратить на создание виртуального робота с множеством аксессуаров. Эта программа сетевая, и у учителя есть доступ к аккаунтам всех его учеников, и он в реальном времени видит, кто сколько книг прочитал и сколько звезд заработал.
Домашних заданий нет, но есть общие рекомендации, типа в этом месяце мы проходим в математике узоры и последовательности, покажите ребенку на примере окружающего мира, какие есть вокруг последовательности.
Оценки не ставят, но есть поощрения в виде бумажных фантиков, которые выдаются в обмен на проявленные хорошие качества, проявление заботы о других (может, поэтому взрослые американцы всегда предлагают помочь, так как с детсва заложено это), в конце недели эти бумажки можно обменивать на всякие мелочи, типа канцтоваров.
Класс у Костика весьма интернациональный - американцы, мексиканцы, корейцы, индусы, беларусы, китайцы. Костик все недоумевал, почему Эстер - это девочка, хотя звучит, как мужское имя, а Айзейя - это мальчик, хотя имя похоже на девчачье.
Одной из своих задач школа видит вовлечение родителей в жизнь класса, причем отнюдь не собиранием макулатуры или сдаванием денег на новые двери. На сайте мистера Дина
http://mrdinh.weebly.com/ есть гуглокалендарь для волонтеров. Это значит, что родители или другие близкие люди могут помочь учителю в проведении уроков, нужно просо вписать свое имя в поле со временем, удобным для тебя. Еще был недавно семейный конкурс на лучший завтрак, желающим нужно было приготовить и принести в школу полезное и вкусное для детей завтрачное блюдо. Еще раз в месяц по пятницам проводятся Movie nights (киновечера), когда дети и родители приходят в пижамах в школу с пледам или стульями, в столовой вешают экран, достают проектор и транслируют фильм. Волонтеры из числа родителей и старших братьев и сестер продают попкорн, пиццу, напитки. Мы попали на мультик Inside Out (Головоломка)
Празднование Рождества и Нового года в школе происходило в формате вечеринки вместо уроков, и дети делали поделки и открытки, угощались едой, дарили друг другу принесенные из дома мелкие подарочки
Была даже фотозона с новогодними аксессуарами, где можно было фоткаться всем, и фото распечатывал и тут же вручал мистер Дин
В целом, мне нравится школа. Если сравнивать с нашей системой, то и там, и там задача - влить ребенка в коллектив и заставить его подчиняться. Но если в Беларуси от всего этого ощущение, что тебя прессуют и ломают, то здесь это как-то мягко и ненавязчиво. Надеюсь, что так будет и дальше.