…Шел дождь. Вода окутывала плащом, делая неузнаваемыми привычные городские очертания. Казалось, что плывешь внутри свежего текучего облака, - плывешь, потому что вода всегда капельку - путь, переход, дорога… Под шелест воды медленно проступала иная Москва, иное время - именно то самое, которое оказалось наиболее созвучно театральным впечатлениям от спектакля студии Женовача «Захудалый род». Спасибо Марине! Это все она, это ее благотворное влияние!
Этот театрик на Рогожской заставе. (Очень дорогие моему сердцу места - там в начале позапрошлого века родилась моя прабабушка). В него ныряешь как в инобытие - подворотней, а далее по-хорошему удивляешься гармонии формы и содержания. Цветовая гамма, книжные шкафы, стульчики с такими удобными спинками… Как давно не приходилось вкушать всего этого! Пусть это все - сильно на любителя, но это должно же существовать на радость таким вот, как мы:)…
Безусловно, театр Женовача - это по типу своему режиссерский театр. Да и прием читки текста, определенного отстранения, дистанции не очень-то «помогает» актеру раскрыться во всю мощь. Но при этом спектакль - удивительно актерский. Вот честно - мне понравились все. И понимаю, что 4 часа действия - долго, но как выкинешь хоть какой эпизод? Ведь, несмотря на определенный аскетизм и условность постановки, на любовь режиссера к статике, к мизансцене типа «живая картина», актерские работы настолько ярки, все эпизоды так талантливо прожиты, что погружаешься в пучину сию практически безбрежную - без остатка… И этому только радуешься… Я, между прочим, давно так не смеялась. Хотя играют-то вовсе не комедию. Но: «время плакать и время смеяться». Вообще, была какая-то очень добрая и чистая атмосфера в зале. Очень непросто воспринимать все это да еще в таких количествах, но публика сидела словно бы «с открытым сердцем». Это чувствуется. Когда с легкостью, с чуткостью ловится каждое слово, каждое актерское движение. И понимаешь, что «диалог со зрителем» - не просто красивые слова.
Да, о красивых словах. У меня буквально «отдыхали уши». Своеобразный, тягуче-родной лесковский текст звучал так певуче, так завораживающе… Марина правильно говорит: «Театр слова». Я купалась в нем - как в живой воде:). Как там когда-то кричали? «Самовитое, самоценное» слово? Кто бы мог подумать, что для нас, для нынешних, таким словом станет Лесков… Оригинальный, ни с кем не сравнимый, яркий, плотный, на глубокий вздох легких - вот он какой, Лесков-то. …И я не могу не подивиться мужеству режиссера, который открыл свой театр именно этим спектаклем. Респект однозначно:).
Но за всеми этими прелестями, которыми наслаждалась три часа со смаком, не замечая времени, как-то ушел драматизм сюжета - и финал оказался совершенно неожиданным, нелогичным, повергающим в культурный шок. Ясно, что род в итоге должен «захудать», коль уж таково название. И я все с опаской ждала - ну когда же? Что же будет избрано причиной?... Новое время? Время нуворишей и безответственных трудней? Ну так их в любые времена с избытком. Рок, фатум, Божий гнев?... Как-то не по-лесковски, не по-православному (а спектакль на редкость «духовен», по-доброму духовен (слово «соборность» не произношу, дабы не сочли за ругательство)). Ошибка главной героини, княгини Протозановой, не сумевшей сохранить нравственный закон в целостности и чистоте?... Да бросьте, что называется. Ей, якобы гордой, сопереживаешь больше, чем кому бы то ни было. Одна ее фраза о благочестии: «Не нужно гробы святым золотить - лучше бы накормить голодных» строит многих проповедей. Я бы могла понять, если бы автор показал, что не смогла она одна бороться с не ее веком. Один в поле не воин. Тем более - женщина. Но как бы к финалу выяснилось, что княгиня всю жизнь жила не по-евангельски. Думая, что соблюдает слово Божие, она на самом деле мирилась с неправедным миропорядком… Ей так рассказал некто Червев, философ и праведник. Обаятельный отрицатель жизни и социума. …И меня взорвало! Серьезно. Кто лучше: Мария или Марфа? Пусть участь Марии, сидящей у ног Христа, более благая, но и Марфа - Его ученица. А княгиня - настоящая, вылитая Марфа. И никогда ей не стать Марией… Да и не надобно - по моему глубокому убеждению.
Слова Червева перерубили ее духовный корень, сломили, опустошили. Потеряв основу, она не обрела ничего - а силы и твердость ушли невозвратно. Выходит, не при чем тут время, общество, рок?... Да нет же! Нельзя же так!... Это я про Царствие Божие и методы его достижения. Ясное дело, что примирить его с обыденной жизнью невозможно. Но от этого - бросить жизнь? То есть отдать ее функендорфам и прочим бесенятам, на смену которым придут уже подлинные бесы? Эти-то, бесы, свой союз еще каким построят. Будьте нате, как говорит Дина Артемовна. - А сломленные стыдом и покаянием подлинные праведники уступят им место, страну, историю, свое царство, своего Бога… Просто Лесков об этом еще не знает… Но мне так страшно и пусто от всего этого - от всех этих размышлений, которых он в виду не имел… Только предчувствовал.
Не знаю, верно, я как-то очень своеобычно все понимаю:). Но, видно, так уж совпало увиденное с внутренними размышлениями, с поисками тропки к Божьему миру в душе. …И хорошо то действо, которое не оставляет равнодушным. А все еще плещется внутри - и вот наконец-то прорвалось, вылилось, выплеснулось наружу.
Спасибо всем, кто дочитал:).
А посмотреть стоит, правда!