Озерный город
Неловко признаться, но, однако, Женева оказалась первым европейским городом, который мне категорически не понравился. Всяко, конечно, бывает, какие-то города родней и прекрасней, какие-то воспринимаешь отстраненно, случаются всякие накладки, неприятности, вопросы, но вот чтобы так неуютно… Улочки, которые кружат по центру города во всех немыслимых направлениях, предугадать которые невозможно, сероватые дома, очень аскетичный собор, дождь-дождь-дождь (Мама: «Ну как там горы? Тебе понравился Монблан? - Тут туман одеялом. Где здесь горы, я вообще пока не разобралась». )
Только когда я выбралась к воде, к озеру, где в тот момент, слава Богу, был выключен этот их знаменитый фонтан (штырь воды, без всяких затей бьющий в небо, имхо, пошлость похуже «Эйфелевой башни»),
только когда - кораблики, лебеди, гуси, озерная гладь…
В водяном мороке озеро казалось бескрайним, бесконечным, сказочным… Мне, конечно, повезло, что поселили рядом с набережной. По ней - туда и обратно, днем и вечерами (все в очень красивых огнях) - там у меня впервые в Женеве спросили дрогу:)))))) (дорогу у меня спрашивают в любых городах и на любых континентах, это, так сказать, константа). Вот, кстати, с того момента мне стало психологически легче:), в конце концов, видно, Женева как-то со мной свыклась:).
Озерные жители
Флегматичны до крайности. Наверное, столетия нейтралитета и европейского воспитания, а также незыблемость местной демократии дают им это фантастическое непробиваемое спокойствие, которому ничуть не завидуешь, а, наоборот, начинаешь побаиваться как чего-то совершенно чуждого. Ну хорошо, они практически не торгуют сувенирами (чего суетиться-то?), не работают по выходным (и едальни в том числе, что уж совсем как-то негостеприимно:)), взимают бешеные налоги и торгуют по заоблачным ценам (отчаянно пытаюсь вспомнить, где мне еще доводилось встречать шмотки дороже, чем в белокаменной, причем не то, чтобы в бутиках, а вообще, в принципе). Если стабильность выглядит именно так, то, простите, нам она не светит в ближайшее тысячелетие ни по каким параметрам. - Город без пробок и метро, без «понаехали тут», просыпающийся рано утром и благополучно оканчивающий дела к шести вечера, город велосипедных дорожек, международных организаций, платных тележек в магазинах и аэропорте, нелюбопытный, замкнутый на себе (никаких вывесок, кроме как на французском), - если бы речь не шла про Женеву, я бы осмелилась назвать его провинциальным, что ли. Местный художественный музей с бесплатным входом только подтверждает эти наблюдения. Разве что - музей часов (куда же без часов-то в Швейцарии!). Симпатичное учреждение, в котором показана история часов как модного и дорогого аксессуара: часы-украшения, часы-веера, часы-фонтаны, часы-бинокли... Эдакой причудливый золотой 18 век по-женевски: без дворцов, интерьеров, картин. Только - часы и… простор для богатого воображения:).
Вообще, говорят, Швейцария - пейзажная страна, просто у меня случился несезон. А когда, собственно, еще мне было вырваться на 10 дней среди учебного года прочитать там в частном русском вузе блиц-курс по истории отечественной журналистики? - Тут а парт несколько слов об учебном процессе. В любом случае, опыт был очень полезным и любопытным, хотя я, разумеется:(, дичайшее переволновалась за все, а усталость в итоге перешла в какое-то запредельное состояние. Видимо, холод в аудиториях, проблемы с оными и прочие косяки - неотъемлемая часть нашей системы обучения, в какой бы стране вуз ни находился. Или просто мне так везет, не знаю:), но очень все узнаваемо:). Но зато - все аудитории с мультимедиа (ну как можно преподавать истжур, не показывая изданий и видео? А ведь преподаем:(), студенты внимательные и увлеченные, нырнули в это дело с полным погружением, воодушевились и выдали«компетентностно-ориентированное» (простите) итоговое задание в виде сайтов и обучающих роликов по истжуру в таком самом лучшем виде, о котором я не смела и мечтать… А, значит, все было не просто так, не бесполезно - и это примиряет меня и с действительностью вообще, и с усталостью в частности.
Озерный приют
Мое нижайшее спасибо всем, кто разными способами уговорил-заставил меня в выходные вспомнить о том, что я люблю путешествовать, оторваться от лекций, программы Шешуков, доклада и… и смотаться в Монтрё - тот идеальный булгаковский «последний приют» настоящего модерниста, где кончил свой довольно бурный век тот самый русский англоман В.В. Набоков. То есть я все равно не понимаю, что тянет русских в такую чуждую Швейцарию (видимо, как раз по контрасту), но субботним утром на набережной Монтрё звучала в основном русская - и не туристическая! - речь. Детки, собачки, скучающие мамаши и бабушки… Но, конечно, главное - озеро! Во всей своей величественности и красоте, переменчивое, как настроение красотки, серебристо-седое, в невестиной дымке, все в птицах и - по кроме - яхточках и корабликах…
Знаю: на огонь и на воду можно смотреть бесконечно, поскольку они живые и дышат, но в волнах и горах Женевского озера таится очарование совершенно особенное. Во-первых, универсальное: среди всего этого пейзажа напрочь теряешь чувство времени, погружаясь, как в пещеры, в глубины чуть ли не дочеловеческого существования, когда здесь вот все было так же: склоны, снег, птичий полет, переливы тумана над поверхностью озера… Ощущение вечности: стоит повернуться спиной к отелям - и вуаля, вечность кругом, рядом. …А во-вторых, чисто набоковское: не часто встретишь такое идеальное живое зеркало, как женевское озеро. А что такое весь набоковский художественный мир, как ни танец отражений?... «Там, там оригинал Тамариных садов…» И существа, судя по голосам, подобные последним романтикам:)…
Впрочем, для непоследних романтиков в Монтрё еще есть Шильонский замок (воспетый Байроном). (Грешным делом, задумалась о том, не сделать ли мне как-нибудь (в будущей жизни, ага:)) подборку про замки (своих фотографий, правда, не хватит, ну да, в крайнем случае, словами перескажу:). Как заметили мои женевские студенты, «Вы сами по себе - ожившая презентация»:)).
- Вот конкретно этот мне очень понравился разумностью и наглядностью экспозиции: она построена так, что можно, как в романах Вальтера Скотта, во всех мельчайших подробностях (вплоть до санузлов:)) вообразить, прочувствовать ту, рыцарско-замковую жизнь - с кладовыми и темницами, с озерной песней вокруг, с бойницами и залами, со спальнями и оружейными…
Пройти снизу до верху весь замок, вслушиваясь в голоса и вглядываясь в очертания: экзотические верблюды гобеленов, шепоты молитв в часовне, стеклышки окон - как в замке Спящей красавицы: давнее, несуществующее, но, кажется, всего лишь задремавшее, еще теплое, еще вздыхающее… Очень по-набоковски: может быть, самое живое во всем этом огромном размеренном и степенном озерном крае.
А вообще, конечно, все в жизни на пользу, все прекрасно и обогащает душу - при правильном подходе-то:).