Made in China (вторая часть китайских впечатлений. Поэтическая)

Aug 07, 2013 10:54

Не будучи знатоком истории Китая (до сих пор помню восклицание нашего эмоционального историка в средней школе: «Это безобразие! На какое-то там восстание Уота Тайлера - целый параграф в учебнике, а про тысячелетнюю историю Китая - несколько абзацев»), интуитивно понимаю, что у современного Китая с ней отношения, вероятно, не простые. Ясно, что есть бренды типа Великой Китайской стены, Запретного города, воздушных змеев, китайской медицины, китайского календаря, Конфуция, Инь и Ян (кстати, сама того не заметив, сгруппировала впечатления о Китае в две части как раз по принципу Инь и Ян. Получается, хронотоп определяет сознание:)). Есть Ли Бо, в конце концов. Как выяснилось, есть и современная китайская литература, которую теперь активно переведут… - Но, ИМХО, опыт культурной революции, уходящий корнями в многочисленные китайские литературные инквизиции (санкционированные правящими династиями гонения на литературу и интеллектуалов), и новое «прагматичное» сознание набирающей все больший ход китайской экономики и экспансии («доллар падает, юань растет» (С)) отодвигают все дальше и дальше в прошлое то подлинное древнекитайское очарование самобытного гармоничного мышления и видения мира в его диалектическом единстве, которое (закончу я эту фразу или нет?), проглядывая сквозь толпы туристов, напластования веков, индустриализацию, шепчет душе о вечности… и влюбляет поневоле в эту самую тонко прорисованную тушью и природой китайскую вечность.


(Парк Ихэюань. Летняя императорская резиденция)


Храм Неба в Пекине (в Запретный город нас, по причине нашествия товарищей из провинции в каникулярное летнее время, так и не повели:(), Стена, даже Шанхай с его урбанистическим ландшафтом - все они поражали каким-то совершенно волшебным врастанием в окружающий мир, бесконечным тактом соединения живого и рукотворного в - как на китайских папирусах - единую картину, где изображение, надписи, деревья, горы, люди, хижины на склонах - нераздельны, непредставимы друг без друга как кусочки совпавшего пазла.

Стена

Мы и пробыли-то на ней какие-то жалкие пару-тройку часов. Но, вероятно, в таких местах силы, в точке фокуса энергетических потоков, время искривляется - и с легкостью погружаешься, проваливаешься, улетаешь («когда падать или парить - одно и то же») в стародавнее, в многовековое, за толщу тумана, в сердце седоватых гор - тогда, когда стена была юной, когда она только росла, приноравливаясь к изгибам рельефа, сливаясь с ним, обнимая и покоряя его…


Впечатление от уникальной сочетаемости стены и окружения из подернутых (на наше счастье, иначе бы сгорели как свечки) дымкой гор, курчавившихся традиционными китайскими соснами, переливавшихся запахами леса, простора, свежести, вечности… - по силе впечатление сопоставимо разве что с посещением Великого Каньона в Колорадо, сооружения совершенно грандиозного, но нерукотворного, тогда как здесь… Впрочем, как все воистину грандиозное и величественное, Стена, как и Каньон, не имеют никакого практического смысла. В плане обороны - говорят, монгольские воины с успехом подкупали стражей ворот, вовсе не собираясь штурмовать стену. Более того, говорят даже, что на древних участках стены бойницы были направлены в сторону Китая - примечательный факт для размышлений.




- Лично мне ближе всего версия о том, что Стена охраняла (и делает это до сих пор) Китай не от людей, а от злых духов. По местным повериям, духи движутся только по прямой линии, так что стена для них - непреодолима. Кстати, для индейцев Каньон - тоже обиталище недобрых духов (мифологическое мышление везде похоже, что для меня является доказательством общего корня всех мифологий на свете). -


В ложбине гор Стена кажется змейкой (или, ближе к китайским реалиям, волшебным драконом - покровителем Китая, эмблемой Императора, знаком мужества, силы, власти и мудрости (в этой системе противоположным - женским - знаком будет Феникс)).
(

Фотографировать я, конечно, не умею, но здесь - современная гравюра на шелке по традиционным мотивам: Дракон в иероглифическом и визуальном облике).
Нежась, она поддразнивает туристов, раззадоривая их к восхождению… К сожалению, времени у нас было в обрез, так что забраться успели только на ближайший склон, хотя и этого хватило, чтобы испытать организм на прочность («Вас нужно было фотографировать, когда Вы сюда лезли», - проворчал наш молодой гид, которого мы затащили почти на верхушку горы. А лезли мы, как и все там, действительно живописно, подбадривая себя и других таких же ненормальных всех мастей и национальностей:)).


- Понимаете, дело ведь не в каком-то уникальном виде с башни, не в жажде покорить высоту, нет - а в том, чтобы поймать ритм ее, Стены, дыхания. Задохнувшись, вынырнуть из современности, временности, сиюминутности, - в чистоту и настоящую платоновскую гармонию ветра, воздуха, камня, деревьев - увидеть разом весь мир, себя, маленькую-маленькую в этом мире, мысленно распахнуть объятья, ибо в местах силы не лгут ни себе, ни миру… - А вокруг - ожившие китайские гравюры из не горящих, вопреки всем революциям, книг…


Море
Знаете это ощущение, когда вдруг в совершенно новом месте чувствуешь себя дома? - Можно сказать, что именно Бохайский залив Желтого моря примирил меня с Китаем - физически невозможно не полюбить эту воду, родную-родную, светлую, теплую, совсем, казалось бы, и не соленую по сравнению с европейскими морями, гладкую при отливе, а при волнении и правда желтовато-песчаную. (В волнах песочек прибрежный бурлит маленькими жемчужинками). - Этого много у Платонова: вода как первоматерия, как место второго рождения… Ты движешься в ней, радуясь каждой клеточкой, переливаясь собственной свободой, тебе нашептывают волны прекрасную ерунду, но ты им веришь, потому что слишком хорошо на душе… - Коллеги кричат с берега, ворчат, потом смиряются и привыкают, отпускают - туда, где я и правда могла бы быть если не ведьмой, то уж точно русалкой, где нет уже никого, кроме моря, солнца и горизонта…


…Никогда прежде не плавала в сумерках и в вечерней темноте: в европах это как-то совсем не принято, пляжи не освещаются, некомфортно. - А здесь, в Вейхае, на курорте, облюбованном, кстати, нашими сибиряками, вся набережная блестит огнями, народ плещется на мелководье, что дало мне законный повод наконец-то освоить ночное море («как хорошо ты, о море ночное!») - С ресторанчика на пирсе текут над заливом Битлы, огоньки поблескивают, рыба резвится (охотится) рядышком, не темно, а как будто просто сказочно - на границе миров, ага… И можно плавать и плавать, как будто не существует времени, а сил хватит навсегда:).

Остров Люгундао
Сейчас - туристический объект в бухте туристического же города Вейхая на Желтом море, а когда-то - стратегический военный пост. Интересен Храмом моря,


маленьким зоопарком с обязательной пандой, советской подлодкой на приколе и…


музеем Поражения Китая в японо-китайской войне конца XIX века. На самом деле, в Китае то и дело натыкается на артефакты совершенно советского разлива: масштабные монументы в духе соцреализма, культ героев, перекрытые твиттер и фейсбук (мечта депутатов:)), но этот музей по своей пронзительности и патриотизму и советскому менталитету урок преподаст. - Да, героика подвига, жертвенной смерти во имя пронизывает всю советскую культуру (от гражданской до покорения космоса), но на советской почве жертва все-таки увязывается с конечной победой, а тут - прославляются погибшие в проигранной войне… Сражавшиеся с превосходящими силами нападающих, с собственной взбалмошной императрицей, которая вместо армейских реформ возвела очередной дворец, верные чести и долгу, призывающему полководца смертью (самоубийством) искупать позор проигрыша… И корабельный таран - когда один из китайских капитанов направил свой горящий корабль на японский флагман… - Готовность не только помнить, но и прославлять все это, безусловно, вызывает подлинное уважение. (Я обещала, что про политику больше не будет ни слова - и потому аналогии достраивайте сами).




(Макеты парусников. Лююююбимое...)

Шанхай
Так и просится клише: «Город контрастов». Но вообще и правда - бесконечно живой и разнообразный город, который очень и очень понравился (может, наиболее европеизированный? наиболее открытый в закрытом Китае?) - Наш неожиданный гид, местный житель и магистрант нашей кафедры, несколько извиняющимся тоном говорил о том, что «Шанхай - город без истории» и явно испытывал определенный стыд за скопление «китайской глубинки» в местах туристических объектов - все, кажется, боялся за то впечатление, которое может произвести его город на московскую профессуру. (Тут поневоле вздохнешь, что прослойка интеллектуалов везде тонка как китайский шелк… ну это так, к слову). - Зря боялся - Шанхай заражает своей молодой энергией растущего ввысь и вширь сильного животного, он покоряет юной мощью и какой-то юной же наивностью ученика, стремящегося перещеголять учителя. - Например, небоскребы там такие, что Даун Таун Манхеттена нервно курит в сторонке:), а ночной городской пейзаж с телевизионной башни вызывает ассоциации с космическими городами будущего, как их представляли бы себе футуристы.


При этом, в отличии от уже упомянутого Манхеттена, эти громадины как-то совсем не подавляют, но кажутся вполне закономерным проявлением китайской гигантомании и масштабности. Раньше у Китая была стена, а теперь - у него есть Шанхай, безбрежный, планетарный, веселый, чистый, бурливый, старательный, целеустремленный, как «пущенная стрела»… А в наш приезд - очень жаркий, увы:(, так что вариантов для прогулок в сорокаградусной жаре, сменяющейся тропическими ливнями, было совсем не так много, как хотелось бы.


С футуристической Бунд (набережной) мы сбежали в Сад радости (Юй Юань), заложенный еще в XVI веке, - традиционный китайский комплекс в Старом городе (так называемом, ибо это все, в общем, новодел, как пишут знающие люди). Вообще, Китай - страна на редкость арелигиозная (в этом отношении азиатский Китай далек от «православного Востока» как средоточия мистицизма и религиозных прозрений), отношение к вере здесь сугубо прагматическое: зашли в Храм, поклонились всем Богам - на всякий случай. Как верно сказала Инна Ли, в таком прагматизме зато больше толерантности и готовности уважать чужую веру, чем в фанатизме иных верующих… (Не про политику - про науку. Прочитала в Китае доклад на тему «Трансформация образа Христа в русской антиутопии 1920-1930-х годов» с мыслью, что в России уже бы поостереглась высказываться на подобную тему. Правда, китайские товарищи все равно ничего не поняли:), а коллеги дружно пожурили меня за сложность мышления и посочувствовали моим студентам, которых я гружу этакой сложностью по самые макушки).


Так вот, обратно к Саду радости. Это - именно рекреационное учреждение, несмотря на обилие храмиков, посвященных всему на свете. Но аура (по фэн-шую?) там просто изумительная - среди причудливых мостиков, извилистых прудов с императорскими карпами и черепашками, среди китайских плакучих ив и одухотворенных камней - ни шума городского, ни жары, ни усталости, все как рукой сняло…




Ходить бы там и ходить, останавливаясь то и дело, замирая в созерцании, проникаясь философией пространства и теми космическими потоками, что фокусируются в этом рукотворном раю…


Там и правда верится от всей души в древнекитайскую легенду о богине Гуаньинь, бывшей прежде принцессой Мяо Шань, преследуемой отцом за свою веру и жажду уйти от мира. Оказавшись после казни в аду, самим своим присутствием она превратила его в благоухающий сад, а демоны в итоге попросили богов забрать ее оттуда, чтобы их ад окончательно не зацвел прекрасным раем…

А еще, благодаря проф. Ермолину, терпеливо водившему нас по всяческим диковинкам Шанхая, мы забрели во французский квартал - весь платановый, тенистый, двухэтажный и, действительно, на фоне общих громад, такой весь уютно-европейский (бешеные цены европейских бутиков мы вынесем за скобки:))…


Наш магистрант не удержался от иронии: мол, от прежнего утонченного духа там остались только фасады, за которыми «по-булгаковски» (его определение) расселились хапуги и временщики. И в чем-то он, наверное, был прав: так и не удалось мне привыкнуть к китайской манере даже при наличии балконов и лоджий вывешивать белье сушиться прямо над улицами (может, иначе плохо сохнет?), от чего весь лоск французских мотивов сразу же сползает в демократичность обиталища городского пролетариата (сорри, но мы не властны в ассоциациях:)).


Впрочем, особенностью Шанхая мне как раз и представляется его многомерность, культурная пестрота и, как показалось, способность принять и вобрать в себя и ассимилировать любое веяние, стиль и направление, каким-то неуловимым образом помогая чувствовать себя в этом чрево китовом на редкость комфортно:).

Наверное, настоящий Китай - это совсем не то, что нам довелось увидеть. И, будь у меня такая возможность, я побродила бы еще и по Стене, и по горам северного Китая, запустила бы яркого змея, вышла бы в море на настоящей джонке, но… но лучше радоваться тому, что случилось, чем мечтать о несбыточном (во всех смыслах).


И, напоследок, еще один маленький сувенирный кусочек страны панд - очередная мишка в коллекцию. По-моему, она очаровательна:).

птичье-перелетное, природа, звуки и запахи

Previous post Next post
Up