Ностальгия по миру и вещи. Роберт Фальк в «Галеев Галерея».

Oct 10, 2012 20:57

Совершенно импрессионистическая погода, если восприниматьее отстраненно. Полутона и полусилуэты в флере дождя, особая октябрьская серебряная прозрачность воздуха, неуловимо смягчающего оттенки… Каждый раз, когда заносит судьба в район Патриарших, в эту извилистую сеть переулков вокруг бывшего Козьего болота, то и дело мысленно оглядываешься, чтобы не выпасть из реальности - и не впасть в полет и прочие иррациональные штучки…
И где-то за околицей повседневного, вниз по лестнице в подвальчик, под специальное музыкальное оформление - два небольших зала Галеев Галереи с выставкой Р. Фалька.
Тот самый случай, когда хронотоп искривляется - и на точку времени-пространства приходится гораздо больше впечатлений и чувств, чем положено по определению.
Для меня, неспециалиста, Фальк - это прежде всего «Красная мебель» из Третьяковки на Крымском валу, образец его «бессюжетной формальной» живописи авангардистского толка. На выставке же можно увидеть Фалька совершенно уникального - собранные по частным коллекциям (то есть шансов посмотреть это в открытом доступе ну оооочень немного!!!) городские пейзажи и натюрморты, портреты и автопортреты…
Поразительная колористика! Пусть это все сделано в глубоко советское время, но бубновалетовской энергии не отнять и не забыть! Когда-то эти молодые и дерзкие хулиганы взорвали культуру натюрморта, наполнив «мертвую натуру» кричащими красками и безумными аксессуарами… И в 30-е годы в натюрмортах Фалька побеждают бессюжетность и цвет. Ниже, по ссылке можно, промотав http://www.ggallery.ru./ru/events/35, увидеть провокационный «Натюрморт с омаром и красными перцами в вазе», в котором предметы собраны не по смысловому, но по колористическому принципу. Но как же они ярки, выпуклы и осмысленны, эти красные делали бытия! Эти почти «бродские» вещи, имеющие смысл сами в себе - в своих очертаниях, формах, своих броских боках… Из той же серии натюрморты с окунями и креветками, в которых художник играется с причудливостью уже неживой натуры так, как будто эта их неживость придает им какие-то новые смыслы и качества.
Золотистые шары «Кукурузы и тыквы» снова намекают на смежность округлостей и цветов… Это как бы такая вот аллитерация в красках: сопряжение далековатых понятий на основе родства форм и окраски.
Натюрморты чудно (продуманно) коррелируют с городскими пейзажами едва ли не в духе постимпрессионистов. И сюжеты-то те же, узнаваемые: причал в Бретани, крыши Парижа… Спокойные, ностальгические тона, тона мудрости и недоступности (ну, может, мне так показалось - что, гражданин советской республики, Фальк, путешествуя по Франции 30-х, бесконечно далекой от соцреалистического искусства, как будто вписывает в историю русской живописи эти, французские по сути мазка, палитры, очертаний, пейзажи… Или же, наоборот, русскую живопись он приглашает в европейский культурный процесс…) …Те же контуры ищет он и в арбатских крышах и воздушных акварелях Троице-Сергиевой лавры. - Но подлинно волшебными кажутся его работы с восточной тематикой: золотая самаркандская чайхона, нежность Бухары… Как можно сочетать яркость с пастельностью, акварельность с тяжкой зримостью? Как бесконечно плавно соседствуют у Фалька теплые и холодные гаммы, балансируя на грани безвкусицы, но удерживая мир от распада на составляющие…
Женские образы Фалька заслуживают отдельного абзаца. Эти его раблезианские натурщицы 20-х! Странные француженки и азиатки с выведенными как будто углем глазами… Портреты любимых. Удивительное дело: сколько ни видела портретов его первой жены, Лизы, она везде абсолютно разная, каждый портрет - как новая веха, новое видение мира (розово-зеленое, тоническое - или мощно-чувственное красное). Искренне недоумеваю, почему на выставке ее портреты как будто «спрятаны» за колонами, повернуты не в зал, а в стены. Но нужно, необходимо нужно прийти и посмотреть хотя бы одну «Лизу в красном» с полуопущенными глазами, с грациозно-декаденским наклоном головы и такой рвущейся силой любви… И еще (внимание!) так похожей на нашу Бэллу (Бэлла, я буквально вздрогнула, когда заглянула за колону и нашла там… тебя, настоящую тебя, живую и прекрасную!)
До 11 ноября вот здесь: http://www.ggallery.ru/ru незнакомый знакомец Фальк и его натюрморты, пейзажи и женщины.

звуки и запахи, впечатления

Previous post Next post
Up