Основы боевого выживания

Aug 25, 2020 22:11

Кто из вас, друзья мои, переправлялся через реку зимой? Нет, не по льду метровой толщины и не по понтонному мосту, наведённому инженерным батальоном, а по воде. По мокрой и холодной зимней воде. Очень увлекательное занятие, доложу я вам.
Я родился и вырос на Енисее, большой, глубокой и быстрой реке. В детстве летом мы всем пацанским двором пропадали на его берегах с утра до темна, учились плавать, рыбачили, катались на "торпеде" - привязанных длинной проволокой к прибрежным деревьям, деревянных санях. Благо - течение у сибирской реки было подходящее - под 2 метра в секунду.
Но, как водится, в сентябре уже в воду никто не лез - сибирское лето коротко. А в конце ноября Енисей сковывал лёд. В конце января лёд был такой толщины, что по нему спокойно, до самого конца марта ездили многотонные грузовики и трактора, а пешком по льду ходили, порой, и в первую декаду апреля.
И всё шло своим чередом и установленным порядком. В школе, помнится, меня очень впечатлил стих поэта Твардовского о переправе. Помните:
Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда..
На войне - дело обычное, первый этап форсирования реки - разведка боем. Рота или даже, батальон переправляется на подручных средствах, на штатных понтонах, вскрывает оборонительные порядки противника, если повезёт - захватывает плацдарм на противоположном берегу и, как правило, погибает, дав возможность осуществить уже настоящее форсирование водной преграды основными силами.Что ж, рота - расходный материал, кому не повезло, тому - не повезло.


Самый впечатляющий момент стихотворения был о том, что ночью, в расположение основных сил приплыл боец-связист, а точнее - Василий Тёркин, который доложил обстановку и запросил огневую поддержку переправившемуся взводу.
"Два бойца сидят в дозоре
Над холодною водой.
То ли снится, то ли мнится,
Показалось что невесть,
То ли иней на ресницах,
То ли вправду что-то есть?
Видят - маленькая точка
Показалась вдалеке:
То ли чурка, то ли бочка
Проплывает по реке?
- Нет, не чурка и не бочка -
Просто глазу маята.
- Не пловец ли одиночка?
- Шутишь, брат. Вода не та!
Да, вода... Помыслить страшно.
Даже рыбам холодна."
Оказалось, что Тёркин обладает феноменальным здоровьем и готов после доклада и выпитой чарки, продолжить выполнять боевую задачу:
"И, у заберегов корку
Ледяную обломав,
Он как он, Василий Теркин,
Встал живой, - добрался вплавь.
Гладкий, голый, как из бани,
Встал, шатаясь тяжело.
Ни зубами, ни губами
Не работает - свело.
………. ……………… ………….
Дали стопку - начал жить,
Приподнялся на кровати:
- Разрешите доложить.
Взвод на правом берегу
Жив-здоров назло врагу!
Лейтенант всего лишь просит
Огоньку туда подбросить.
А уж следом за огнем
Встанем, ноги разомнем.
Что там есть, перекалечим,
Переправу обеспечим...
Доложил по форме, словно
Тотчас плыть ему назад."
Честно сказать, в юном возрасте у меня были большие сомнения в правдивости рассказа. Нет, я знал, что есть люди, купающиеся в холодной воде, «моржи», да и просто закалённый народ, но Енисей в ноябре переплыть было нереально даже самым морозостойким моржам. Его и летом-то не все могли переплыть и человека три-четыре парней, только с нашего двора, утонувших в тёмных и холодных водах, похоронили на моей памяти.
Впрочем, реки бывают разные.
Конечно же, в Советской армии этот стих читали и приняли к сведению. Понтонно-мостовые парки и иные переправочные и инженерные средства были в количестве изрядном и разнообразном. Ведь, как гласил военный учебник: «В состав европейской водной системы входит около 20 крупных артерий протяженностью более 1 000 км, около 15 рек, длина которых превышает 500 км и огромное количество небольших речушек. Но каждая из них имеет огромное значение. Их бассейны охватывают тысячи квадратных километров, образуя самую большую область внутреннего стока, составляющую 33 % всей площади континента» Не могла же наша непобедимая и легендарная, пустить такой важный вопрос на самотёк? Так и до Ла-Манша было бы не дойти, а этого допустить было, попросту - невозможно.


Прошло некоторое время, ознаменованное самыми разными событиями и делами, и, как-то раз, вопрос о переправе через реку встал передо мной вновь, в полный рост.
В одной из командировок я задал вопрос командиру роты: - «А как надо правильно переправляться группе спецназа через речку?», на что получил универсальный ответ всех времён и народов: - «Быстро и уверенно».
Этот ответ меня ни разу не устроил, и я решил погрузиться в вопрос. Тем более, что тема предстояла стать очень актуальной в самое ближайшее время.
Учебно-методической литературы, как таковой, в нашей структуре, практически, не было. Это звучит дико и неправдиво, но, это - факт. Какие-то брошюрки, отксеренные сшивки, самодельные конспекты. Вершиной методической мысли, которая предлагалась к изучению, была книжица из разряда - «популярно школьникам об армии».
Называлась она «Спутник разведчика» и изваял её, скорее всего, какой-нибудь, шустроватый полковник с кафедры Новосибирской альма-мамы, имея совершенно, коммерческую цель.
К моему ужасу, в ротной библиотеке ничего более стоящего не находилось. В бригадной секретке скучный прапорщик удивлённо промычал, в ответ на вопрос о методической литературе: - «Что, пиво в городке кончилось?», и посоветовал поговорить на эту тему с «афганцами», благо - таковые в бригаде имелись.
Но идея не сработала. Опалённые Кандагаром, ветераны все свои рассказы сводили, в основном, к двум вещам - кто и как умел добыть спиртосодержащие жидкости и, как и кто в каком составе смог вломить душманам по первое число. На очень конкретный вопрос о переправе через горную речку один бравый орденоносец вяло отмахнулся: - «А, бэтээры подъехали да перевезли. Так-то можно было и пешком перейти, потом, на ходу обсохнуть», и посчитал обсуждение вопроса законченным.
Вопрос завис в воздухе.
(продолжение следует)

ОБВ

Previous post Next post
Up