Элизабет фон Арним "Колдовской апрель"
Дэвид Митчелл "Тысяча осеней Якоба де Зута"
Борис Акунин "Другой путь", "Счастливая Россия"
Харуки Мураками "Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий", Сборник рассказов "Мужчины без женщин"
Евгений Водолазкин "Авиатор"
Виктор Пелевин "KGBT+", "Лампа Мафусаила или крайняя битва чекистов с масонам"
Ольга Токарчук "Бегуны"
Дмитрий Филиппов, Евгений Касьянов "Вскрытие мозга: нейробиология психических расстройств"
Вадим Чекунов, Гарри Савулькин "Китай"
Джон Фаулз "Дэниел Мартин"
Вадим Панов "Аркада"
Борис Акунин "Трезориум"
Роман Прокофьев "Звёздная кровь"
Вячеслав Шишков "Угрюм-река"
Андрей Геласимов "Роза ветров"
Виталий Тренев "Путь к океану"
Антон Павлович Чехов "Остров Сахалин"
Александр Бушков "Охота на пиранью"
Роджер Желязны "Князь света"
Миика Ноусиайнен "Перезагрузка"
Джордж Оруэлл "Дни в Бирме"
Григорий Чхартишвили "Медвежатница"
Харуки Мураками "Убийство командора"
Герт Нюоордсхауг "Зоопарк доктора Менгеле"
Роберт Льюис Стивенсон "Остров сокровищ"
Энди Вейр "Проект Аве Мария"
Дмитрий Лихачёв "Как мы выжили"
Антон Карелин "Одиссей Фокс"
Элизабет фон Арним "Колдовской апрель"
Две нестарых тетки решают свалить в отпуск от всех забот. Причем снимают для этого целый замок в красивейшем месте на средиземноморском побережьи. И чтобы аренда на месяц была не настолько травматичной для бюджета, они пригласили ещё двух тёток разделить с ними отдых, совсем молодую и совсем старую. На самом деле не тетки - молодые женщины, наверное даже красивые, но поскольку это чопорные англичанки, по-другому в начале книги их назвать язык не поворачивается. И все действие происходит в прошлом веке или даже в конце позапрошлого, поэтому нравы весьма викторианские. Характеры у теток разные, есть достаточно вредные. В какой-то степени их взаимодействия друг с другом и окружающим миром напоминают "Трое в лодке", только их четверо в замке, и юмор существенно мягче и тоньше. Атмосфера средиземноморского побережья, стены и сады старого замка, цветущая природа - все это привело к чудесной трансформации сознания всех этих женщин, они превратились в обаятельных девушек (которые помоложе), и на них снизошла любовь. Не удивлюсь, если по этой книге есть спектакль - действие там очень камерное, персонажи весьма хара́ктерные, и постепенно их становится больше - приезжают мужчины, и любовь как электричество находит разность потенциалов.
Дэвид Митчелл "Тысяча осеней Якоба де Зута"
Повествование затрагивает период колониальных войн между европейскими державами и рассматривает попытки голландской торговой компании наладить торговлю с консервативной и закрытой Японией. Молодой сотрудник компании, бухгалтер, приезжает с целью сделать мере имя и разбогатеть. Он начинает трудиться в портовом управлении, разбирать документы прошлого руководителя и выявлять нарушения и злоупотребления в торговле. При этом встречает сопротивление сотрудников, по мере возможностей знакомится с странной и необычной культурой самой таинственной и закрытой страны и встречает девушку, в которую влюбляется с первого взгляда. Повествование неспешно развивалось где-то первую треть, почти половину, даже стало немного скучно. Я читал по паре страниц в день, урывками, даже думал бросить. Но потом сюжетная линия сорвалась с цепей и понеслась как сумасшедшая, по крайне мере судя по прогрессу в читалке, и вторую половину книги я дочитал за один присест на дежурстве.
Борис Акунин "Другой путь", "Счастливая Россия"
В прошлом году я начал новую серию этого автора "семейный фотоальбом", где развитие сюжетной линии и жилет главного героя переплетены с философскими рассуждениями примерно 50/50. Причем, только по процедуре книге до меня дошло, что философская часть - это слова главного героя книги, а не автора напрямую. Во второй части речи идёт о любви, главный герой как будто бы другой - девушка студент пятого курса медицинского института, которая видит себя хирургом в будущем. Она знакомится с молодым анестезистом, который и есть наш главный герой из прошлой книги, и влюбляется в него. Сюжетным перипетиям уделено не очень много внимания, будто какие либо события просто заменены философскими рассуждениями, а происходящее приходится додумывать. А философская мысль рассматривалась с разных сторон, но фактически одна, насчёт природы и последствий настоящей любви. Оттого книга показалась исключительно короткой.
Следующая часть, которая "Счастливая Россия", построена похожим образом, но оригинально. Главный герой здесь - работник НКВД, который фигурировал в первой части на правах одного из главных героев. Он читает дело о контрреволюционной организации и знакомится с их основными положениями. Больше всего понравилась часть третья, которая представляет собой футуристический фантастический рассказ о будущем устройстве государства на территории России. Непростая задача для автора - написать рассказ из прошлого о будущем. Антуражем напоминает "Дивный новый мир" Хаксли - по мере продвижения несложного сюжета читателя знакомят с особенностями нового мира. Но сам мир написан куда как более оптимистично.
Харуки Мураками "Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий", сборник рассказов "Мужчины без женщин"
Молодой инженер, работающий железнодорожной компании, проектирует станции и ведёт размеренную и тихую жизнь. Друзей у него нет, жены и детей тоже, постоянных отношений заводить не получалось. Он вспоминает школьные годы, когда он был частью компании, друзей не разлей вода, пятеро друзей, три парня и две девушки, четверо друзей имели название цвета в имени, и только главный герой был "бесцветный". После окончания он уехал в другой город, поступил в престижный университет, а они остались в родном городе. Они продолжали дружить, но вдруг остальные отказались с ним общаться, без объяснения причин. Он принял это, но перенес очень тяжело. Возможно, именно поэтому с тех пор он боялся сближаться с другими людьми. И вот, спустя много лет, ему пришлось окунуться в прошлое и понять, что же такое произошло тогда.
Сборник рассказов "Мужчины без женщин"
Почему-то я не люблю рассказ как жанр, видимо из-за подсознательного чувства, сил за несколько страниц крайне затруднительно что-то путное рассказать. И должно получится что-то вроде анекдота, по аналогии с рассказами Роберта Шекли.
Евгений Водолазкин "Авиатор"
Не очень оригинальная затравка для произведения - человек, потерявший память, просыпается в больнице. Крючок так себе, заезженный, но цепляет. Главный герой помнит урывками отдельные события, лица или фразы, и все как на подбор из начала двадцатого века, а себя он обнаруживает в самом его конце. Причем, он не стар, только явно болен. Постепенно из осколков воспоминаний начинает проявляться какая-то неясная картина, как мазки импрессиониста на рождающимся шедевре. Проясняется его принадлежность к другому времени, больной вспоминает все больше, причем воспоминания его приходят в царапающий душе манере, чередуя счастливые моменты безоблачного детства с жуткими кошмарами лагерных будней.
Виктор Пелевин "KGBT+"
К моему удивлению в моем книжном рационе оказалось сплошная современная или не очень проза, а фантастика стала редки гостем. И фантастика-то все чаще попадается та, которую я раньше избегал или не понимал. Не уверен, правда, что в полной мере ее и сейчас понимаю, но чтение доставляет мне некоторое удовольствие. Пелевин стал у меня традиционно потребляться через слуховой анализатор. Эта книга очень долго начиналась, то ли потому что я ее слушал урывками, то ли в самом деле несколько затянуто начало, где всякие переселения душ. Затем довольно много на злобу дня, фем-перевёртыш, пародии на блогеров, двойственность власти и ее политики в изображаемой стране, совсем немного философии, больше похожей на житейскую мудрость. А ещё, в его изображении будущего прослеживается грустная логика и определенная хронология.
"Лампа Мафусаила или крайняя битва чекистов с масонам"
Книга, достаточно типично для этого автора, состоит как бы из четырех повестей, связанных общим сюжетом. Вернее, три повести и одна псевдонаучная статья. Удивительно, как у Пелевина получается томно-ироничный тон повествования от лица современного гей-инвестора, надрывно-восторженные литературные порывы пропитого помещика с гусарским замашками из конца 19 века и доброжелательно-сухой и академический тон научной статьи. А книга как всегда на злобу дня. Тут и про Украину есть, и почему война неизбежна и всем очень нужна.
Ольга Токарчук "Бегуны"
Книга лауреат каких-то премий, и автор тоже лауреат, Нобелевский и ещё какой-то. Книга о путешествии как о философии жизни. Мелкие зарисовки, путевые заметки на клочках бумаги, с вкраплениями чего-то сюжетного. Всё движется и при этом никуда не идёт. В живом журнале таких заметок наверное можно найти немало. Здесь они кажутся хаотичными, разрозненными, просто чередой ситуаций. Нельзя сказать, что они вырваны из контекста, напротив, в них поступает какая-то завершенность. Прочем, в одном из этих отрывков автор рассуждает о психологии путешествий, как раз примерно в таком ключе, как бы объясняя странности своего повествования. Мне это напомнило одного моего знакомого писателя, он говорил, что в его кармане всегда лежит блокнот, и он записывает туда всякую мало-мальски удачную мысль. Так вот - роман производит впечатление всех вот этих удачных мыслей, списанных с мятых клочков бумаги, выуженных из глубин карманов, сумок и рюкзаков, написанных в разные времена в разных путешествиях, заготовки будущих повестей, незаконченные главы... А привести в их порядок какую-то логическую структуру не удалось по причине невозможности.
Дмитрий Филиппов, Евгений Касьянов "Вскрытие мозга: нейробиология психических расстройств"
Авторы в нескольких главах приводят свежие новости в плане изучения патофизиологии основных психиатрических страданий. Вполне понятно и для не-медика, в двух словах о сложном и много о доступном и простом. Белых пятен ещё много, но много из того, что раньше было вообще за гранью понимания, стало куда как менее загадочным. Каждая глава касалось какой-то одной нозологии, но последняя глава неожиданно коснулась перспектив передачи прав на врачевание искусственному интеллекту.
Вадим Чекунов, Гарри Савулькин "Китай"
Авторы, как я понял, с филологическим образованием, прожили немало лет в Китае и решили о нем написать. Получилось что-то вроде путевых заметок за долгий период. Немного сумбурно, неровно, больше похоже опять же на записки из дневника, кое как приведенные в книжный вид. Первая часть, большая - от одного автора, более подробно и обстоятельно повествует о материковом Китае в виде остроумных наблюдений, более менее приведенные в литературную форму. Больше похожа на жж-шный формат. Часть вторая, короткая, телеграфным стилем быстро в двух словах пытается все рассказал о Гонконге. И по компоновке напоминает короткие заметки из мордо-книги о том какой крутой чувак автор. Такой сферический задорнов, который петросянит про китайцев. Создаётся впечатление, что оба автора вели дневник, но один постарался внять совету редактора и превратил свои заметки во что-то более объемное и похожее на литературу. А второй похоже откладывал все до дедлайна и ни фига не сделал. В итоге получаются какие-то неясные контуры, но какое-то понятие о Китае все же формируется. Хочется даже съездить, хотя правильнее было бы пожить.
Джон Фаулз "Дэниел Мартин"
Удивительным оказался стиль этого автора: наверное так работает художник импрессионист - сделает небольшой мазок, отойдет, поглядит, нанесет другой, снова оценит. Маленький штрих к проекту героя, ещё один - чуть раскроет сюжет, ещё детальки к характеру второстепенного персонажа и высветить другая сторона личности главного героя. Вот так постепенно рисовалось плотно романа. А ещё возникло ощущение тихонько горящего очага или костра. Ты сидишь, уютно устроившись рядом, греешься, постепенно огонь становится тише, и ты вроде начинаешь подмерзать, как автор подбрасывает в костер полено-дворе, и огонь снова жарко вспыхивает. То есть только я собираюсь посмотреть сколько я прочитал - а это верный признак, что книга мне наскучила - как автор так поворачивает сюжет, что интерес снова вспыхивал с новой силой. Плюс, тончайший психологизм, детальное погружение в мир эмоций разных людей.
Вадим Панов "Аркада"
Новая серия известного отечественного автора. Надо сказать, совершенно ничего нового по своему облику. Несколько сюжетных линий, забойный экшн, недалекое будущее - все как в Анклавах. Только сюжет с охватывающей весь мир эпидемией смертоносного вируса оказался очень близок с учётом послезавтра нескольких лет.
Борис Акунин "Трезориум"
Четвертая книга из серии "Семейный альбом". Структура такая же как и у предыдущих - сюжетная линия перемежается с философскими рассуждениями 50/50. Причем, и рассуждения довольно интересные, и к сюжету вернуться очень хочется. На удивление, здесь рассуждения было читать едва ли не интереснее, чем основной сюжет. Один из героев находит дневник педагога, который в гетто в Бреслау в годы войны сумел создать ясли по индивидуальному развитию ребенка и раскрыл таланты у восьмерых детей. И основной сюжет в этот раз разбит на две части - один из героев, сын старого знакомого из прошлых книг, другой - новый персонаж, девушка подросток. Сюжетные линии конкурируют и уже готовы пересечься в конце. Но автор видимо был укушен Джорджем Мартином. Хотя, конечно, любой счастливый финал смотрелся бы притянутым за уши.
Роман Прокофьев "Звёздная кровь"
Когда давно я сформулировал для себя определенные признаки для книги, которые позволяют предположить что передо мной трэш. Во-первых это вариации на попаданскую тему, а во-вторых - это когда главный герой теряет память. Ещё я не люблю, когда меняется лицо повествования: если уж от первого лица, то от начала до конца. Здесь с первых страниц все эти мои нелюбови присутствовали. Пролог от третьего лица, но потом все от лица главного персонажа. Главный герой на спасательной капсуле пропадает в иной мир, причем капсула, как это водится, вдребезги разбивается. И ещё он обнаруживает приличные знания по устройству вселенной, но ни черта не помнит относительно собственной личности. Все повествование похоже на новеллизацию очередного компьютерного квеста, которых тысячи. Как будто как сценарий компьютерной игры выгодно продать не удалось, ну тогда хоть как книжку может получится. Штамп на штампе, не выдержал, бросил.
Вячеслав Шишков "Угрюм-река"
Недавно я читал "Смотрителя" Пелевина, а чуть позже наткнулся на рассказ Тынянова, которым отчасти первый вдохновлялся. Не то чтобы копирует или заимствует что-то, но некоторые сюжетные ходы и имена следует из небольшого рассказа. А тут решил приобщиться к русской классике и с первых строк понял, что тоже где-то уже это слышал. Очень быстро вспомнил, что декорации к популярному боевику за авторством Александра Бушкова заимствованы именно отсюда. Мощная книга. Все таки известное произведение американской писательницы по фамилии Рэнд - сказка. А на деле железные люди со стальным характером внутри совершенно выгорают от нестерпимого жара их стремлений.
Андрей Геласимов "Роза ветров"
Логичным продолжением романа об освоении Сибири явился роман об освоении Дальнего востока. Захватывающее и остросюжетное произведение, где художественная составляющая тесно переплетена с известными и не очень историческими событиями, а яркие и наверное все же вымышленные персонажи пересекаются с реально существовавшим личностями. В частности на страницах романа промелькнули те, кто дал имена многим известными проливам, островам, городам и даже пароходам. Из недостатков хотелось бы отметить скачущее время, резко обрубленые некоторые повороты сюжета, скомканные кое какие сцены, которые можно было интересно расписать, но видимо сроки сдачи романа не позволили. О сюжете: середина 19 века, идёт борьба за территории и рынки сбыта среди морских держав. России в этом не самый мощный игрок, но старается наверстать упущенное ранее, в частности - застолбить примыкающие к Сибири дальневосточные территории. Главный герой - реально существовавший мореплаватель и исследователь Дальнего востока, Геннадий Невельской. Роман охватывает его становление как исследователя и его путь к Тихому океану. Концовка несколько скомкана, любовная линия не прописана. Для остросюжетности добавлены всякие драматические детали в виде спасения в последний момент, а некоторые подвешенные на стене ружья наоборот не стреляли. Эти беглые каторжане и брат главного атамана, случайно припрятанный в кубрике - вообще рояль в кустах. На кой черт автору потребовалось вводить таинственного серого человека и этих спецназовцев мастеровых - как не реверанс любителям теории заговора и теневого правительства. Наверное чтобы роман давался легче современному читателю. Ну и самом деле, тот же "Путь к океану" читается куда как тяжелее, хотя это художественное переложение воспоминаний и писем многих причастных к описываемым событиям лиц. А если взять собственно книгу самого Невельского, что там можно заскучать только на одном названии.
Виталий Тренев "Путь к океану"
Предыдущая книга вызвала умеренный восторг, которым я поделился с родителем. А он тут же взял со стола потрепанный томик с пожелтевшими станицами и дал мне прочитать. Это была старая книга советского писателя, сборник рассказов, а вторую половину занимал исторический очерк о подвигах Невельского и его соратников. Пусть роман Геласимова вызвал небольшой эмоциональный отклик, но послевкусие оказалось не очень - попытка осовременить действие и добавить специй сюжет негативно сказалось на исторической достоверности. Здесь же историческая правда в ее непредвзятом изложении, минимум отсебятины, ноль мистики и бульварщины. И оттого, оно было куда как натуральнее и атмосфернее.
Антон Павлович Чехов "Остров Сахалин"
Интерес к освоению Дальнего востока не спадал, и следующим произведением стали путевые заметки русского классика. Ничего особенно художественного в этой книге нет, хотя в описании печальных сахалинских пейзажей безусловно чувствуется слог мастера. В основном это отчёт, где немало статистики, достаточно сухих описаний поселений и строений, ещё более сухих цифр переписи населения. Автор методично проехал по всем округам острова, посетил все крупные поселения и множество мелких, тюрьмы, посты, кордоны, больницы, порты и много чего ещё, и обо всем составил ёмкое и четкое впечатление. Эмоции у читателя проявлялись иногда, например в сцене описания телесных наказаний или в детской смертности. Наиболее методично описана медицинская статистика, читать было любопытно - медицина с тех пор ушла довольно далеко, тем не менее в статистику автор анализирует очень трезво.
Александр Бушков "Охота на пиранью"
Прочитав Угрюм-реку, у меня закономерно возникло желание перечитать то произведение, где встречал о ней упоминание. Долго не мог найти, почему-то Бушков изчез из продажи на ЛитРес, а я в свое время себе не сохранил, так как была бумажная книга. Ее тоже не нашел, видимо кому-то дал почитать. Пришлось найти где придется, попутно выяснил, что серия разрослась до невообразимых размеров. Ранее имелось только четыре книги, причем в третьей автор попытался героя похоронить, но видимо издатели не дали зарезать курицу с золотыми яйцами. Сам ли писатель продолжил клепать сиквелы-приквелы и вбоквелы, или творческое ателье литературных негров - но в серии можно найти чуть ли не "пиранья против кинг-конга". Я-то с удовольствием прочитал три, со скрипом одолел четвертую, на пятой споткнулся. Грешным делом решил, что дно достигнуто, все читатели и издатели это понимают, больше образ героя автор порочить не будет, и серию прикроют. А она, милая, разрослась до целой вселенной. Попутно, автор писал много ещё всего, крайне низкого пошиба, даже исторические книги были, хотя историк из него, как балерина из мамонта. Истории интересные, слог однообразный, сюжеты забойные. А вот раньше, ранний Бушков - это совсем другой автор. Но, был, да весь вышел. Но достоинств первой книги этой длиной серии умалять не могу - хороший классный и качественный боевик, который в юности я с удовольствием перечитывал и решил перечитать ещё раз. Обнаружил, что по молодости лет и ввиду не-знакомства с классикой, упустил немало деталей, связанных с первоисточником, посему читал с интересом. Ну и потом, книги, вызывавшие восторг в юности, совсем по-другому воспринимаются в зрелом состоянии - и это мне тоже хотелось проверить. Коротко о сюжете: главный герой - морской спецназовец, обучен выживать в тяжёлых условиях, умеет и имеет опыт ликвидации вооруженных противников, но в книге он на отпуске с женой в тайге. И его, совершенно случайно, ловят подручные местного олигарха (как раз - Прохора Петровича) для участия в охоте в качестве дичи. Бедные охотники не знали с кем связались. На самом деле, главный герой крошил врагов отнюдь не одной левой и не пачками до сотни включительно. Все вполне вменяемо, тяжко, некрасиво, местами кроваво, а чаще скучно и буднично, отчего и правдоподобно.
Роджер Желязны "Князь света"
В юности я читал эту книгу, и из всех прочитанных романов этого автора она показалась мне наименее захватывающей. Однако, оглядываясь назад, теперь я понимаю, что на первом месте в том возрасте я рассматривал составляющую действия (другими словами - экшн), а не болтовню, отношения, социальную подоплеку или философию. Теперь же приоритеты сменились, и у меня возникла мысль перечитать те книги, которые когда-то не особо впечатлили. Коротко о сюжете: люди колонизировали пригодную для жизни планету, на которой жили существа, потерявшие физический облик. Отвоевав у них пространство, колонисты расселились повсюду, но постепенно потеряли большую часть знаний, которыми раньше обладали. Осталось сельское хозяйство и религия - индуизм. Переселение душ осуществлял особый орден под покровительством богов. Знания хранил экипаж, члены которого и стали богами нового мира. Обладая способностью переселяться в новые тела, летающей техникой, разрушительными оружием, они обрели бессмертние и почти безграничные возможности. Среди богов были разные взгляды на будущее колонистов: кто-то хотел их развивать, давать им знания и вести к светлому будущему, но были и те, кто считал массы не готовыми к такому и предпочитал держать их во тьме средневековья. При столкновении сторонников разных путей развития победили консерваторы. Один из сторонников прогресса был низвергнут с небес в бренный мир. И он решил начать революцию снизу, для начала посеяв среди обычных людей семена новой религии, в основе которой лежало избавление от страдания и достижение нирваны.
Миика Ноусиайнен "Перезагрузка"
Роман финского писателя о тикающие часиках, кризисе средних лет, проблемах взаимоотношений родителей и детей и о многих других простых и обыденных вещей, которых полно даже наверное и в моей маленькой и скучной жизни. Многократно, почти на каждой страницы испытывал испанский стыд за героев. Поскольку все их проблемы в той или иной степени в тот или иной момент коснулись и меня.
Джордж Оруэлл "Дни в Бирме"
Действие романа происходит в небольшом провинциальном городе Бирмы в начале прошлого века. Главный герой управляет британской лесозаготовительной компанией на месте, живёт большую часть в лагере в джунглях, но периодически выбирается в город, где встречается с другими немногочисленными соотечественниками. Время описываемых событий - это время упадка колониальной политики, когда англичане уже готовились уйти из Индии, и Бирма была последним оплотом господства белого человека в Азии. Главный герой - человек весьма либеральных взглядов, особенно в сравнении с оголтелым расизмом некоторых других персонажей англичан. Он любит Бирму, по-человечески относится к местным, у него есть друзья в городе, что впрочем не мешает ему держать слуг-бирманцев и юную наложницу. Но в их маленький городок приезжает юная и очаровательная англичанка, и он вдруг осознает, что часики тикают, бесконечно пропадать в джунглях, пить виски в перерывах и собачиться с туземными шлюхами бесперспективно, жениться пора.
Григорий Чхартишвили "Медвежатница"
Пятая книга в серии "Семейный альбом". На сей раз автор оставил ставшую привычной структуру, где сюжетная линия перемежается с философскими рассуждениями. Теперь здесь просто сюжет. Время послевоенное, главный герой прошлых книг состарился и теперь один из персонажей, к нему добавилось несколько новых, кто-то уже фигурировал ранее, кто-то появился впервые. Сюжет по-прежнему захватывающий, характеры детально прописаны. В центре внимания психолог любитель, изучающий характеристики личности с целью подбора наиболее удачного партнёра для дальнейшего совместного проживания. В какой-то степени перекликается с прошлой книгой этой серии.
Харуки Мураками "Убийство командора"
Читая некоторые книги этого автора, приходит в голову мысль о рисунках на оригами. Кто-то набросал хаотичные чёрточки и кружочки на листе бумаги, а ты начинаешь складывать по инструкции фигурку. И фигура далеко не сразу проявляется, сперва это просто бумажное непонятно что. И эти значки тоже кажется разбросаны без всякой системы. Но вдруг в один момент ты согнул в очередной раз бумажную плоскую форму, потом потянул за какие-то жгутики, и все это вдруг обретает салоне конкретный вид, а чёрточки складываются в потрясающий рисунок на фигуре. Так и в книге - множество непонятных деталей вдруг складываются в удивительно цельную картинку. Другая мысль - если приблизить глаза к рисунку на фигуре, то становится видно, что рисунок куда сложнее, чем кажется на первый взгляд: каждая линия - сама по себе сложная вязь. Так и в книге - несложные на первый взгляд сюжетные ходы содержат множество ответвлений. А ещё мысль о том, что нот всего семь, а прекрасных музыкальных произведений нет числа. И здесь автор небольшим количеством средств сумел нарисовать многослойное и сложное произведение.
Герт Нюоордсхауг "Зоопарк доктора Менгеле"
Удивительно стать в наше время произведение эпохи романтизма, навроде "Отверженных". Главный герой, мальчик из бедной деревни в джунглях Южной Америки переживает трагедию, на его глазах гибнет его семья и все деревня. Он сбегает от верной смерти, скитается по лесам, примыкает к бродячему фокуснику, учится фокусам, метать ножи и заодно убивать. Возмужав, он находит троих единомышленников и начинает мстить крупным корпорациям, виновным в уничтожении дождевых лесов его родной страны. А страны всего мира безуспешно пытаются найти, поймать и обезвредить членов страшной террористической организации, пока не понимают, что организация эта весьма малочисленна.
Роберт Льюис Стивенсон "Остров сокровищ"
Ребенок полюбил одноименный отечественный мультик, крутил его днями напролет, и это меня закономерно индуцировало. Скачал и перечитал. В детстве этот роман казался мне бесконечным, а сейчас я проглотил его за пару вечеров, как небольшую повесть. Отметил, что автор очень точно описал белую горячку и анемию.
Энди Вейр "Проект Аве Мария"
На фоне перегрузки на работе захотелось чего-то лёгкого. Помню, все что я читал этого автора, производило впечатление ненапряжного чтива. Завязка произведения правда оказалась уж очень тривиальной - главный герой приходит в себя неизвестно где и без памяти - страшно оригинально. Он явно только проснулся от длительного сна, а рядом находится два трупа, которые по всей видимости проснутся не смогли. Начинает знакомиться с обстановкой и знакомит читателей с собой. В процессе демонстрирует пытливый ум и неплохие знания физики. Обнаруживает себя на космическом корабле, который приближается к солнцу. Дальше автор постепенно вводит ретроспективы, проясняющие ситуацию. Почему-то, главный герой не вызывал симпатии, хотя, возможно автор писал его с себя. Ненужно и непонятно эмоциональный, он ведёт себя как школьник, изображающий ученого. Все время пытается неумно шутить; похоже автор считает себя мастером разговорного жанра, блестяще выстраивающим диалоги, но в каждом из них слышится туповатый монолог с собой любимым. По сюжету наше солнце стали поедать неведомо откуда взявшиеся космические бактерии, солнце начинает немного угасать. Астрономы любители выясняют, что множество звёзд вокруг тоже испытывают сходную проблему последнее время. Героя отправляют в соседнюю систему, где звезда вопреки устоявшейся тенденции не гаснет, чтобы выяснить почему и спасти человечество. Вторая раздражающая деталь - герою часто приходится решать разнообразные задачи, и автор стабильно снабжает решения комментариями для старшеклассников. Нет, это хорошо, безусловно это повышает педагогическую ценность книги. Но произведение начинает быть местами похожим на учебник по окружающему миру. Когда я дочитал до момента получения цилиндра от инопланетного корабля, который герой сразу потащил к себе, чтобы руками открыть, читать про такого идиота стало совсем уже стрёмно. По воле автора целый коллектив выдающихся учла планеты снарядили корабль для исследования другой солнечной системы, додумались как его сделать правильно и выбрали в качестве экипажа сказочного долбоеба (потом, правда, объяснили почему). Причем герой и, по всей видимости, автор - уверены, что действуют совершенно верно. Короче, встретил он инопланетянена, подружился с ним, вместе они преодолели трудности, которые волей автора возникали на их нелёгком пути, разгадали проблему гаснущих солнц и спасли свои цивилизации. Дальше рука об педипальпу они отправились в сторону заката вперёд к светлому будущему.
Дмитрий Лихачёв "Как мы выжили"
Автор очень живо делится воспоминаниями о своем детстве в самом начале двадцатого века, в Петербурге. Солнечное и безмятежное, это время в повествовании автора вскоре перетекает в туманную юность после революции, когда он вступил в ряды интеллигенции и закономерно поехал в лагерь на территории соловецкого монастыря, а затем на стройку Беломор канала. Вернувшись, он, несмотря на срок, стараниями близких и друзей, сумел остаться в Питере. И через несколько лет глянула война, а затем блокада. И оставшуюся часть книги занимает существование его и его семьи в блокадные месяцы. Насколько живо он писал картины своего детства, настолько страшно было описание этого чудовищного времени.
Антон Карелин "Одиссей Фокс"
Центральный персонаж этой серии новелл - детектив, с необычным методам расследования преступлений. Он путешествует по вселенной, где люди и нелюди совершенствуют себя путем электронных и механических улучшений. Где множество рас мирно и не очень сосуществуют и взаимодействуют, и расследует преступления, придумывая заново возможный сюжет. Эдакий Касл и Рейнолдс в одном флаконе, хотя внешне герой явно не списан с Натана Филлиона, а скорее с Коломбо, только глаза не косят, а просто одного не хватает.