Мьевиль Чайна "Вокзал потерянных снов"
Ярослав Гжендович "Владыка ледяного сада"
Тидхар "Центральная станция"
Брюс Дикинсон "Зачем нужна эта кнопка"
Моуэт Фарли "Не кричи, волки"
Глеб Анфилов "Физика и музыка", "Бегство от удивлений"
Филипп Фармер "Летающие киты Исмаэля", "Плоть", "Божий промысел"
Гузель Яхина "Зулейха открывает глаза"
Ким Стенли Робинсон "Зелёный Марс", "Голубой Марс"
Генри Лайон Олди "Ойкумена"
Олег Волков "Погружение во тьму"
Виктор Пелевин "Тайные виды на гору Фудзи"
Роберт Сойер "Старплекс"
Генри Лайон Олди "Бык из машины"
Олег Дивов "Родина слонов"
Олег Дивов "Техподдержка", "Мертвая зона"
Михаил Успенский "Райская машина"
Герои Лайон Олди "Сильные"
Роман Суржиков "Ферзь - одинокая фигура"
Роман Суржиков "Стрела, монета, искра"
Мьевиль Чайна "Вокзал потерянных снов"
В процессе чтения этой книги меня наполняли удивительно яркие эмоции. Порой это было восхищение безумными красками повествования, но периодически накатывало ощущение мерзости и отвращения, будто влез в какую-то пакость.
Один из героев - опальный учёный, всего понемногу в разных областях, широкопрофильный, проводит смелые и зачастую не совсем (или даже "совсем не-") легальные исследования и ставит небезопасные эксперименты. Другой герой - человек-насекомое, художница- скульптор. Присоединялись ещё герои: человек птица, лишенный крыльев за страшное преступление, ещё отчаянная подпольная журналистка. Но самый главный герой - это город, огромный мегаполис в фантастическом мире. Здесь царствует магия и механика. Стимпанк как он есть. Людей переделывают, сращивают человеческую плоть с сталью, с плотью животных, порождая чудовищ. А сам сказочный мир похож на мучительно оживающие после страшного апокалипсиса руины. И существующие ещё до вмешательства людей чудовища способны заставить даже Фредди Крюгера бояться заснуть, а Чужой из одноименного фильма покажется милее котенка.
Два первых героя (а они любовники) получают интересные и опасные заказы, каждый свой. Опальный учёный в процессе своих изысканий выпускает на волю страшных чудовищных мотыльков (тут автор явно смотрел на бабочек через микроскоп, и затем они ему в кошмаре приснились), которые выпивают разум и эмоции. И страшный город погружается в чудовищный кошмар. В результате героев начинает искать милиция, которая докопалась, кто виновен в создавшейся ситуации. Также к поиски подключается один из главных воротил преступного мира, который ранее содержал этих страшных мотыльков как источник наркотиков. Герои постоянно терпят лишения, калечатся, теряют друзей и любимых, части тела, испытывают нужду, голод, страх и ужас, но тем не менее продолжают борьбу, и победа не приносит никому особого счастья. После прочтения накатила депрессия, все мои проблемы вдруг устали передо мной в красках, страшные и непреодолимые, и выхода не было.
Ярослав Гжендович "Владыка ледяного сада"
Продолжение понравившейся мне книги. В ней рассказывается о диверсанте, которого забросили на планету с гуманоидной цивилизацией на стадии развития примерно на уровне раннего средневековья. Увы, начиналось все очень бодро, захватывающе, но продолжение заставило скучать. Как будто алчные издатели подговорили автора запихнуть большую часть его блестящих идей, экшна и сюжетных поворотов в первую книгу в качестве затравки. Посмотрели его рукопись и сказали, мол, Славик, то, что ты написал - это просто чума, огонь и вообще офигенно. Мол, Сапковский отойдет покурить, а потом будет долго жать тебе руку. Читатели оторвут эту книгу с руками, возникнет целый фэндом, будут снимать кино и игры компьютерные создадут. Но, Славик, ты же понимаешь, что за эту одну свою, безусловно замечательную, сногсшибательную книгу ты получишь куда меньше денег, чем за сериал, из, ну допустим, шести книг. Тут же у тебя идей, боевых сцен, путешествий и сюжетных линий огромное количество, а если ты ещё поднапряжешься, мы заткнем Ведьмака за пояс!
Вот наверное где-то так. В результате вторая книга значительно скучнее, третья продолжает эту тенденцию. Герои куда-то без конца идут, плывут или едут. Заметил, что если герои движутся, значит сюжет стоит на месте. А автору явно надо набрать требуемое количество печатных знаков. Сюжетных линий на самом деле две - абориген, сын правителя страны, которую разорили последователи могущественного колдуна, пытается разыскать того, кто поможет поставить мир во всем мире. В конце третьей книги две раздельные сюжетные линии наконец соединились, но это произошло очень скомкано и наспех. В четвертой части герои уже никуда не идут, но автор детально, до мельчайших подробностей описывает каждый пейзаж и интерьер, видимо с теми же целями - налить побольше воды в иссякающий сюжет. Но дочитать хочется, что ж поделать. Интересно же узнать, кто кого в итоге. Понятно, что добро обязательно победит зло, поставит его на колени и жёстко убьет. Но вот как - вопрос.
Тидхар "Центральная станция"
Футурологическая зарисовка в стиле киберпанк. Человечество рассеялось по солнечной системе и даже далее по вселенной. Программисты создали искусственную среду где смогли создать искусственный интеллект (вернее, он самозародился там сам). И выпустили его в необъятную сеть. Так появились боги, могущественные и чуждые человеку сверхразумные существа. Большинство из них существуют в недоступном человеческому пониманию цифровом мире. Но некоторые из них все ещё сохраняли интерес к материальному миру. И для своего появления они нередко используют тела людей. А некоторые под доброй воле становятся их постоянными придатками и полномочными представительствами цифровой сущности в материальном мире. А в Тель-Авиве стоит гигантское здание межпланетного вокзала. И порой со звёзд возвращается всякое. По улицам ходят обычные люди и у каждого есть Нод - узел связи с сетью. Редко у кого его нет, это калеки. Встречаются киборги - осколки войн прошлого, жалкие подобия людей. И иногда встречаются необычные дети.
Наверное, я не понял эту книгу. Там несколько героев, и сложно назвать главного. Скорее это зарисовка из мира будущего, тоже довольно реального и к счастью, довольно далёкого.
Брюс Дикинсон "Зачем нужна эта кнопка"
Автобиография моего любимого артиста, фронтмена "Iron maiden", пилота Британских ВВС, фехтовальщика, писателя, радио- и телеведущего, сценариста (и многое другое, список прилагается). Безусловно одаренный вокалист, неунывающий и энергичный, откровенно и самоиронично рассказывает о своей жизни, от раннего детства в маленьком городке, через учёбу в частной школе, первые вокальные пробы, знакомство с его основной группой, разрыв, сольные проекты, воссоединение, вплоть до его болезни и последующего излечения от рака языка, и все это перемежается с отвлечениями на тему фехтования, пилотирования, пивоварения и опять же много другого. Нет ни слова о детях, жёнах, разводах и вообще мало о личной жизни. Не особенно застревая на деталях, в быстром темпе, повествование охватило лет пятьдесят с лишним истории рок музыки и мирового хеви-метал в масштабах одной очень яркой личности.
Моуэт Фарли "Не кричи, волки"
Забавные и ироничные наблюдения юного биолога за семьёй волков. Вчерашнего студента канадское министерство природы отправляет в Заполярье с миссией подтвердить огромную роль волков в гибели северного оленя. Автор добросовестно выполнил задание и с лёгкостью выявил, что оленей выкосили не волки, а человеческий фактор - обычная людская жадность. А в основном книга посвящена кропотливому изучению жизни небольшой волчей семьи, их жизненный уклад, отношения между членами семьи, воспитание волчат, первые их шаги и первая охота.
Глеб Анфилов "Физика и музыка", "Бегство от удивлений"
Популяризатор науки очень доходчиво объясняет принципы работы музыкальных струнных, духовых и прочих инструментов, погружается в историю их создания. Правда, когда он добрался до электронной музыки, я немного запутался в подробностях. Вторая книга об основных современных физических проблемах. Стыдно признаться - не осилил. В конце года попробовал снова. Сумел прочитать больше. В некоторых местах останавливался, листал назад и вчитывался снова. Там объясняется Теория Относительности. Со второго раза до меня кое что дошло. Но чтение было ощутимо непростым.
Филипп Фармер "Летающие киты Исмаэля", "Плоть", "Божий промысел"
Эти книги я читал почти что в детстве. Решил проверить, как мое изменилось восприятие. Пожалуй, раньше эти книги мне казались очень сложными и смелыми. Сейчас как-то попроще их воспринял. В летающих китах главный герой таинственным образом попадает в мир будущего, где уровень воды упал, животные давно мутировали, люди тоже изменились. Ему приходится участвовать в воздушной охоте за летающими китами, а затем возглавить военный поход против враждебного племени. В романе "Плоть" главные герои высаживаются на родной Земле после длительной экспедиции, и за время их отсутствия на планете произошли страшные катаклизмы от которых цивилизация с трудом оправилась. Они попадают в мир меча и суеверий и один из них становится центральной фигурой культа плодородия. Ему вживляют рога, наделяющие его чудовищной мужской силой, и он начинает участвовать в оргиях, посвященных празднику жизни. Это первая книга Филиппа Фармера, которую я в детстве прочитал, и помню, что она меня поразила.
Ну а "Божий промысел" я читал в другом переводе. Ироничная книга. Привлеченный армией гражданский специалист по мифам и истории в компании симпатией дочери генерала пытается нейтрализовать своего учителя, обретшего всемогущество.
Гузель Яхина "Зулейха открывает глаза"
Эта фраза несколько раз начинает главы книги в ключевых местах развития сюжета. Мне сперва казалось, что такое название должно означать головокружительные перемены в мировоззрении необразованной и суеверной татарской женщины. Видимо, я не все понял в этом произведении (или вообще ничего). На фоне зарисовок из жизни сибирского исправительного трудового поселения отчётливо видны сюжетные ходы женского романа. Мне уже приходилось читать женские романы, замаскированные под детектив, вампирскую сагу, научную фантастику, теперь, для разнообразия, женский роман в стиле "Один день Ивана Денисовича".
Ким Стенли Робинсон "Зелёный Марс", "Голубой Марс"
Логичное продолжение и завершение столь понравившейся мне книги о колонизации и терраформировании Марса. Главные герои как и прежде меняются в каждой главе, как и их задачи и устремления. Объединяющим является именно Марс и терраформирование, вернее создание пригодной для жизни без специальных средств обстановки. Автор погружается в мельчайшие детали этого процесса: атмосферные течения, эрозия почвы, состав почвы, новые типы экосистем. Не гнушается вторгаться в совершенно далёкие вещи, как-то политика, социология, психология, неврология и нейробиологии. Эрудиция автора поражает. А его описание красот меняющегося Марса настолько завораживают, что я бы туда поехал только ради посмотреть. Третья часть является своеобразным мостиком к другому поразившему меня произведению - 2312, которое я немедленно перечитал.
Генри Лайон Олди "Ойкумена"
Эту серию из нескольких трилогий я читал несколько лет назад. Помню, что немного затянула, но все таки без восторга первая трилогия, про кукольника. Очень даже понравилась вторая - про телепатку, но впечатление подпортила невнятная концовка. Совсем не понравилась про рабовладельца. И снова понравилась, захватила и не отпускала - про учителя фехтования. И вот снова три книги из той же оперы. А раньше как было - книги, условно отнесенные к одной серии, были совершенно разными произведениями, никак не связанные сюжетно и по смыслу. Пришла реальная мысль, что Олди скатились в голимое чтиво-ширпотреб - пятнадцать книг на одну тему. Но все же решил прочитать. В итоге - скорее понравилось. Хотя, наверное это недостаток, книга паразитирует на всех прошлых сериях, в определенной мере объединяя их. Ну и немного уже раздражает хеппи-энд. Все живые, плохие стали хорошими, хорошие стали ещё лучше, безнадежно больные исцелились, а кто совсем плохие, безнадежно отвратительные злодеи, те вроде тоже живые, ну или тихо и незаметно умерли.
Олег Волков "Погружение во тьму"
Продолжая тему исправительно-трудовых лагерей раннего советского периода, я взялся прочитать автобиографический роман человека, сильно пострадавшего от репрессий в послереволюционное довоенное время. Начинающегося переводчика и журналиста сажают по вымышленной статье, после первого освобождения сажают снова, уже за то, что сидел раньше. Каждое освобождение отбрасывает его все дальше от столиц, истощает все сильнее, пока не подводит к самому краю.
Виктор Пелевин "Тайные виды на гору Фудзи"
Пелевин как всегда, ироничен, хотя возможно, толщина и ощутимость его обычного троллинга реальности убывает в каждом новом произведении. Русский олигарх ищет счастья в жизни и подписывается на загадочный стартап. Который, начавшись с своеобразной гештальт-терапии, затем погружает его в бездонные глубины медитации и неизмеримо блаженства. Но купленное счастье оказывается мимолётным, а ломка после этого предельно мучительная. Ну и вообще, как так может быть, что деньги есть, удовольствия есть, а владельца этих денег и ощущателя этих ощущений - нет? Не по понятиям это. Простая девушка Таня, юная красавица, состарилась. В юности ее красоту охотно покупали разные богатые люди, а после уценки вдруг покупателей не оказалось. Выживать самостоятельно оказалось тяжело, но сорокалетняя девушка наткнулась на загадочного учителя женской философии, раскрывшего ей глубинную суть феминизма. Понятно, что две эти сюжетные линии обязательное пересекутся. И женщина, мечтающая о счастье, свое обретёт. И мужчина, которого напугало прозрение и который отчаянно пытался спастись от просветления, тоже своего добивается. Сложно быть посвященным, когда тебе выкусывают мозг до большого затылочного отверстия. Попутно книга оригинально объясняет некоторые загадочные феномены в нашем обществе.
Роберт Сойер "Старплекс"
Научная фантастика о покорении вселенной. Загадочным образом по всей вселенной с какого-то перепугу вдруг нашлись загадочные спайки, вернее, стяжки, через которые можно мгновенно переносится из одного конца галактики в другой, причем если лететь через одну и ту же под разными углами то можно попасть в разные концы вселенной. Единственная проблема на пути покорения вселенной - эти спайки (простите, "стяжки", хотя наверное это один хер, просто такой перевод вызывает ассоциации с черновой отделкой пола и бетонными работам) надо активировать. Для этого либо летят обычным гиперпространственным способом к тому концу, либо отправляют зонд типа "бумеранг". А затем на место свежей активированной стяжки летит мощный исследовательский корабль, как раз вот этот самый Старплекс. Он очень похож на Стартрек, но автор не хотел писать про военных, поэтому это научный корабль и там на борту сплошь учёные. Директор корабля тоже учёный, совсем ничего общего с капитаном Кирком, никак не может ужиться с вспыльчивым инопланетяном, руководителем группы первого контакта. Кроме того, он тоскует по уходящей молодости, по уменьшению влечения к своей красавице жене, к возникновению влечения к другой красавице подчинённой. Инопланетяне очень непохожие на людей внешне, но вполне человекообразные в плане психики. И даже совершенно иная форма жизни, состоящая из темной материи все равно имеет человекоподобныую психику. Есть рассуждения насчёт природы темной материи, ее даже добывают в самом начале книги. Но если перенести действие из космоса, скажем, в открытый океан, на исследовательское судно с интернациональным экипажем, то ничего не изменится.
Генри Лайон Олди "Бык из машины"
В процессе прочтения меня посещали разные мысли. Например - в какую рубрику отнести это произведение? Технофэнтези-киберпанк наверное подойдёт больше всего. В жанре криптоистории эти авторы отметились уже много раз, киберпанк тоже писали. А теперь синтез, где все это, плюс детектив скручены-перекручены и перекованы в удивительный сплав. А ещё - вот она, эта мысль, которая меня давно одолевает. Все это уже было когда-то. Я имею ввиду - цивилизация. И магия, которая на самом деле развитая технология. Гаджеты, автомобили, самолёты. Что сгнило или разложилось, или утонуло, провалилось в магму. Или экологическая полиция следила, чтобы ничего не оставалось вредного для окружающей среды. И цивилизация сгинула. А истории, которые происходили, рассказывались и пересказывались многажды, переводились на другие языки, терялись, сгорали, высекались в камне и разбивались, переписывались от руки и спустя тысячи лет превратились в то, что мы читаем сейчас. В мифы. И ещё мысль - каждый герой идёт по лабиринту детективного сюжета своим путём. Ну и да, финал скомкан. Разовая вещь, без намека на продолжение, и это хорошо. Мне понравилось.
Олег Дивов "Родина слонов"
Частное слово, я ржал регулярно пока читал. Было время, я охладел к этому автору после "Леди не движется". Серия показалась мне интересной поначалу, но книги через три наскучила как однообразное развлекательное чтиво из категории "ширпотреб". Но тут решил попытаться снова. Творчеству Дивова больше всего подходит слово "жизненно". Причем, нет разницы где и когда происходит действие, в древней Руси, в далёкой-далёкой галактике, в наше время или давно или нескоро. Все очень натурально и буднично. Очень жизненно бороздят просторы солнечной вселенной космические корабли, супермены буднично забивают вампиров монтировкой и отрубают голову топором, по-тарантиновски натурально переговариваются спецслужбисты, отстреливая нелояльное население и вылезающих из другого измерения зомбей. И прямо веришь автору, что это не светлое и далёкое (или мрачное и недалёкое) будущее, не темное и дремучее прошлое, нет - совершенно обыкновенное отчётливое, до рези в глазах ощущаемое настоящее, которое вот прямо здесь и сейчас. Коротко о сюжете: для разнообразия, немного альтернативная реальность. Где-то за полярным кругом нашли племя мамонтов. Русские, кто же ещё. И стали их разводить. Как племенной скот или собак. В Якутии тяжёлый мамонт, грузоподъёмный и сильный. А на Чукотке - умный и инициативный. И о них и речь. Чукчи и мамонты. Очень жизненно.
Олег Дивов "Техподдержка", "Мертвая зона"
На этот раз снова развлекательное чтиво. Боевик, с явным намеком на продолжение. Разудалый и лихой. Прочитал его за сутки, ради чего впал в очередной книжный запой. Сюжет как в аннотации. Маркетолог на шагающем танке в африканских джунглях. Или в саванне, не совсем понял. Половина книга про то, как он туда попал, другая - как выбрался. И женшины тоже есть, все как обещает аннотация. Сюжетно больше ничего нет, но очень жизненно написано. Голимое чтиво, но продолжение тоже прочитаю.
Купил продолжение почти сразу и, с небольшим перерывом на все нижеизложенное, прочитал. Впечатление немного другое. Боевика немного меньше, рассуждений на тему геополитики и масс-медиа значительно больше. Очень много о роли частных военных компаний в изменении мироустройства. Сказано все очень разумно и авторитетно. Ну или по крайней мере разумнообразно и авторитетоподобно. И, если прошлая книга закончилась вполне себе оформленно - герой перешёл в новое качество, то здесь окончание пришло буквально во время очередного шага, что безапелляционно говорит о неизбежном продолжении.
Михаил Успенский "Райская машина"
Какая удивительная вещь, очень на злобу дня, причем наверное она (злоба дня) всегда или под крайней мере долго такая будет. Главный герой выполз из тайги после долгих лет отсутствия и с трудом узнает окружающий мир. Вектор людских устремлений изменил направление. Теперь все сосредоточено около идеи переселения в жаркий мир, где всегда счастливы. И первыми должны пройти сирые и убогие, малоимущие, калеки и грешники, а потом и все остальные. Кто-то истово верит в это, кто-то нет, кто саботирует, кто отрицает, кто ещё подгоняет других или стремится сам, в очереди стоит или пытается вперёд пролезть. И не понятно до конца, то ли это мировое надувательство, то ли страшная правда. Впечатление жуткое. Всем параноикам на заметку: как заставить большую толпу людей добровольно пойти в газовую камеру, причем самим ее построить, выдумать благовидную причину зачем это им всем надо, убедить остальных, вымостить дорогу и наладить уборку трупов.
Герои Лайон Олди "Сильные"
Иной раз мне кажется, что у Олди с Дивовым спор - кто лучше напишет на заданную тематику. Была космическая опера (у Олдей больше получилось, ну и лучше, имхо), было про вампиров (тут "Ночной смотрящий" вне конкуренции), а теперь вот про народности крайнего бескрайнего севера. Совпадение? Не знаю.
Роман Суржиков "Ферзь - одинокая фигура"
Корпус пситех готовит людей, читающих психику других, и некоторые даже могут на нее влиять. Ничего сверхъестественного - эмпатия по языку тела, выражению лица, реакции на определенные слова. Жизненный опыт постепенно такому учит, а здесь людей натаскивают с молодости. Применение - в торговле, в медицине, психологии, а главный герой - помогает полиции. Идея не новая, все тот же Менталист занимался именно этим, правда он был уникум, а здесь целый отдел в прокуратуре. Этот отдел столкнулся с чередой загадочных самоубийств, и возникло предположение, что виновником был психотехник с выдающимися способностями, который смог довести жертв до глубочайшей депрессии и инициировал суицид.
Роман Суржиков "Стрела, монета, искра"
Книга в отзывах позиционировалась как достойный ответ Джорджу Мартину и его Песни пламени и льда. Пожалуй, что-то есть. Только меньше сюжетных длиной, не такой масштабный мир, не такие выпуклые и яркие персонажи, все более спокойное, куда меньше крови и насилия. Мир меча, позднее средневековье, рыцари отбывают свой век, в мир постепенно входит электричество, хотя новшества принимают неохотно. Молодой и амбициозный сын влиятельного землеаладельца с юных лет пытается плести сложные интриги, но попадает в немилость у отца и отправляется в бесперспективное странствие в далёкие ебеня империи. Юная провинциальная дворянка случайно узнает, что стоит довольно высоко в списке наследников престола и оказывается в водовороте борьбы за власть. Хитрый торговец берется за торговлю очень непростым товаром, сил может стоить ему жизни. И кто игрок, кто пешка? На этой книге я перешёл в новый год.