Ким Стенли Робинсон "Красный Марс"
Ким Стенли Робинсон "2312"
Ким Стенли Робинсон "Аврора"
Энди Вейр "Артемида"
Тимоти Зан "Сверхдальний перелет"
Нил Стивенсон "Алмазный век или букварь для благородных девиц"
Кормак Маккартни "Старикам тут не место"
Виктор Пелевин "t"
Андрей Рубанов "Финист ясный сокол"
Андрей Рубанов "Живая земля"
Йен Бэнкс "Инверсии"
Мария и Сергей Дьяченко "Варан", "Медный король"
Нил Стивенсон "Анафем"
Ким Стенли Робинсон "Красная Луна"
Дэвид Пэдрейра "Пороховая Луна"
Вернон Виндж "Конец радуг"
Последние пару лет в моем книжном меню преобладает научная фантастика. Причем, пока попадается так, что одна круче другой. После прочтения книг Питер Уоттса я уже думал, что ничего лучше быть не может, но набрёл на "Новую Луну", впал в очередной запой, а теперь напал вот на марсианскую трилогию. Странно, что раньше я про эту книгу ничего не слышал. Сказать, что она "лучше" или "хуже" той же "Луны" или "Ложной слепоты" нельзя, она другая, но такая же классная. Она полна подробностей и мельчайших деталей описываемого мира, и поэтому веришь этому безоговорочно. Коротко о сюжете: колонизация Марса. Причем автор явно хочет охватить все аспекты этого многомерного процесса. Сложности выживания в более чем экстремальных условиях, сложности психологического взаимодействия в замкнутом коллективе, прогностические моменты экспериментальной планетологии и терраформирования, социология, политика, экономика, причины и механизм революции, борьба за независимость, партизанская борьба... И ещё много много всего. Книга вмещает в себя все это, являясь всего лишь первой частью трилогии. Начинается с полета сотни колонистов до Марса, первых лет их выживания там, затем первые десятилетия развивающейся колонии.
Ким Стенли Робинсон "2312"
Восторг от красного Марса неизбежно привел к тому, что меня потянуло читать все книги этого автора. Это произведение относится к той же вселенной, что и предыдущая книга, только описываемый период времени существенно позже. Солнечная система преобразилась, Марс давно и существенно терраформирован, освоены астероиды, человечество преображает Венеру, спутники Сатурна, Юпитера и Нептуна. Созданы поселения на Меркурия и даже есть заселенные астероиды внутри орбиты первой планеты от солнца - хорошо поджаренные камни солнцепоклонников, которые добывают, фокусируют и передают счёт для дальних и холодных поселений. Потрясающий мир, настолько детальный и атмосферный, что развитие сюжета отступает на второй план.
Ким Стенли Робинсон "Аврора"
В очередной раз поднимается тема корабля поколений. Причем описаны несколько лет путешествия к другой звёздной системе, а затем годы возвращения назад, поскольку условия оказались непригодны для людей.
Энди Вейр "Артемида"
В центре повествования первый город на Луне, построенный в недалёком будущем, а рассказ ведётся от лица юной и сообразительной правонарушительницы, которая в этом городов пытается заработать на сносную жизнь. Последнее время мне феноменально везёт на книги о колонизации ближнего окружения Земли, в том числе и Луны - это как раз вторая книга из свежепрочитанного. Почему-то здесь куда меньше атмосферности, чем в книге Макдональда. Да и в главного героя верится куда меньше - ощущение, что это все тот же Марк Уотни из "Марсианина", который переоделся девушкой. Декорации картонные, а мотивации и проведение героев - мультяшные. Но как подростковое чтиво - потянет. Хотя конечно нарушать закон, разрушать чужую собственного - не самые правильные вещи, которым надо учить молодежь.
Тимоти Зан "Сверхдальний перелет"
Прочитав "Аврору", я совершенно случайно натолкнулся на роман из вселенной Звездных войн, затрагивающий, казалось бы, ты же самую тематику - длительное космическое путешествие. Но на деле оказалось, что это обычный боевик. Корабль поколений не успел пролететь несколько недель, как попал в хитросплетение сюжетных линий, где и закончил свое существование.
Нил Стивенсон "Алмазный век или букварь для благородных девиц"
Снова научная фантастика и снова потрясающая по своей детальности, продуманности и атмосферности. Нанотехнологии повсюду. Любой продукт и товар печатают принтеры. Инженеры теперь творят реальность, и пытаются воспитать характер. Один разочаровавшийся в недостаточной зубастости своих детей (по сравнению с собой в молодые годы) олигарх дает задание создать букварь для своей внучки, который должен воспитать ее сильной личностью. Но инженер хочет счастья и своей дочери и копирует его для себя. А копия попадает в бедный квартал и меняет судьбу еще одного ребенка.
Кормак Маккартни "Старикам тут не место"
Литературная основа для одноименного фильма братьев Коэнов. Фильм очень тяжёлый, книга не немного лучше. И то,и другое оставляет яркие впечатления, которые нельзя назвать приятными, поэтому перечитывать и пересматривать не хочется.
Виктор Пелевин "t"
Лев Толстой, бородатый и мускулистый, в совершенстве владеющий искусством не противления злу насилием (по описанию - айкидо), пытается разобраться в том, что он есть и есть ли он вообще. Или он всего лишь персонаж книги, которую пишет какой-то мутный тип. А когда заказ на книгу отзывают, наработки передают в компьютерную игру, что несколько меняет антураж повествования. А ему приходится соответствовать. И есть ли у него свобода воли, или все его метания и размышления - это тоже замысел тех, кто пишет о нем роман или сценарий. Пелевин как всегда.
Андрей Рубанов "Финист ясный сокол"
Дебютный роман этого автора был автобиографией, о нелегкой судьбе нелегального инвестора в лихие 90-е, которого посадили. Несколько следующих романов я тоже прочитал, но не очень запомнил, это были истории, в чем-то смежные с первой. Еще он написал пару фантастических книг и несколько лихо закрученных триллеров. А тут кардинальная смена жанра - русская народная сказка, только в антураже "как оно было на самом деле". Очень понравилось.
Андрей Рубанов "Живая земля"
Во время прочтения не отпускало чувство, что читаю Олега Дивова в его лучшие годы. Как раз одна из фантастических книг этого автора, про траву-наркотик, типа продолжение-завершение.
Йен Бэнкс "Инверсии"
Эта книга была указана как "фэнтези, претендующая на то, чтобы быть настоящей литературой". Интересно, а автор читал "Трудно быть богом"? Мог, конечно и не читать, хотя книга Стругацких вышла в 1968, а данное произведение на тридцать лет позже. Но больно похожая ситуация - средневековый мир, погрязший в междоусобных войнах и попавший туда по работе главный герой, из значительно более прогрессивной цивилизации. Только для разнообразия героев двое и они придерживаются разной, даже можно сказать противоположной тактики воздействия на окружение.
Мария и Сергей Дьяченко "Варан", "Медный король"
Варан я читал раньше, помню, что меня поразила атмосферность этой книги. А вторую книгу, которая издателями позиционировалась как вторая часть (хотя это не так, они о разных вещах и персонажах, хотя общий мир), скачал, как одну из лучших фэнтезийных книг (из той же подборки, что и предыдущая).
Нил Стивенсон "Анафем"
Повествование начинается в монастыре. Главный герой - обитатель этой обители, давший обет не покидать стен в течение десяти лет. Весь монастырь состоит из нескольких частей, которые отличаются сроком отрыва от окружающего внешнего мира. Постепенно читатель начинает постигать, что в этом монастыре не молятся, а занимаются чистой теоретической наукой. Песнопения и танцы помогают вычислениями без компьютера. Мирские дела не отвлекают. Быт предельно простой. Но проблемы, которые они решают потрясающе глубоки и оторваны от мирской жизни. Всю эту идиллию нарушают странные астрономические явления, которые довольно скоро оформляются как пришельцы из другого мира.
Ким Стенли Робинсон "Красная Луна"
Такое впечатление, что несколько выдающихся писателей в жанре научной фантастики сговорились устроить соревнование, кто лучше напишет по мотивам "Луна жёстко стелет" Роберта Хайнлайна. На удивление, понравилось меньше, чем другие книги этого автора и книги по этой же теме других авторов. Герои книги все время куда-то движутся, идут, едут, плывут, их ловят и тоже везут куда-то, они убегают, снова идут или бегут, иногда останавливаются и сидят на одном месте, потом снова двигаются, а сюжет при этом стоит на месте. Половину книги было вот так. Изредка попадаются интермедии на тему искусственного интеллекта, квантовой механики и фэншуй.
Дэвид Пэдрейра "Пороховая Луна"
Ещё одно произведение в жанре "Луна жёстко стелет". В отличие от всех прочих - более приземленная (если так можно сказать о Луне). Суровые буровики добывают гелий 3, оборудование отказывает, начальство требует увеличить выработку, требования и рапорты о замене вышедшей их строя техники игнорируются, соседи плетут интриги и вредят, вообщем, все как в жизни. Начальник - самый суровый буровик, в прошлом был морским пехотинцем и покинул землю, чтобы убежать от ужасов войны и спрятаться от них в безжизненной раскаленно-ледяной пустыне лунного реголита. И вот война снова находит его даже там, и ему приходится браться за старое. Роман очень напоминает сценарий для космического боевика. Суровый бывший десантник, суровая тетка подчинённый, в которую тот сурово и тайно влюблен, разгильдяй подчинённый, строгий и правильный подчинённый, странный темнолошадный подчинённый, кучка ещё более суровых настоящих десантников, суровый "явыполняюприказ" лунный генерал, конечно, куда без них, плетущие вечные подковерные интриги спецслужбы и разумеется, мистер президент. Странно, но кино такое не видел. Видимо, потому что подобное сейчас снимают целыми сериалами.
Вернон Виндж "Конец радуг"
Главный герой, вернее один из них, тот, который не серый кролик с морковкой, а человек, очнулся после исцеления от болезни Альцгеймера. Вначале, ещё до начала романа, он был известным поэтом, любимцем публики и ненавидимым близкими (мерзкий тип при ближайшем рассмотрении - любит точно болит пол болевым точкам, которые вычислял поразительно точно), потом он состарился, ум его ослабел, он стал овощем на грядке приюта для слабоумных древностей, а потом его вылечили на волне прогресса методов лечения. И он стал снова молодой, но в новом мире. Прежний дар слова утерян, но можно его воскресить с новыми технологиями. На этой мечте пытается сыграть промышленный шпион, пытающийся добраться до одного из членов семьи главного героя. И его втягивают в большую киберинтригу с неясной целью, непонятными игроками и мутным финалом.