Oct 24, 2010 10:05
Тут должна быть красивая картинка, я попробую ее передать. Локализация функций по Б. Перри (грубое разделение).
КОРА ГОЛОВНОГО МОЗГА (абстрактное мышление, самоощущение, социальная принадлежность)
ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (тип привязанности (аттачмента) к значимому взрослому, сексуальное поведение, эмоциональные реакции)
СРЕДНИЙ МОЗГ (моторика, степень пробужденности)
СТВОЛ МОЗГА (голод/чувство насыщения, сон, кровяное давление, частота сердечных сокращений, температура тела)
Восемь основных процессов в развитии мозга включают в себя: создание нервных клеток, перемещение нервных клеток к конечному пункту назначения, специализация нервных клеток, отмирание нервных клеток, рост и разветвление дендритов, рост и увеличение количества синаптических связей между нейронами, улучшение синаптических связей, миелинизация.
1. Нейрогенез.
Нервные клетки возникают преимущественно во втором и третьем триместре беременности. Тогда появляется около 100 миллиардов нервных клеток и в десять раз больше глиальных клеток, основной функцией которых является поддержание жизнедеятельности нейрона. Нервные клетки организовываются, специализируются и созревают для того, чтобы в конечном итоге образовывать нервные сети. Нервные клетки обладают способностью изменяться, реагируя на определенные химические сигналы (микроклимат мозга).
2. Перемещение нейронов.
Главным образом в последнем триместре беременности и в первые месяцы после рождения ребенка клетки перемещаются и меняют свое изначальное местоположение. Все детство и даже в течение всей дальнейшей жизни клетки продолжают перемещаться. Более половины всех нервных клеток находятся в коре головного мозга.
3. Дифференциация.
Нервные клетки развиваюся и созревают тысячью разных способов. Клетки выглядят по-разному: "кустистые, шарообразные, древовидные". Дифференциация нервных клеток связана с тем, какие нейрохимические сигналы (микроклимат) влияют на клетки. Впечатления ребенка влияют на микроклимат. На дифференциацию также влияют и генетические сигналы.
4. Апоптозис - смерть нервных клеток.
В различных частях головного мозга присутствует гораздо больше нервных клеток, чем нужно для функционирование всех систем организма. Нервные клетки, которые образуют синаптические связи с другими клетками и активируются должным образом - выживают. Неактивные клетки умирают. (Use it or loose it).
5. Разветвление дендритов.
Когда нерон развивается, он выпускает веточки, дендриты. Дендриты коммунициркют с другими нервными клетками. Посредством дендритов клетка принимает, обрабатывает и интегрируеткомплексные паттерны активности. От обилия дендритов зависит интенсивность и частота входящих сигналов, собственно микроклимат, который в свою очередь испытывает влияние среды, в которой растет ребенок. Количество дендритов регулируется условиями окружающей среды.
6. Увеличение количества синаптических связей.
Нервные клетки общаются друг с другом посредством синаптических связей. Синапс - это превращение электрического сигнала - в химический и обратно. Химическое вещество (нейротрансмиттор или нейрогормон) посылается через межсинаптическое пространство. Нервные связи испытывают комбинированное влияние наследственных факторов и факторов окружающей среды. С рождения до 8 месяцев количество синапсов увеличивается в 8 раз. В 8 месяцев количество синаптических связей у человека наибольшее на всем протяжении жизни.Это делает мозг наиболее пластичным в первые годы жизни. Этот процесс наиболее чувствителен к влияниям окружающей среды.
7. Оптимизация синаптических связей.
Синапсы находятсы в процессе постоянного изменения. Эти изменения зависят от вида активности. Низкая активность - большие межсинаптические пространства, хуже принимается сигнал, может полностью прерваться. Высокая активность - уменьшение межсинаптического пространства, эффективизация передачи сигнала, больше дендритов и больше синапсов. Дети и элитные спортсмены делают одно и тоже: повторяют одно и то же действие множество раз, чтобы синапсы эффективизировались.
8. Миелинизация.
Специальные глиальные клетки охватывают (как хотдоги) аксоны и улучшают коммуникационные качества клетки: сигнал проходит быстрее и не теряется. Миеленизация начинается в первый год жизни ребенка. К примеру способность ходить непосредственно связана с миелинизацией спинного мозга. Процесс заканчивается в определенных местах коры головного мозга в подростковом возрасте.