Будапешт, день второй

Sep 30, 2018 10:30

Второй день начал с самого примечательного и посещаемого объекта в Будапеште - набережной.



Она же беговая, она же смотровая, она же - просто место, где все-все-все. Длиннющая набережная со стороны Пешта тянется на несколько километров, временами становясь пирсом. В некоторых местах асфальт переходит в брусчатку или жестяные листы на съезжающими вкривь и вкось в Дунай ступеньками.

Со стороны Пешта - потому как со стороны Буды подобная ей набережная идет вдоль проезжей части и из-за отведенного велосипедистам места толком не разойтись ни велосипедистам, ни пешеходам. Гулять там как-то не очень. А вот в Пеште место нашлось, и даже с парком, поэтому довольно широкая пешеходная часть позволяет довольно вольготно чувствовать себя даже если внезапно решил остановиться и пофотографировать.

Почти везде в качестве берегового укрепления тянутся каменные ступени, сходящие едва ли не к самому берегу. По вечерам там сидит молодежь и не очень, днем довольно пусто, а по утрам - только рыболовы. И пока народ не потянулся на работу и не сильно занимается спортом, из Дуная тянут рыбу. При мне мужичок выволок из промежутка между припаркованными рядышком туристическими катерами здоровенную рыбину в метр длинной! Зрелище было то еще - упорная борьба на пару минут, сачок и снова борьба и, наконец, снимок на память. Думаю, он сам не ожидал такого улова.

Плюс ранних прогулок (выход до 7 утра) в том, что во-первых, прохладно, а во-вторых, можно успеть попасть в самый центр города на самые оживленные улицы города в тот момент, когда оживители дрыхнут в своих трех, четырех и пяти звездах. Учитывая, что рассветало в Будапеште часов в 6, условия для фотосъемки в семь с копейками были совершенно шикарные. Да и возможность увидеть всю улицу без спин - это сродни маленькому чуду.

Уютные кафе-террасы (со стульями еще НА столах), витрины (с частично поднятыми, как забрала, решетками), диковеные (как по мне) крышки люков, указатели и лепнина на домах - головой приходилось крутить и вправо и влево и вверх и вниз. Бонусом к этому прилагается утренняя тишь и отсутствие туристического гомона. Так что типичная "сова" переквалифицировался в жаворонка за счет отказа от завтрака. Вообще-то, он был платный, и сильно платный, так что я не сильно расстроился, благо ряд едальных заведений типа "свежая выпечка" открывался в восемь, а то и ранее.

Завтрак чаще всего сводился к очень нездоровой пище - смесь купленной накануне ягоды, сладких булочек и пиццы вряд ли можно назвать правильным питанием, но зато было вкусно, питательно, а главное на ходу. Ягод во второй день еще не было, но вот булочных в Будапеште... До сих пор не понимаю, за счет чего венграм удается оставаться столь относительно стройными при тех объемах хлебобулочной продукции.

Но это так, на заметку. Все равно на набережной этого нет, а есть прекрасные виды, пароходики с панорамными окнами, хотя нет, там это уже просто стеклянные стены, рыбаки, чистый воздух, прохлада и куча памятников. Огромное количество, всем и вся, позеленевшие от времени и отполированные от ласк туристов, люди и звери, именитые аж до учебных страниц и какие-то каштанки, короли и уличные художники.

Набродившись по каменным в основном трех- и четырехэтажным джунглям рано или поздно приходится выходить на центральные улицы, по которым к тому времени уже гнало достаточное количество машин. И вот тут-то выясняется, что у пешеходов в Будапеште куча преимуществ. Например, когда тебе красный, а машин вроде нет - то можно. Потому что всей толпой ))) Еще можно везде пройти - в центре это вышло на первый план, поскольку реставрируют много, ряд улиц перекрыт, но мостки для пешеходов переброшены где только можно. Вилять велосипедным рулем вправо и влево - не очень подходящее занятие, да и дома толком не разглядеть.



Даже не на самых главных улицах каждый дом - высокое произведение искусства. Во всех смыслах высокое. А еще цветное. И не похожее на окружение. Со своими формами окон, балконов, цветочными клумбами, парадной дверью и лестницей. Забегая вперед - после пятого дня я перестал фотографировать дома. Совсем. Ну, хорошо, ПОЧТИ совсем перестал )) Вот так, неторопливо гуляя и наворачивая зигзаги (круги? Вы шутите!) практически без надежды попасть внутрь я добрался до того, что именуют

«Национальный музей Венгрии»



Надежды не было, потому что еще до поездки я проверил на сайте и там было “closed”. На всех доступных мне языках. Парк тоже был перекопан и само место живо напоминало фильм «знак четырех», где, в попытках найти сокровище, владельцы богатого особняка устроили состязание в перекапывании собственного сада. Но нет, музей очень даже работал. Ну как работал... По-венгерски: половина, если не больше, экспозиции под табличкой «сайт зал на реконструкции, ведутся работы, приносим свои бла-бла-бла». Величие самого здание затмевается заборами и парой здоровенных экскаваторов (не могли что ли не так глубоко сокровища и трубы закапывать?!), но здание музея знатное - широченная мраморная лестница, высоченные потолки... Внутри как всегда дико душно. Кондиционеров и вентиляторов нет или не хватает. Но это наверху. В подвале же отличная атмосфера, римские надгробья, огромная мозаика времен величия самой первой из империй на этой территории. Рисунки на памятниках сохранились на удивление хорошо. Все это предваряется не столь древней, но все равно занятной экспозицией надгробий средних веков. С гербами, мечами, рыцарскими званиями и всем причитающимся.

Где-то на полупервом этаже оказался зал, посвященный реконструкции. Нет, не той, где можно облачится в железо и помахать мечами друг дружке по головам, а той, что научная. То бишь как именно возвращают к жизни и привычному блеску все эти штуки с датами от ста лет и выше. Пистоль 18-19 веков, уланская шапка начала 20-го, домашняя аптечка (19 век), туфельки (18). Если поискать таблички с пояснениями, то можно найти даже на русском!

Там же нашелся гардероб и кафетерий с компотом из вишни. Ни разу не пожалел, что выпил дико холодного компота и подзаправился свежим воздухом на веранде - внутри начался ад. Смотрители венгерских музеев носят автономный скафандр с вентиляцией и баллоном кислорода - иного объяснения как они там выживают я не нахожу. Кислород в принципе не поступает в отдел посвященный самым ранним археологическим изысканиям на территории Венгрии. Его почти нет в зале посвященном эпохе римского правления, где выставлены украшения, мечи и шлемы. В зале бронзового века я нашел двери запасного выхода и надышался через щель. В дальнейшем всякие свистелки и перделки я разглядывал чередуя визиты к двери и к экспонатам. Из ни разу не виданного - сандалики римских легионеров, баллиста и древняя колесница с репликами украшений.



Следующий этаж - коллекция (вероятно, неполная) серебряных вещей какого-то местного нувориша. Пара десятков килограмм благородного металла в виде тазика, щита с гравировкой, кубков и печальной истории, как это приходилось отжимать в наше время у тех, кто это тихонько спер у венгров. По незнанке полез фотографировать это собрание ювелирных сочинений и пока старушки горестно вздымали руки и искали англоговорящего сотрудника я успел запечатлеть 3 из 12 экспонатов. Оказалось, что, даже имея бейджик «оно видеоблоххер, уплочено, хай щёлкаит», в этом зале снимать нельзя. Но что снято - то свято. Стирать не стали, хотя я честно спросил, нужно ли.

Далее оказался зал советской эпохи, с самой ее местной зари. Это я так думал. Во втором зале я оказался в эпохе второй мировой, далее - первой и понял, что иду в направлении от настоящего к прошлому. Каждый зал характеризуется парой неизменных вещей: манекены с женским и мужским костюмами соответствующей эпохи, монеты, мебель, книги и оружие. Ордена, медали, сервизы, часы, марки, какие-то домашние безделушки и куклы - по мере появления. Кстати, мне подобный подход (от настоящего к прошлому) понравился, хотя все посетители шли в другую сторону ).





Поход по музею даже с частично открытой коллекцией занял часа четыре. Далее я снова вышел на набережную, повертелся и решил, что вернуться домой идя внутри кварталов будет интересней. В итоге наткнулся на старенький славянскую церквушку, ряд симпатичных переулочков, пару каких-то памятников, побывал в Праге (ресторан, хотя для бешеной собаки пара верст - не крюк), поглядел на несколько станций метро внутри и снаружи, снова поснимал дома, наткнулся на почти центральный рынок буквально перед самым закрытием, еще на церкви, еще на дома, снова - парки, церкви, дома...

Вечером часов с восьми еще раз прошелся по набережной, снимая огни, мосты и противоположный берег. Надо сказать, что на восстановление после дневной беготни ушло буквально пара часов. Думал, что свалюсь без задних ног, но в итоге догулял часов до 11.



Подорожное

Previous post Next post
Up