Как известно, наш Президент всегда готов прислушаться к мнению народа и для этого у него есть два инструмента: Общероссийский Народный Фронт им. В.В.Путина и сайт
Российской общественной инициативы. О первом даже не будем больше вспоминать, а вот второй интересен.
За все время существования проекта (а это 6 месяцев) было принято решение по двум инициативам (одна муниципальная, другая федеральная), и еще две находятся на рассмотрении экспертной группы. Вот они и любопытны.
Одна - предложение
navalny о запрете чиновникам иметь служебные автомобили дороже 1,5 млн руб., а вторая - петиция "
Пиратской партии России" об отмене, так называемого, "антипиратского закона" (блокировки сайтов за нарушения авотрских прав на видео). Сейчас не идет речи о том, насколько это полезные инициативы и будет ли им дан в итоге "зеленый свет". Интересно рассмотреть их статистику:
Вообще набрать 100 тыс. голосов за какую-либо инициативу не так уж и просто, так как для голосования необходимо быть зарегистрированным пользователем портала Госуслуги. А получить там регистрацию тот еще квест! Тем не менее обе петиции набрали даже больше нужного порога голосов. Инициатива против дорогих машин чуть больше анти-"антипиратской". Видимо, это уже в последний момент подошла волна негодующих. Антипираты же затормозили почти сразу, как только достигли нужного числа.
Тут можно только предположить, что по "антипиратскому" закону голосовала в основном молодежь, как наиболее тесно связанная с интернетом. И поэтому внимательно следила за счетчиком. А против дорогих машин чиновников голосовало также и более взрослое население, многие по настоянию и подталкиванию со стороны своих детей и внуков - сторонников Навального (об этом можно судить по записям в Твиттере). Взрослые, вероятно, выполняя наказ отпрысков, делали это чуть менее осмысленно, т.е. просто жмакали кнопку "ЗА", не обращая внимания на счетчик - ну, попросили же!
Кстати и голосов "против" дорогих машин было заметно меньше, что говорит предположительно о большем консенсусе народа по этому вопросу.
Очень интересный момент - время сбора голосов. Для инициативы Навального потребовалось почти в 3 раза больше времени, чем пиратам, чтобы набрать заветную сотню тысяч. И это требовало постоянного напоминания с его стороны в своем блоге и Твиттере и кампании с листовками. Петиция против "антипиратского" закона также сопровождалась агитацией в блогах (у того же Навального одни раз было) и соцсетях, но без выхода в оффлайн, и, как будто, с меньшим усилием со стороны авторов инициативы. В чем причина такого разрыва?
Могу сделать три предположения:
- В случае петиции Навального, которая появилась почти сразу на старте сайта РОИ, потребовалось привлекать много новых пользователей, что требовало времени и усилий. К моменту же появления петиции против "антипиратского закона" уже была сформирована достаточно большая база зарегистрированных пользователей с понятным им механизмом голосования. Поэтому им было легко просто зайти опять на сайт и оставить голос.
- Сегментация инициатив по социо-демографическим характеристикам сильно отличается. Петиция Навального обращена ко всем сразу и ни к кому конкретно - следовательно меньше эффект мобилизации разных групп населения. Петиция пиратов более узка - пользователи интернета, и, вероятно, люди более-менее молодые. В этом случае, имея конкретные целевые группы, мотивировать их на действией проще.
- Отношение к инициативам было различное. Петиция против дорогих машин чиновников, вероятно, многим кажется не слишком важным делом, не затрагивающим их интересы напрямую: "подумаешь, покупают .себе машины, мне-то что!". Хотя это, конечно, не так, оплата же идет из бюджета, т.е. денег налогоплательщиков. Петицию же против "антипиратского закона" многие посчитали личной угрозой, так как любителей смотреть видео без оплаты в Интернете большое множество. Отсюда такая быстрая реакция сообщества.
Если верна первая теория, то все достаточно просто. Можно лишь отметить, что последующим авторам инициатив (но только действительно важных и интересны, а не всякой фигня типа
замены гимна РФ на песню "Мразиш"!) будет проще.
Если верна вторая теория, то речь идет о том, что более привлекательными для голосования будут петиции с точно выбранной целевой аудиторией - представители отрасли, занятий, страты или жители конкретного региона.
В случае теории номер три, все тоже достаточно ожидаемо: вопросы, касающиеся государственной политики многими неинтересны, желания контролировать чиновников (и расход собственных средств) нет, оно было отбито у народа давно. Деньги, которыми чиновники ворочают, как хотят, не воспринимаются как свои. (Вот кстати, я почему за то, чтобы не работодатель платил налоги за работника, а каждый сам это делал. Когда сам все посчитаешь, перечислишь государству, то и интерес будет к тому, что происходит дальше с этими деньгами) Есть и такая позиция: "пускай делают, что хотят, лишь бы ко мне не лезли!" Именно в случае с "антипиратским законом" активные пользователи Интернета рассудили, что уже полезли к ним. Отсюда и быстрая реакция с голосами - надо что-то делать!
С практической точки зрения это означает, что, с одной стороны, успешные петиция должны затрагивать личные интересы людей (ну, как эти интересы людям представляются). А, с другой стороны, необходимо воспитывать политическую сознательность граждан, нужно понимание ими, что государственная и муниципальная политика - это тоже часть личных интересов каждого.
С большой вероятностью можно утверждать, впрочем, что имели место все три фактора и необходимо учитывать их всех. Это, конечно, если не думать о том, что могли быть манипуляции со стороны самого портала РОИ по накрутке или скрутке голосов )