Нельзя ничего принимать на веру

Apr 27, 2018 11:47


Немного про Ледовое побоище. Примерно такое же читал и про Куликовскую битву, что по своим масштабам она была куда меньше народных представлений о ней.



Борис Кипник, Старший преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств:

"Из нашей истории самый характерный момент полного расхождения фактов и их представления - это история о Ледовом побоище. То, что сделал Сергей Эйзенштейн и было тут же растиражировано сталинской пропагандой, никакого отношения к реальному сражению на льду Чудского озера не имеет. Порохом пахло, 1938 год, война вот-вот начнется. И поэтому он решил показать эпическую картину народной борьбы против нашествия, каковой не было на самом деле, как говорят нам документы. Нашествие должно быть огромным, тогда понятна опасность и понятна необходимость ей противостоять.

Но документы показывают, что рыцарей было в тот день, 5 апреля 1242 года, - 37 человек. Ну, если учесть, что у каждого рыцаря была конная свита в десять человек примерно, причем они вооружены были хуже и легче, чем рыцарь, получается 370 всадников максимально. И при них 700 пехотинцев. Но это вовсе не те немцы, которых изобразил Эйзенштейн. А пехотинцами были эстонцы, насильственно призванные под ружье, как сегодня бы сказали. И, когда они увидели, что новгородцы окружили рыцарей и их свиту, эстонцы убежали. Просто убежали, и все. Весь бой произошел у берега, немцев перебили. Малую часть - по‑моему, семь или шесть рыцарей - взяли в плен. Так говорят летописи. По нашим меркам это, конечно, никакое не масштабное сражение. А у Эйзенштейна кавалерийская бригада принимает участие - красиво. И эта неправда была превращена в текст учебников, канонизирована и преподносилась как историческая правда. И представьте, что большая часть событий нашей национальной истории представлена именно таким образом".

via Arzamas

история

Previous post Next post
Up