Божий дар или яичница

Jan 22, 2025 12:29





Божий дар или яичница

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе проповеди в одном из храмов Москвы заявил, что богачам следует понимать, что их состояние - это не только результат их трудов, но и божий дар, которым помимо прочего необходимо делится.



В этом тезисе обнаруживаются сразу 3 методологических ошибки, которые одновременно являются религиозно-идеологическим оправданием и прикрытием существующего порядка вещей.

Во-первых, автор высказывания допускает, что богатство нынешних богачей - это в том числе и результат труда, но не уточняет какого труда. А ведь это прежде всего труд по использованию и эксплуатации другого наемного труда.

Эксплуатация - это присвоение результатов труда другого человека. Она существует в разных формах: от наиболее грубых (грабёж, воровство, рабство, крепостничество) до сравнительно «цивилизованных» (иждивенчество, коррупция, рэкет, ростовщичество, спекуляция и др.).

Среди «цивилизованной» эксплуатации самая распространенная и массовая форма - это наёмный труд. Как известно основная христианская заповедь - «возлюби ближнего своего». Т. е. возлюби рабовладельца, капиталиста, банкира, рэкетира и далее по списку, поскольку они живут вместе с тобой в одном социуме и являются по определению твоими «ближними». Так получается?

Отсутствие социальной логики и идеологический заказ при такой постановке вопроса здесь лезет из всех щелей. Этот заказ, кстати, противоречит и другой христианской заповеди - «не укради», поскольку эксплуатация -это всегда вид узаконенного в капиталистическом обществе воровства.

Во-вторых, призыв «делится» в вышеприведённом высказывании явно утопичен. Действительно некоторые капиталисты отдают часть своих прибылей на благотворительность, причём делают это достаточно громко. Правда потом, но уже тихо, они в связи с этим пользуются некоторыми налоговыми льготами. Как говориться, с барского стала кое-что перепадает и окружающим.

Такому подходу может поспособствовать и государство, которое выдаёт подобную практику за социальную политику. В целом в капиталистическом обществе имеет место идеологическая ситуация «опрокидывания реальности». Якобы, не наёмный труд зарабатывает прибыль капиталисту и обеспечивает его существование вообще, а наоборот, капиталист проявляет заботу о работниках, платит им зарплату и создаёт для них рабочие места. В этом плане он и «делится» своими богатствами.

В целом же психологи уже давно доказали, чем больше человек имеет, тем больше ему хочется. И сами законы капитализма требуют постоянной экспансии, расширения и концентрации капитала. Чем богаче, тем конкурентоспособнее. При такой ситуации призывы «делится» равнозначны призывам «разорится». Какой же здравомыслящий капиталист на это пойдёт?

Ну и в третьих, как вишня на торте, трактовка богатства как «божьего дара». Помнится в Библии сказано, что скорее верблюд пролезет в игольное ушко, чем богатый в царство божие. Хорош «божий дар» перекрывающий путь в «божье царство»! То есть с религиозной точки зрения богатство - это не «дар божий», а скорее «божье наказание».

И коли патриарх всё таки называет богатство «божьим даром», то наверное здесь уместна отсылка к известному предостережению не путать божий дар с яичницей. Существует несколько версий происхождения данного высказывания. Но в любом случае смысл сводится к тому, что нельзя сопоставлять не сопоставимые вещи. Божий дар понимается как чудо. Но никакого чуда здесь нет. Богатство не с неба падает, а имеет прочное земное происхождение и определяется характером существующих общественно-производственных отношений.

Не бог создал богатых и бедных, а соответствующий социальный уклад. Если опять же исходить из религиозного мировоззрения, то бог создал всех равными. Богатство - это «дар» определённого общественного строя. Его оправданием именем бога и занимаются нынешние церковники, оставляя в утешение небогатым надежду на чудо.

В интернетовских словарях дается следующее определение богатства: «Богатство - изобилие у человека или общества нематериальных и материальных ценностей (таких, как деньги, средства производства, недвижимость или личное имущество), превышающее жизненные потребности человека».

Как показал К. Маркс, в капиталистическом обществе богатство одних не возможно без бедности, нищеты и наёмного труда других. Понятно, что понятие бедности исторически меняется. Нынешние бедняки могут иметь и квартиру, и машину и дачу. Это нормальные жизненные потребности современного человека. Но при сравнении с какими - нибудь олигархами эти нормальные в общем человеки - бедные люди.

Таким образом получается, что именно такая «бедность» это синоним нормальности, а вопиющее богатство - это ненормально.

Михаил Бугаков - Литва

Общество

Previous post Next post
Up