Так что же происходит в Греции? Куда смотрят олимпийские боги? Уехали в шоп-тур в то время, как их вотчину громят взбесившиеся варвары? Всему причина превышение полномочий полиции, нерадивость нынешнего правительства, коррупция, волна миграции, устаревшая и громоздкая система соцстраха, лень, качество, позволяющее потомкам Гералка исполнять на бузуки великолепную музыку во время рабочего дня, что традиционно удерживает страну среди аутсайдеров ЕС, конфликт поколений? Или на событиях хотят нажиться политические силы, или их измыслили коварные враги, содержащие через своих внедренных агентов анархистов? Может быть, это бузят мигранты, которым непонятны и чужды устои общества, изобревшого демократию, равно как и демократические ценности, а может дело в избытке этих ценностей, приводящих ко вседозволенности? Думается, что отчасти многие из указаных причин и "причин" сыграли роль катализатора. Да, экономическая ситуация в стране сложна, но не хуже начала 2000, когда произошел переход на евро и скачек цен, по некоторым показателям в глобальном кризисе эта экономика даже растет, например, в Греции нет шквала увольнений, как в банановых республиках с их природными багатствами и дешевым человеческим ресурсом. Да, молодежь не видит будущих перспектив. Но она не видит таких перспектив уже десятилетия. Никто не вспоминает об очередях на место в госсекторе, для занятия которого выпускнику ВУЗа нужно было проходить переэкзаменовку и это удавалось не всегда. Кроме того, скрытая безработица живет в обществе не певный год. Студенческая молодежь, бунтующая на улицах, живет за счет родителей, из-за объективных трудностей с устройством на работу. Это было и вчера. Только вчера не было восстания!
В принципе, повышение сознатильности и революционизированность может произойти за одну ночь. Я это допускаю, но такие процессы обычно имеют материальное выражение: тексты, программы, создания альтернатив в виде институций (профсоюзы, жилищные коммитеты и т.д.). Пока только ассамблеи студентов, в которых "шага вперед в иное" особо не наблюдается. Профсоюзы, остановившие страну, делают это по обычной, плановой где-то схеме. Но "что-то" витает в воздухе, это "что-то" пытаються осознать и высказать либо умолчать. Может быть, оно не ново, но все же звучит, как упомянутый шаг в ином. перед тем, как высказать свои предположения хочу остановиться на мифах.
Миф 1. Бунт, ужасный и беспощадный.
Однако на Экзархии и вдругих кварталах жизнь идет своим чередом. Нет никакого хаоса. Нету толп мародеров и поджигателей всех и вся. Но есть демонстрации, открыто созываемые политическими коллективами, есть столкновения, стенка на стенку. Среди протестантов есть несовершеннолетние, буза притягивает пацанов, но основная масса - те, кому бюрократ вручил паспорт гражданина. Это гражданское неповиновение. Сила против насилия.
Миф 2. "Бунтят", упивающиеся насилием радикалы.
Несмотря на игры профсоюзов, на демонстрации выходят жители Афин, Патр, Салоник, Ханьи. В одной колонне идут учителя, врачи, рабочие, домохазяйки, мелкие предприниматели, студенты, мелкие клерки. Поддерживают ли их жители вне баррикад? А кто дает воду, разведенную с лимонным соком для промывки глаз от газа, примененного полицией против протестантов в жилых кварталах? Кто открывает внутренние замки дверей, пуская спрятаться после столкновений? Так было всегда со времен хунты и первых христианских мучеников. Гонимому следует протянуть руку помощи! А как же быть с "добропорядочными гражданами", отстаивающими с оружием в руках свои магазины, помогающими полиции? Если мы заговорили о мученниках, следует вспомнить и о мучителях. О каких отрядах самообороны вещает К.Караманлис, если мелкая частная собственность (кроме авто) не подвергается нападениям? Какую и чью собственность будут защищать такие отряды? В Латинской Америке их называют парамилитарес, как их назовут в Греции... (на самом деле их уже давно обозначили и дорожка вьется от хунт и националистических войн на Балканах).
Миф 3. У них ничего не выйдет.
На самом деле у НИХ уже вышло. Они вышли на улицу и сказали "нет", а сказать "нет" народу в определенном смысле сложнее, чем "да". "Да" мы говорим ежедневно, подчиняясь, соглашаясь, принимая к сведению...
Так "что" же витает в Греции? Призрак коммунизма? Анархия? Второе пришествие? Мне кажется, что в стане в который раз (это процесс постоянного обновления) народ глубоко ощутил посягание на свое достоинство. Достоинство по-гречески, если разобрать это слово на составные части, обозначает "обретение значимости". Значимости гражданина, значимости человека. Вот на что посягнул субботник вечером Рембо Экзархии, отец троих детей так и не научившийся быть человеком. Портупеей заменивший совесть, пистолетом - честь и достоинство. Именно нехватка "значимости" выводит народ на улицы греческих городов, значимости для того, чтобы быть услышаными, значимости для того, чтобы управлять собственной жизнью, делиться с ближним и дальним, нести ответственность за себя и других, уважать, любить, дарить. Значимости, которая в современной системе вещей понимается, как ненависть, насилие, узурпация, присвоение... Поэтому - да, мы наблюдаем очередное восстание против системы вещей и их отношений. Системы, может быть и уникальной, но созданной человеческим разумом, а значить имеющей обязательное условие пересмотра, перестройки и отмены в случае дисфункционированния. АЛЕКОС ЖИВ, потому что то, что случилось с ним, напомнило многим о будничных, по сути, вещах, но, тем ни менее, более необходимых, чем воздух. О ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ и необходимости ее защиты от всех мыслемых механизмов общественного порядка, потому что никогда общественный механизм, ставящий себя выше человека как социального существа, не сможет стать фундаментом нерепрессивного и самоуправляющегося общества.
by
Українська Індимедія