Виды Фудзи в "новой печати" Такахаси Хироаки

Nov 04, 2024 13:47


Вид на Фудзи с перевала Отомэ.

Сегодня - начало обещанного рассказа о творчестве Такахаси Хироаки (1871-1945) - одного из самых самобытных художников движения "син ханга" ("новая печать"), получившего развитие в японской культуре в первой половине XX века.

Вдохновителем этого движения был издатель Ватанабэ Сёдзабуро, задумавший возродить традиции печати укиё-э с чётким распределением ролей "издательского квадрата" (издатель+художник+резчик+печатник), но всё же и с использованием некоторых западных изобразительных приёмов.

Темы гравюр в син-ханга были тоже самые традиционные - пейзажи, изображения красавиц, актёров Кабуки, цветов и птиц.  Во многом это объяснялось неизбывным интересом западных коллекционеров к японской гравюре во всех её "привычных" проявлениях, будь то укиё-э или син-ханга (чаще всего более доступная). Поэтому большая часть тиражей гравюр син-ханга шла на экспорт. 
Отсюда и определённая "открыточность" многих работ этого направления, за которую их нередко ругали (и ругают) ценители "классического" укиё-э.

Справедливо ли это обвинение, попробуем проверить на примере популярнейшего сюжета с видами Фудзи, благо в творчестве Хироаки было множество таких видов. Так что сложно найти более подходящий сюжет для сравнений...



Озеро Мотосу, относящееся к "Пяти озёрам Фудзи".

Немного о биографии этого замечательного мастера.
Родился Хироаки в 1871 году в Токио. В возрасте 9 лет он был отдан в ученики к своему дяде Мацумото Фуко и под его руководством начал изучать традиционную японскую живопись нихонга.
Когда ему было всего 16 лет, художник начал работать в Департаменте иностранных дел Императорского двора, где он копировал дизайн иностранных церемониальных предметов. Позднее он освоил искусство гравюры на дереве.

В 1907 году, уже опытный и довольно популярный художник, он был одним из первых приглашён участвовать в издательском проекте Ватанабэ Сёдзабуро, который впоследствии и превратился в движение син-ханга. До 1923 года с участием нашего героя было создано около 500 гравюр.

Во время Великого землетрясения Канто (произошедшего 1 сентября 1923 года) и последовавших пожаров все гравюры и печатные доски издательства Ватанабэ погибли в огне. Однако стойкий издатель и его соратники не сдались, восстановили утраченное и создали ещё немало новых замечательных работ (у Хироаки их после 1923 года было более 250-ти).

В 1930-х годах движение син-ханга стало постепенно приходить в упадок, чему немало поспособствовала тогдашняя обстановка в Японии, а ближе к концу десятилетия уже было явно не до экспорта гравюр в страны Запада...

В Интернете бродит устойчивая легенда, что художник погиб в результате атомной бомбардировки Хиросимы, однако на самом деле Хироаки умер от пневмонии в феврале 1945 года.



Вид в районе Куросава.

Определённая путаница в сети есть и с именами художника.
В раннем детстве он носил имя Такахаси Кацутаро, а в 9 лет, с подачи своего дяди (у которого он учился живописи), получил творческое имя Сётэй. Под этим именем он творил до 1922 года, а после использовал имена Хироаки и Комэй.

Большая часть работ в этой заметке принадлежит к периоду после 1922 года, поэтому и имя будет использоваться соответствующее.



Вид на Фудзи в Окицу.

Пожалуй, один из самых "открыточных" видов у Хироаки:



Ещё одно из "Пяти озёр Фудзи" - озеро Яманака.



Но есть в гравюрах Хироаки место и экспериментам, пускай иногда и совсем небольшим...



Необычная композиция с Пляжем тысячи сосен.

Или эта яркая гравюра, чем-то удивительно вызывающая ассоциации с "солнечными 60-ми":



Берег в Михо.

Хорошо знакомый по работам Хокусая мотив простых тружеников на фоне величественного пейзажа:




Немного необычный ракурс с "обрезанным" парусом, в духе позднего Хиросигэ:




Виды на Фудзи могут появиться где угодно - даже из железнодорожного тоннеля:



Горный тоннель Сатта.



Перевал Инумэ.

Фудзи интересна Хироаки в любые сезоны.

Осенью:




Зимой:




И ранней весной:




И кажется, чем дальше от уютного берега, в горную глушь, тем более экспериментальными становятся работы Хироаки:



Мицукубо.

Эта же композиция в другом цвете и свете:




А это - пожалуй, самая "неоткрыточная" гравюра художника из сегодняшней подборки:



Вид на Фудзи в Тамахо.

Лишнее постепенно отбрасывается...




... и остаются только тишина и спокойствие, выраженные в цвете и композиции:




Продолжение следует.

Хироаки, син-ханга

Previous post Next post
Up