Вид на Фудзи с перевала Отомэ.
Сегодня - начало обещанного рассказа о творчестве Такахаси Хироаки (1871-1945) - одного из самых самобытных художников движения
"син ханга" ("новая печать"), получившего развитие в японской культуре в первой половине XX века.
Вдохновителем этого движения был издатель
Ватанабэ Сёдзабуро, задумавший возродить традиции печати укиё-э с чётким распределением ролей "издательского квадрата" (издатель+художник+резчик+печатник), но всё же и с использованием некоторых западных изобразительных приёмов.
Темы гравюр в син-ханга были тоже самые традиционные - пейзажи, изображения красавиц, актёров Кабуки, цветов и птиц. Во многом это объяснялось неизбывным интересом западных коллекционеров к японской гравюре во всех её "привычных" проявлениях, будь то укиё-э или син-ханга (чаще всего более доступная). Поэтому большая часть тиражей гравюр син-ханга шла на экспорт.
Отсюда и определённая "открыточность" многих работ этого направления, за которую их нередко ругали (и ругают) ценители "классического" укиё-э.
Справедливо ли это обвинение, попробуем проверить на примере популярнейшего сюжета с видами Фудзи, благо в творчестве Хироаки было множество таких видов. Так что сложно найти более подходящий сюжет для сравнений...
Озеро Мотосу, относящееся к "Пяти озёрам Фудзи".
Немного о биографии этого замечательного мастера.
Родился Хироаки в 1871 году в Токио. В возрасте 9 лет он был отдан в ученики к своему дяде Мацумото Фуко и под его руководством начал изучать традиционную японскую живопись
нихонга.
Когда ему было всего 16 лет, художник начал работать в Департаменте иностранных дел Императорского двора, где он копировал дизайн иностранных церемониальных предметов. Позднее он освоил искусство гравюры на дереве.
В 1907 году, уже опытный и довольно популярный художник, он был одним из первых приглашён участвовать в издательском проекте Ватанабэ Сёдзабуро, который впоследствии и превратился в движение син-ханга. До 1923 года с участием нашего героя было создано около 500 гравюр.
Во время Великого землетрясения Канто (произошедшего 1 сентября 1923 года) и последовавших пожаров все гравюры и печатные доски издательства Ватанабэ погибли в огне. Однако стойкий издатель и его соратники не сдались, восстановили утраченное и создали ещё немало новых замечательных работ (у Хироаки их после 1923 года было более 250-ти).
В 1930-х годах движение син-ханга стало постепенно приходить в упадок, чему немало поспособствовала тогдашняя обстановка в Японии, а ближе к концу десятилетия уже было явно не до экспорта гравюр в страны Запада...
В Интернете бродит устойчивая легенда, что художник погиб в результате атомной бомбардировки Хиросимы, однако на самом деле Хироаки умер от пневмонии в феврале 1945 года.
Вид в районе Куросава.
Определённая путаница в сети есть и с именами художника.
В раннем детстве он носил имя Такахаси Кацутаро, а в 9 лет, с подачи своего дяди (у которого он учился живописи), получил творческое имя Сётэй. Под этим именем он творил до 1922 года, а после использовал имена Хироаки и Комэй.
Большая часть работ в этой заметке принадлежит к периоду после 1922 года, поэтому и имя будет использоваться соответствующее.
Вид на Фудзи в Окицу.
Пожалуй, один из самых "открыточных" видов у Хироаки:
Ещё одно из "Пяти озёр Фудзи" - озеро Яманака.
Но есть в гравюрах Хироаки место и экспериментам, пускай иногда и совсем небольшим...
Необычная композиция с Пляжем тысячи сосен.
Или эта яркая гравюра, чем-то удивительно вызывающая ассоциации с "солнечными 60-ми":
Берег в Михо.
Хорошо знакомый по работам Хокусая мотив простых тружеников на фоне величественного пейзажа:
Немного необычный ракурс с "обрезанным" парусом, в духе позднего Хиросигэ:
Виды на Фудзи могут появиться где угодно - даже из железнодорожного тоннеля:
Горный тоннель Сатта.
Перевал Инумэ.
Фудзи интересна Хироаки в любые сезоны.
Осенью:
Зимой:
И ранней весной:
И кажется, чем дальше от уютного берега, в горную глушь, тем более экспериментальными становятся работы Хироаки:
Мицукубо.
Эта же композиция в другом цвете и свете:
А это - пожалуй, самая "неоткрыточная" гравюра художника из сегодняшней подборки:
Вид на Фудзи в Тамахо.
Лишнее постепенно отбрасывается...
... и остаются только тишина и спокойствие, выраженные в цвете и композиции:
Продолжение следует.