В комментариях к
прошлой заметке многие читатели заинтересовались пожарными командами Эдо.
Тема действительно разноплановая, интересная и, без сомнения, заслуживает внимания.
И сегодня мы поближе познакомимся с этими "цветами Эдо" - живой достопримечательностью огромного города.
Автор гравюры - художник Тоёхара Кунитика
Среди мегаполисов XVII-XIX веков Эдо, пожалуй, горел чаще всех - сказывалась практически сплошная деревянная застройка, огромное количество людей, живущих на сравнительно небольшой площади, и даже климатические факторы.
Подсчитано, что за 267 лет (с 1601 по 1867 год) в Эдо произошло более 49 крупных пожаров, а всего их было за этот период около 1800 (!).
Известно, что Япония славится тем, что сезоны года в ней наступают как по расписанию.
И удивительно, что пожары в Эдо тоже часто возникали в определённое время года - в январе-апреле (по нынешнему, западному календарю), когда погода была сухой и дули сильные ветра. На это время многие даже отправляли женщин и детей за город, для большей безопасности.
Обычная городская сцена тех времён на гравюре Тоёхара Тиканобу.
Регулярная пожарная охрана в Эдо начала появляться в середине XVII века и к 1720-м годам сложилась в довольно сложную и разветвлённую систему.
Пожарные команды даймё хикэси, при крупных феодалах даймё, тушили пожары на особо важных объектах, также привлекались профессиональные пожарные из команд дзёбикэси.
Но самыми многочисленными и популярными были пожарные команды матибикэси, набиравшиеся из простых горожан (тёнин). Их мы чаще всего мы и видим на гравюрах укиё-э.
На западном берегу реки Сумида находилось 48 таких бригад, названных по символам слоговой азбуки кана и сгруппированных в 8 пронумерованных групп. На восточном берегу реки Сумида были свои команды. Отдаленные районы были охвачены специальными бригадами, обозначенными как бангай ("экстра").
И у каждой команды был свой особый штандарт.
А это снова Кунитика
Экипировка пожарных, напротив, была самой простой - багор, лестница и особая стёганая куртка-пальто, которую перед тушением пожара сильно намачивали в воде.
Да и тушение пожара тогда состояло в основном в разборе горящего здания, чтобы огонь не перекинулся на соседние постройки. Системы водоснабжения, позволяющие тушить пожары водой, появились гораздо позже.
Актёр Кабуки Накамура Сикан IV в роли лихого пожарного, при полном параде:
Гравюра Утагава Кунисада
А вот и настоящая куртка пожарного.
Снаружи одноцветная или с простым узором, а также с названием или номером бригады...
... а вот внутренняя сторона могла быть богато украшена замысловатым рисунком:
А под курткой обычно скрывались татуировки.
Городские пожарные в те времена были народом простым, грубоватым и дерзким, а нередко и полукриминальным.
Часто служба в пожарной команде была подработкой для мелких ремесленников и людей, занимавшихся высотными работами.
Автор работы - Утагава Ёситора
Весь в узорах, настоящий "цветок Эдо" ))
И снова Кунитика - настоящий фанат эдосских пожарных!
Пожарные любили покрасоваться своим мастерством на многочисленных фестивалях, которые проводили в Эдо.
Горожане обожали поглазеть на такие мероприятия с участием своих кумиров, впрочем, как и на сами пожары.
Гравюрный триптих от Утагава Ёситора
Листы этого триптиха чуть крупнее:
У пожарных на следующем триптихе от Тоёхара Кунитика лица очень серьезные...
И только их товарищ на заднем плане, делающий кульбиты, выдаёт их "фестивальное" расположение ))
Не остался в стороне и известный эдокко Утагава Куниёси:
Одни из самых старых гравюр с пожарными, аж 1710-х годов. Можно отнести их к фанатской продукции с изображением названий и штандартов любимых команд:
Автор этой и следующей гравюры - художник Тории Киёнобу I
Это уже гравюра середины XIX века:
Одна из ранних работ Цукиока Ёситоси, так не похожая на его более позднее творчество.
Следом - крайне живая и экспрессивная картинка.
Сразу и не скажешь, что перед нами - всего лишь бумага для оборачивания фонарей, для создания теневых картинок.
Ловко придумано - теневые пожарные против живого огня фонаря ))
Здесь же перед нами - титульный лист интереснейшей серии гравюр "Цветы Эдо и виды знаменитых мест", на котором изображены фонари и штандарты всех основных бригад пожарных:
Серия эта удивительна тем, что в её создании участвовали более 20-ти (!) художников укиё-э, выполнивших около 70-ти гравюр.
Думаю, о ней как-нибудь будет отдельный рассказ - она этого заслуживает...
Далее - самая "пожарная" гравюра серии. Тут и доблестные пожарные, и лестницы с фонарями и штандартами, и красавица-дозорная на пожарной вышке, с которой виден кусочек городского пейзажа:
Автор основного рисунка - Утагава Кунисада.
Любовь к героическим пожарным былых времён (да и нынешних) сохраняется и сейчас.
Один из примеров тому - регулярно выходящие почтовые марки ))
Но вот сомнительные татуировки на руках пожарных "свели" или спрятали, от греха подальше...
Продолжение следует
PS: В написании этой заметки сильно помогла обстоятельная англоязычная статья
"Fires in Edo" в Википедии.
Рекомендую всем интересующимся городской культурой Японии - очень интересно и познавательно!