"Колючие цветы" Эдо

Aug 18, 2024 23:32

В комментариях к прошлой заметке многие читатели заинтересовались пожарными командами Эдо.
Тема действительно разноплановая, интересная и, без сомнения, заслуживает внимания.

И сегодня мы поближе познакомимся с этими "цветами Эдо" - живой достопримечательностью огромного города.



Автор гравюры - художник Тоёхара Кунитика

Среди мегаполисов XVII-XIX веков Эдо, пожалуй, горел чаще всех - сказывалась практически сплошная деревянная застройка,  огромное количество людей, живущих на сравнительно небольшой площади, и даже климатические факторы.
Подсчитано, что за 267 лет (с 1601 по 1867 год) в Эдо произошло более 49 крупных пожаров, а всего их было за этот период около 1800 (!).

Известно, что Япония славится тем, что сезоны года в ней наступают как по расписанию.
И удивительно, что пожары в Эдо тоже часто возникали в определённое время года - в январе-апреле (по нынешнему, западному календарю), когда погода была сухой и дули сильные ветра. На это время многие даже отправляли женщин и детей за город, для большей безопасности.


Обычная городская сцена тех времён на гравюре Тоёхара Тиканобу.

Регулярная пожарная охрана в Эдо начала появляться в середине XVII века и к 1720-м годам сложилась в довольно сложную и разветвлённую систему.

Пожарные команды даймё хикэси, при крупных феодалах даймё, тушили пожары на особо важных объектах, также привлекались профессиональные пожарные из команд дзёбикэси.

Но самыми многочисленными и популярными были пожарные команды матибикэси, набиравшиеся из простых горожан (тёнин). Их мы чаще всего мы и видим на гравюрах укиё-э.
На западном берегу реки Сумида находилось 48 таких бригад, названных по символам слоговой азбуки кана и сгруппированных в 8 пронумерованных групп. На восточном берегу реки Сумида были свои команды. Отдаленные районы были охвачены специальными бригадами, обозначенными как бангай ("экстра").
И у каждой команды был свой особый штандарт.



А это снова Кунитика



Экипировка пожарных, напротив, была самой простой - багор, лестница и особая стёганая куртка-пальто, которую перед тушением пожара сильно намачивали в воде.

Да и тушение пожара тогда состояло в основном в разборе горящего здания, чтобы огонь не перекинулся на соседние постройки. Системы водоснабжения, позволяющие тушить пожары водой, появились гораздо позже.

Актёр Кабуки Накамура Сикан IV в роли лихого пожарного, при полном параде:



Гравюра Утагава Кунисада

А вот и настоящая куртка пожарного.
Снаружи одноцветная или с простым узором, а также с названием или номером бригады...





... а вот внутренняя сторона могла быть богато украшена замысловатым рисунком:



А под курткой обычно скрывались татуировки.
Городские пожарные в те времена были народом простым, грубоватым и дерзким, а нередко и полукриминальным.
Часто служба в пожарной команде была подработкой для мелких ремесленников и людей, занимавшихся высотными работами.



Автор работы - Утагава Ёситора

Весь в узорах, настоящий "цветок Эдо" ))



И снова Кунитика - настоящий фанат эдосских пожарных!

Пожарные любили покрасоваться своим мастерством на многочисленных фестивалях, которые проводили в Эдо.
Горожане обожали поглазеть на такие мероприятия с участием своих кумиров, впрочем, как и на сами пожары.



Гравюрный триптих от Утагава Ёситора

Листы этого триптиха чуть крупнее:







У пожарных на следующем триптихе от Тоёхара Кунитика лица очень серьезные...
И только их товарищ на заднем плане, делающий кульбиты, выдаёт их "фестивальное" расположение ))



Не остался в стороне и известный эдокко Утагава Куниёси:





Одни из самых старых гравюр с пожарными, аж 1710-х годов. Можно отнести их к фанатской продукции с изображением названий и штандартов любимых команд:



Автор этой и следующей гравюры - художник Тории Киёнобу I



Это уже гравюра середины XIX века:



Одна из ранних работ Цукиока Ёситоси, так не похожая на его более позднее творчество.

Следом - крайне живая и экспрессивная картинка.
Сразу и не скажешь, что перед нами - всего лишь бумага для оборачивания фонарей, для создания теневых картинок.
Ловко придумано - теневые пожарные против живого огня фонаря ))



Здесь же перед нами - титульный лист интереснейшей серии гравюр "Цветы Эдо и виды знаменитых мест", на котором изображены фонари и штандарты всех основных бригад пожарных:



Серия эта удивительна тем, что в её создании участвовали более 20-ти (!) художников укиё-э, выполнивших около 70-ти гравюр.
Думаю, о ней как-нибудь будет отдельный рассказ - она этого заслуживает...

Далее - самая "пожарная" гравюра серии. Тут и доблестные пожарные, и лестницы с фонарями и штандартами, и красавица-дозорная на пожарной вышке, с которой виден кусочек городского пейзажа:



Автор основного рисунка - Утагава Кунисада.

Любовь к героическим пожарным былых времён (да и нынешних) сохраняется и сейчас.

Один из примеров тому - регулярно выходящие почтовые марки ))



Но вот сомнительные татуировки на руках пожарных "свели" или спрятали, от греха подальше...



Продолжение следует

PS: В написании этой заметки сильно помогла обстоятельная англоязычная статья "Fires in Edo" в Википедии.
Рекомендую всем интересующимся городской культурой Японии - очень интересно и познавательно!

Цветы Эдо

Previous post Next post
Up