Сегодня - обещанный рассказ ещё об одной серии, посвящённой героям японской истории.
На этот раз автором работ является знаменитый художник укиё-э последней трети XIX века Цукиока Ёситоси.
Здесь поход к формированию серии немного другой, чем
у Киётики - начинается она от самых незапамятный времён, а каждое событие привязано к периоду правления того или иного императора либо его божественных предков.
Первая сцена - популярнейший сюжет мифа о богине солнца Аматэрасу, удалившейся в пещеру из-за проделок брата и погрузившей мир во тьму.
Обычно художники изображают момент, когда другие боги выманивают богиню из пещеры шумными весёлыми танцами:
Другая, очень необычная работа Ёситоси. Черно-синий фон, изображающий здесь темноту пещеры, для гравюр укиё-э довольно нехарактерен:
Изобразил художник и беспокойного братца Аматэрасу - бога Сусаноо.
Тут он запечатлён во время схватки с великим змеем-драконом Ямата-но ороти:
Этот же сюжет на гравюре учителя Ёситоси - художника Утагава Куниёси:
Здесь змея-дракона еле-еле видно, да и чахлый он тут какой-то...
Ещё одна гравюра от Ёситоси:
Тут поиски зловредного чудища только начинаются...
Следом у нас прямой потомок Аматэрасу - легендарный основатель и первый император Японии Дзимму, практически всегда изображаемый с волшебным вороном Ятагарасу:
Дзимму с верным вороном на другой гравюре Ёситоси:
Принц и военачальник Ямато Такэру, значительно приумноживший владения императора Кэйко:
Ямато Такэру обращает против врагов огонь, разведённый ими в полях Сагами
Сцена встречи Такэру и туземцев далёких земель, из другой серии Ёситоси:
Следом у нас ещё одна легендарная представительница императорского рода - государыня Дзингу.
Предание гласит, что она первая обратила свой взор на Корейский полуостров и успешно вела там военные компании.
Император Юряку, большой любитель охоты на огромных кабанов:
Поверженный гигант у Куниёси:
Один из эпизодов правления императора Сутоку:
Тайра-но Сигэмори пытается отговорить своего отца, могущественного Тайра-но Киёмори, от его коварных планов в отношении императора Такакура:
Уже знакомая нам по
прошлой заметке морская битва при Данноура, итогом которой стало сокрушительное поражение и падение дома Тайра:
Ловкий Минамото-но Ёсицунэ ускользает от врагов, применяя "восьмилодочный прыжок"
Удивительное исключение - герой следующей гравюры не особа императорской крови, и даже не аристократ. Но, тем не менее, роль его в истории Японии и её культуры очень велика.
Перед нами один из ключевых моментов биографии знаменитого буддийского подвижника XIII века Нитирэна.
В сентябре 1271 года неистовый проповедник и обличитель властей был арестован и негласно приговорен, без суда и следствия, к казни на мысе Тацу-но кути ("Пасть дракона") близ острова Эносима, где в своё время казнили послов от Хубилай-хана (о вторжении которого пророчествовал и Нитирэн).
Однако в полночь, когда должна была состояться беззаконная казнь, случилось чудо - на небе появился яркий светящийся шар, который стремительно двигался по небу в сторону места казни. В следующее мгновение на берегу залива остались только Нитирэн и его верный ученик - остальные разбежались и уже и не думали о казни монаха-чудотворца. Тем более по некоторым преданиям меч, предназначенный для казни, от знамения попросту сломался.
Этот момент считается поворотным в жизни Нитирэна, и носит название Хоссяку-кэмпон ("Оставление следа и выявление основы") - первое явление истинной, неземной сущности Нитирэна.
Та же сцена у Куниёси, из его замечательной серии о жизни и деяниях Нитирэна, о которой в этом журнале был отдельный, подробный
рассказ:
Странствия императора Го-Дайго:
На заднем плане - горящие руины замка
Последний сюжет - визит военачальника Като Киёмаса ко двору императора.
Любопытен контраст (думается не случайный) между левой "придворной" половиной (со смиренными слугами императора в цветастых одеяниях) и правой "воинской" половиной суровых самураев, на фоне горных вершин, виднеющихся вдалеке.
На сегодня это всё, но серий подобного рода у Ёситоси и других художников школы Утагава великое множество - хватит не на один десяток заметок!