Тёмные подворотни, дальние дворы и рождественские сказки

Jan 10, 2015 16:53

На праздниках у нас были гости - мамина подруга тётя Люда и папины друзья. Зашёл разговор о детстве, мамина подруга рассказывала, как у них было весело - разные коньки, катки, лыжи, домашние "ёлки". Такие ёлки устраивали и в маминой семье - родственников было много, в каждом семействе были дети, и на праздники всех их приглашали в гости - и так по кругу. Конечно, мама с подругой подытожили, что у них детство было весёлое - развлечения здоровые, спортивные, никто ни о чём не парился - а потом уже всё пошло не так.

Ну я согласилась, что да, моё детство было скучноватым. Мама удивилась - как так, ведь они с папой всё время водили меня в театры, музеи, в гости! Вот за гости - спасибо им! Сходить в гости к папиным знакомым дядям и тётям - было чуть ли не самое большое удовольствие! Мне нравилась дорога к дому гостей, особенно если они жили далеко - например, в моём любимом райцентре - с тёмными дремучими дворами и невысокими пятиэтажками с маленькими уютными квартирками. Очень любила ходить в гости к тёте Тане и её дочке Тане - у них дома была какая-то особенная атмосфера. Такая свободная, несколько чудаческая. Всё та же тётя Люда - очень интересная женщина, тоже творческая, музыкальная, до сих пор играет в народном оркестре, а ещё она любила походы, природу и свою квартиру украшала изысканными композициями из корней, коряг, коры.

(Кстати, только недавно я узнала, зачем папа так часто ходил в гости к друзьям и начальникам - дело в том, что у нас не было телефона, и папа каждую неделю искал, откуда можно было позвонить бабушке).

А вот театры, цирки и ёлки я как-то не особенно любила. Не то чтобы совсем - но как-то не впечатляло. Ёлки для самых маленьких мне нравились меньше всего - со страхом я ждала появления Деда Мороза и Снегурочки, которые обязательно заставят делать какую-нибудь глупость - танцевать дурацкий танец типа "Маленьких утят" - как я его ненавидела! А вот хороводы водить было, кстати, весело. Было в этом что-то от языческого ритуала.

В театрах я в основном разглядывала костюмы персонажей - сюжет меня не волновал. Например, смотрели мы балет "Чиполлино" - о чём там шла речь, я вообще помню. Зато очень понравилось малиновое платье и искристая диадема у Редиски - так потом чуть ли не целый месяц эту Редиску рисовала в тетради. Пожалуй, лучше всего запомнился готичный спектакль "Ундина" - с моим любимым грустным "андерсеновским" колоритом (хотя пьесу написал никакой не Андерсен, а некий Жан Жироду). Тонкая, мощная, красивая история, и главные герои - не дети, что меня тоже радовало. "Ундина" была прекрасна, чего не скажешь о более известном детском спектакле "Синяя птица" - вот уж что не впечатлило совсем - унылая сказка с моралью про богатых и бедных. Дети бедняка-дровосека тихо завидуют богатым соседям - их балованные детки из красивого дома вкушают вкусные конфетки и радуются дорогим подаркам. Но и наши беднячки без подарка не остались. К деткам пришла бабка-ведьма, позвала на поиски синей птицы и принесла в подарок какой-то крутой галлюциноген. Дети употребили и сразу же отправились в волшебный трип по каким-то мирам будущего.

Мне не понравился именно вот этот скучный, как сермяжная правда, протестантский смысл сказки: дети, хоть и побывали в некоем астрале и чему-то научились, проснулись всё в той же бедной хижине дровосека. Нет, надо, чтобы было по-русски лихо - по щучьему веленью, идите сани в лес сами! Бедные должны непременно стать... ну если не богатыми, то состоятельными, а кто ищет - тот непременно найдёт. А ведь синюю птицу так и не нашли... Так оно и в жизни - после любого вещества просыпаешься всё в той же петушатине.

Хотя, наверное, книга гораздо лучше, чем мне тогда показалось, и надо непременно "Синюю птицу" перечитать.

Цирки не нравились вовсе - чувствовалось во всём происходящем что-то глубоко неестественное, какая-то подстава. Животных было безумно жалко, клоуны с их дурацкими шутками и жуткими размалёванными рожами были не просто не смешными - страшными! Единственное, что я смотрела в цирке с интересом - это выступления гимнастов. Вот это действительно была красота!

Но... скажу по секрету. Поездка в театр для меня мало отличалась от поездки в мамин главный институт в Москве. Больше всего мне нравился сам процесс дороги - автобусы, метро, здания, пассажиры, которых разглядывать были иногда ещё более интересно, чем персонажей спектакля.

Но все эти радости я бы, не глядя, променяла на возможность гулять одной там, где хочется! У меня были знакомые, которым родители давали больше самостоятельности - они могли гулять не только около дома, но и в других, более интересных районах. Вот это было счастье! Я тоже хотела быть хулиганкой, лазить по всяким помойкам, задворкам и возвращаться домой поздно - чуть ли не ночью. Но по нашим временам у меня было довольно много свободы: в шесть лет я оставалась одна дома довольно надолго, гуляла во дворе днём, когда светло, в семь гуляла и по другим дворам с подружками, переходила дорогу с машинами, ходила в магазин за бисером и заколками. А уж в восемь-то была вполне самостоятельным человеком - разве что в школу не ходила одна, да и то потому что на нашей остановке не было светофора, а машины тогда не особо пропускали пассажиров. Конечно, если сравнивать моё детство хотя бы с послевоенной эпохой - то это вообще ерунда! Почитайте рассказы Нины Гернет, там дети в четыре года вовсю бегают во дворе одни, а уж в шесть разгуливают по всему городу и ходят в кино с подружкой.

Но в наши времена детей не отпускают лет, наверное, до 12-13. Неужели им не хочется свободы? Я понимаю, что нельзя... но такое впечатление, что и не хочется. Ведь есть компьютеры, и они заменяют всё.

А я до сих пор компы не люблю и стараюсь использовать пореже. Зато свободу люблю, наверное, больше всего.

memories

Previous post Next post
Up