Не первый день уже ищу инфу о Митасове и его деятельности. Оказывается, я не одна такая: в инете нарыла, что "художники создают на основе его росписей новые шрифты и дают мастер-классы о его «творчестве», режиссёры арт-хауса ищут вдохновения в том, что в том, что осталось от Олега Митасова, по сети бродят несколько рассказов и стихотворений с его высказываниями.
А радиоведущий и сценарист Вадим Новак стал "почётным митасоведом", он водит гостей Харькова по митасовским местам на экскурсии. Задается вопросом: "А что ещё посмотреть в Харькове?" и сразу же отвечает: "Дом Митасова!" Считает, что Харьков - город неприметный, и душевнобольной и его творчество могут стать городской легендой. Мне понравилась следующая мысль некоего Андрея Марина:
Существует музыкальная группа, которая в качестве названия взяла одно из самых известных митасовских буквосочетаний - "ВЕК.ВАК" (говорят, ВАК расшифровывается как Высшая Аттестационная Комиссия. Куда якобы так и не попал Митасов из-за забытой в транспорте диссертации, что по одной из версий и послужило толчком к безумию). У солиста группы Андрея Митасов когда-то стрелял сигареты. Теперь Андрей одалживает у Митасова фразы для песен.
Художник Павел Маков посвящает Олегу Митасову картины и главы из книги.
"...для меня любой город пуст без мифа, без легенды, хотя, на мой взгляд такой фатальной пустоты просто не бывает. Даже, казалось бы, в "бескорневых" населенных пунктах, можно обнаружить приметы городской мифологии, а если их нет, то их стоит придумать. Так, в каждом "порядочном городе" просто обязана быть такая фигура, как "городской сумасшедший". При этом вовсе не обязательно знать и тиражировать его подлинную биографию. Например, тот же Митасов вполне пригоден для превращения его фигуры в городскую мифологему, в творца-безумца. Его уличные граффити давно переросли рамки реальной личности, а мальчишки тиражируют их на стенах домов, что гораздо приятнее, нежели ненормативная лексика. Без мифа городская культура мертва."
Я всегда любила разглядывать пусть и не столь колоритные, надписи на стенах наших домов, похожих друг на друга. Конечно, все эти рисунки и буквы чаще всего - простое хулиганство, но была в этом и загадка какая-то: кто написал, зачем? Помню, в самом центре города на городском заборе красовались две странные надписи "Всё в тебе" и "Paradise Lost". Творения мыслителя через некоторое время закрасили, но спустя много лет они чудодейственным образом отразились на моей жизни. Первая фраза открыла свою глубину, когда я стала заниматься всяческими практиками, а PL давно люблю нежной любовью.
Взгляд цеплялся за буквы на ровных стенах, а интерес вызывали такие вот "прорехи на человечестве", на его стройной массе, которая идёт проторёнными дорогами от колыбели к могиле. Видимо, где-то у этих людей сломался механизм, который встроен в каждый живой организм: "Выжить любой ценой". Открыв пути во что-то другое. Почти о том же Павел Маков:
"Ни один художник не способен на такое! Потому что, знаете, искусство, оно всегда заангажировано социумом - любое. У каждого художника есть семья, или жена, или дети, или он… Как бы он не хотел окунуться в мир чистого искусства, отгородится от социума, это невозможно вообще."
"Его роман с жизнью счастливым не был, а уж иллюстрации к нему и подавно. Да и вряд ли то, что вы видите, можно назвать иллюстрациями, - скорее, это пространство самого романа. Пространство жизни. Свидетельство существования столь откровенное, что меня не покидает чувство стыда всякий раз, когда я смотрю на эти фотографии, и столь сильное, что поневоле задумываешься о смысле всего, что делаешь сам. Поражает его безудержность и та нечеловеческая цена, которая стоит за ней. Становится страшно и понимаешь, что иначе нельзя, а если и можно, - то зачем?"
"Про такие места обычно говорят: сколько попов не приглашай, все равно не высвятишь. Даже не представляю, как там живут другие люди, кажется, что и три ремонта не в силах вытравить эту гнетущую атмосферу. Если в молодости Митасов и мог казаться нам чем-то вроде свободного творца, то после посещения квартиры не остается никакого сомнения, что Митасов был настоящим сумасшедшим, тяжело душевнобольным человеком."
«Это опять-таки тоска по чему-то «настоящему» среди молодежи, которая за ним идет».
На самом деле не стоит зарекаться не только от тюрьмы и от сумы, но и от смирительной рубашки. Причём свихнуться гораздо легче, чем попасть в места, не столь отдалённые или оказаться за чертой бедности. Только кажется, что от безумия отделяет прочная стена.
Стена-то, может и отделяет, но я не удивлюсь, если в один прекрасный или ужасный день на ней появятся какие-нибудь надписи...
А я тем временем сделаю тэг "сужение ума"...