1. Макс Фрай. Жалобная книга.
Занимательная история о людях, которые воруют чужие судьбы. Меня вот всегда интересовало, как бы это так сделать - реально побыть в шкуре другого человека, посмотреть на мир его глазами... Накхи у Фрая подобны пелевинским вампирам - и те и другие воруют самый сок жизни, разве что вампиры служат жёсткой и страшной системе, а накхи всё это проделывают для удовольствия и чтобы отсрочить смерть, наполняя собственную короткую жизнь многими чужими.
Ну а кроме всех этих странностей - очаровательный "портрет" московской ранней весны, с голыми деревьями, острым холодом и обещаниями будущего тепла, с заляпанными грязью межсезонья машинами и уютными кафешками, спрятанными в извилистых переулках.
Ну и любовь, такая, как у Фрая всегда - уютная, как плед, с обилием милых бытовых подробностей. Парень, как всегда, невнятен, зато девушка побила все рекорды - как раз тот самый мерзкий типаж, который так любит Фрай - стриженая под мальчика пацанка. Короткая стрижка - это вообще вселенское зло, а если она ещё и русого цвета - всё, расстрел. )))
2. В. Паперный. Культура Два.
Книга о цикличности социальных процессов, показанных на примере истории искусств, в частности, советской архитектуры. Культура 1 - это, если использовать метафору автора, птица из сказки, на которой можно летать, только кормя её собственным мясом. Это - "мы наш, мы новый мир построим", революция, отвержение предыдущих ценностей, правил и норм во всех областях жизни, эгалитарность и стирание границ и систем: эмансипация взамен пола, коммуна вместо семьи, абстракция и символ вместо имени, конструктивизм и футуризм в искусстве. В культуре 1 все люди как бы одинаковы, нет статусов и иерархии. Имеется, правда, лидер, но от остальных он отличается только не качеством, а "количеством" - в нем жизненно-революционного материала "больше", чем в простом смертном. Интересен также подход к лечению больных и исправлению преступников - в культуре 1 они отличаются от остальных лишь плохими условиями, в которых развилась их "неправильность". Стоит поместить их в лучшие условия - и они восстановят свою естественную, одинаковую для всех, природу. Собсвенно, то же самое можно применить к понятиям добра и зла.
Культура 2, напротив - это нечто статичное и железобетонное. Статус и иерархия в противовес уравниловке культуры 1, традиции и непреодолимые границы, что проявляется в первую очередь в архитектуре. Большое значение имеет образ ворот - этакий пропускной пункт через границу (вспомните огромные арки в сталинских домах).
Имеют силу также индивидуальность и имя - нечто данное свыше и неизменное. В противовес абстрактной, нарочито утилитарной архитектуре конструктивизма, дом в культуре 2 - это "почти человек", доходит даже до такого, что здания облицовывают светло-розовой плиткой, которая как бы символизирует кожу.
Главным образом советской культуры два может быть так и не построенный Дворец Советов. Он и не мог быть построен, так как слишком идеален, чтобы воплотиться... само здание является постаментом для огромной статуи Сталина (тут вам и иерархия, и символ вообще всей системы). Лидер в культуре два - это нечто божественное и недосягаемое (Сталин является как бы носителем, воплощением Ленина, который в свою очередь, является символом чего-то ещё более неземного).
В культуре 2 важными понятиями являются также семья (ячейка общества, первая ступень иерархии), пол и плодовитость (вспомните все символы плодородия в советской эстетике - и бесполость культуры 1). Да, со стороны культуры 2 культуры 1 кажется холодной и бездушной; культура 2 вообще тяготеет к символической "теплоте" - например, сталинская архитектура обладает неким средиземноморским духом. Культура 2 может, кстати, укротить дикарство культуры 1 - например, авангард объявить классикой, повесить в музее и тем самым обезвредить.
Продолжать можно бесконечно... Тут я вспомнила свой спор с "футуристическим переводом" - вот что это было, столкновение культур, а не ссора. А что мне на самом деле близко... да, пожалуй, обе по своему...
3. Фридрих Ницше. Ecce Homo. Антихрист.
Не буду ничего писать, так как мало чего поняла, если честно...