"Это - Асакуса!" часть 2-ая

Mar 07, 2012 01:57


Начало здесь.

И, наконец-то,  часть вторая. Заключительная.

В написании этого поста для меня было самой большой трудностью - это решить, о чем писать. О театре кабуки? Или о гейшах? О гейшах или кабуках? Писать и про то, и про другое? Но я не люблю писать длинные посты. Кратко написать тоже не получается. Да и темы эти обе мною изучены ...практически, совсем пока еще не изучены. И для меня самой здесь больше вопросов, чем ответов.


Например, есть ли среди танцующих гейш мужчины? *Онна-гата гейша. Актер-мужчина, исполняющий женские роли.

Вглядываясь в лица на фото, определить невозможно. Пришлось сделать все-таки пару звонков знающим людям:) Меня просветили. Оказывается, нет. Все танцующие гейши - все женщины. Мало того, их "основное место работы " - это не сцена. Они работают гейшами в о-дзасики (так раньше назывались чайные дома, в которых работали гейши, а сейчас это может быть все что угодно, вплоть до светского раута, на который приглашаются гейши).

Хочу, чтобы вы сразу все успокоились по поводу нравственного облика современных гейш:) Их род деятельности никоим образом не связан с "древним ремеслом" (речь идет о проституции).

Да, институту гейшества в Японии порядком несколько сотен лет (если брать за точку отсчета 1600-ый год), но это совсем не значит, что за столько лет, за столько сменившихся эпох в истории Японии, гейшество совершенно не претерпело никаких изменений и находится в "законсервированном" состоянии. Такого просто не может быть по всем объективным законам развития общества:) Поэтому, гейши нынче - это те, чья деятельность на все 100% оправдывает их название. Гейша - человек искусства. Не больше, не меньше.

Уже давно канули в лета таю и ойран - их главные конкурентки. Те как раз были представительницами того самого "древнего" ремесла. Но с их историей еще все более запутаннее, чем с гейшами. Потому что куртизанки высшего ранга находились, как правило, при "сильных мира сего", а те, в свою очередь, не очень-то желали распространяться о своей личной жизни.

Что касается гейш. Да, когда-то мизуаге - продажа девственности чуть ли не с аукциона - это был определенный ритуал, после совершения которого гейша становилась на более высокую ступень в своей профессиональной карьере. Однако, в современной Японии проституция не является легализованной, следовательно, законодательно вопрос мизуаге был снят с повестки дня еще в 50-е годы прошлого столетия. И сегодня личная жизнь гейши - это ее личная жизнь. В ее "должностные инструкции"  интимная близость с клиентом  не входит. Так что, если кого-то еще подмывает меня спросить, проститутки ли они, я вам сразу еще раз отвечаю: "НЕТ!":)

Искусства, которыми владеют современные гейши, стары как этот японский мир. Это танцы, пение, умение играть на музыкальных инструментах, широкие знания для поддержания беседы и пр.

К сожалению, даже при огромном желании услышать или увидеть гейшу "в деле" не так-то и просто. В Киото, н-р, я знаю, что в заведения, где работают гейши можно попасть только по рекомендации завсегдатая. Новичкам (зрители имеются ввиду) вход воспрещен:(

Так что, представьте наше с Наоко возбуждение, когда мы отправились смотреть на танцы гейш в театр Накамура-дза.

В театре кабуки, как я уже писала, все символично. Да и вообще, кабуки и гейши - это все "одного поля ягоды". Их истории переплетаются, и отсюда трудность - все разложить по полочкам, рассказывая одновременно про то и другое.

Если про кабуки, то хочется сказать про утройство театра. Н-р, занавес в театре кабуки, как правило, представляет собой полосатую материю. Полосы трех цветов: черный, зеленый и цвет хурмы. Почему-то считается, что именно такой коллаж лучше всего подчеркивает "народность" театра.

В театре кабуки партер всегда заполнялся простолюдинами. А по краям партера, в бельэтаже восседала знать. Считалось, что сбоку, слева или справа, или на местах за партером, лучше всего смотреть действие, происходящее на сцене:) Возможно,  и так:)

Во время спектакля декорации меняются, но занавес при этом не опускается ни разу.  Чтобы что-то поменять на сцене, для этого есть рабочие сцены (кокен). Вот как на фото. Человек, одетый во все черное. Черная вуаль скрывает лицо. Именно они во время спектакля (или танца) выходят на сцену, чтобы что-то поменять, убрать зонтик, положить веер, и так далее.

Черный цвет в кабуки обозначает "то, чего нет":)

1.



Дальше я отобрала более-менее получившиеся кадры из второго отделения.
2.



В кабуки использование всевозможных аксессуаров - это тоже, характерная особенность жанра:) Веера, ветки сакуры, цветы, платки, головные уборы, зонты - функции их: сделать акцент на определенном движении или позе, привлечь внимание зрителя, сделать "ударение" на момент, который считается важным.
3.



Здесь исполнительницы начали свой номер на "ханамити" (дороге цветов). Ханамити, так же как и главная сцена, оборудована лифтом, подъемником. Такие лифты в кабуки  пользуются большой  популярностью. Когда вдруг  пол разъезжается в стороны, и как будто бы "из ниоткуда" появляются актеры.
4.



5.



6.



У всех исполнительниц на голове парики.
7.



Черный и красный цвет кимоно, я где-то прочитала, используется в кабуки тоже очень часто. Поскольку кабуки возник именно как "странный" театр, актеры в нем  одеты в вычурные крикливые наряды, яркие, не реальные для повседневности. Чем больше украшений, чем ярче кимоно, и чем вычурнее расшит золотыми нитями оби, тем лучше для кабуки:)

Надо отметить, что современная Япония в этом деле тоже имеет свои характерные особенности. Если проживаешь постоянно в Восточной Японии, и вдруг попадаешь в Западную, то, честно говоря, удивляешься городским модницам Кансая (Запад). Они одеты как...цыганки:) Если токийские модницы выглядят элегантно, дорого и достойно, то осакские "девушки", особенно те, кому за 50, выглядят  как с Черкизона. Помнится, был в моей жизни случай, когда я пришла на доклады в аспирантуру (здешнюю) в кофточке леопЁрдовой расцветки:))) Ко мне подошел один из сэнсеев (в антракте) и сказал, что я выгляжу как "осакская тетка":)))  Несмотря на то, что я по сей день обожаю одежду "с леопардами", и у меня в гардеробе немало таких кофточек, водолазочек и джемперов - с тех пор я ни разу этого ничего не надевала:) Очень уж мне было тогда обидно, что меня обозвали "теткой из Осаки":)))

Сори, отвлеклась от темы. Но хотелось просто сделать акцент на одежде гейш. Всё аляповато, кричаще, и "вырви глаз". В духе Кансая.
8.



Хм...хотя, эти в черном все-таки прилично, как мне кажется, одеты. Строго:) В черном:)
9.



10.



Не хотелось бы мне все упрощать, но тут по-другому не скажешь. Танец гейш (или танцы в кабуки) - это своего рода пантомима (чур меня!). Да, вот не хотелось проводить аналогию с пантомимой, но, пожалуй, тут будет проще всего именно так выразиться.

Ведь они танцуют под живое пение. И очень важно содержание песни. Каждое движение соответствует тому, о чем поется. Вот тут можно подумать, что речь идет о самолетах птицах:) Потому что танцовщица изображает руками вроде бы что-то похожее на крылья. Но, нет!:) Глаза в пол. Тут запросто может идти речь о том, что она любуется молодым мхом в саду, рассматривает его, чтобы не подскользнуться на гладком шелковистом мхе. А руки - это может быть течение горной реки:) Надо слушать, о чем в песне поется и наблюдать за движениями, тогда можно достичь настоящего катарсиса:)
11.



12.



Мне вот этот номер понравился больше всех.  Не помню, естественно, о чем там была речь. Да и трудно было улавливать содержание, ведь я еще должна была концентрировать свое внимание на том, что мне надо сделать фотки любой ценой.

У танцовщицы голова покрыта тонкой хлапчатобумажной материей.  Очень смахивает на полотенце, с которыми японцы ходят в баню. Но, в кабуки этот атрибут означает "снег".
13.



14.



И декорация, обратите внимание - зима. А "снег" здесь еще в широком смысле: одиночество, покинутость, грусть, утрата, неразделенная любовь и пр.
15.



Я настолько увлеклась ее манипуляциями с "полотенцем", что не заметила, как на декорациях зима сменилась летом.

16.



17.



И, ествественно, на декорациях фрагмент района Асакуса, пагода Сэнсодзи.
18.



Финальный номер.
19.



Здесь все участницы вышли для исполнения последнего танца.  И можно заметить, что из боковых дверей вышла участница, одетая не так как все. Это ученица гейши. Майко. В Токио их называют хангёку. На ней кимоно для несовершеннолетней девушки.

20.



21.



22.



23.



И поклон. Тут я ...расстрогалась. Вспомнила, как в институте я занималась в студии фламенко. Давно это было. В Питере. И наша руководительница студии была по совместительству еще и преподавателем японского танца буё. Естественно, я стала заниматься у нее еще и буё:) Как я могла упустить такую возможность.  К сожалению, так ничему и не научилась. Но вот кланяться со сцены, да:)
Обязательно пальцами рук упереться в пол, сначала взгляд в бельэтаж, в обе стороны по очереди, вправо и влево, затем взгляд в партер, далее взгляд на балкон, и поклон.
24.



25.



Вот так, галопом по европам, я смогла рассказать о представлении гейш в театре Накамура-дза, на которое нам с Наоко удалось попасть.

А это зрители:)
26.


После спектакля.
27.



28.



29.


кабуки, гейши

Previous post Next post
Up