Цветочки-куколки - все это хорошо, конечно, но в каждом обществе, в каждом государстве есть ещё свои проблемы, и Япония - не исключение.
Сколько живу в Японии, сколько понимаю японский язык, столько и слышу, как местное общество обеспокоено тем, что пропасть между богатыми и бедными в этой стране все растёт и растёт. А недальновидное правительство только и делает, что усугубляет проблему. Вместо того, чтобы, наоборот, принимать меры, которые бы смогли все-таки эту проблему как-то решить.
Сегодня в Японии более 10 миллионов человек трудятся не на постоянной основе, то есть, по временным контрактам, а это значит, что лишены социального пакета, гарантий.
Мало того, в стране, где каждый третий житель старше 65 лет, это значит, что доход трети населения - это пенсии. К тому же пенсионеры не платят, естественно, налоги, так как не работают.
Не платят налоги и те, у кого годовой доход составляет 1 миллион йен (грубо говоря, 10 тысяч долларов).
«Работающие бедняки» - люди, живущие от зарплаты до зарплаты, еле сводящие концы с концами - их годовой доход составляет 20 тысяч долларов.
«Нуждающиеся» - категория людей, чей годовой доход составляет менее 30 тысяч долларов в год.
То есть, средний класс, так скажем, в Японии, это люди, чей годовой доход должен составлять от 30 тысяч долларов, или 3 миллиона йен.
Найти работу с такой зарплатой сейчас достаточно сложно.
Я тут на днях посмотрела фильм «Токио нанмин», если переводить дословно, то «Беженец в Токио», но я бы перевела как «Токийский бомж». История 21-летнего парня, студента универа. Осаму (имя) был таким обычным японским раздолбаем, учился в столичном вузе, ходил на уроки абы как, больше тусил с друзьями, в один прекрасный день появился в вузе после долгого загула и узнает следующее: он давно уже отчислен. Оказывается, его отец не перевёл деньги за прошлый семестр, а оплата нынешнего семестра тоже вот-вот заканчивается.
Ну и тут начинается раскручиваться сюжет.
Отец исчез в неизвестном направлении. Мать у Осаму умерла ещё три года назад. Отец начал водить в дом разных баб. Дом, кстати, на Кюсю, в 900 км от Токио. И в один момент отец наделал каких-то долгов и подался в бега. Как тут обычно и происходит. Все местные бомжи в Японии, большинство их, это люди, скрывающиеся от уплаты долгов. Как правило, они уже доходят до той ручки, когда банки им никакие кредиты не дают, тогда они идут в «банки», которые контролирует якудза. Ну и начинается цепь беззаконий.
Так, видимо, случилось и с отцом главного героя фильма.
Узнав об отчислении из вуза, он сталкивается с новой проблемой. За квартиру тоже не поступила оплата. Его выселяют. Неожиданно для самого себя он оказывается на улице. Риэлторская контора предупреждала его за месяц вперёд. Но я не зря сказала, что он был таким типичным японским раздолбаем. Японская молодежь бьет рекорды по своей инфантильности, никто не знает, что такое нужда, когда нет денег, крыши над головой, поэтому в реалиях, столкнувшись с проблемой, они понятия не имеют, что делать. Вот и герой фильма, Осаму, как-то наивно полагал, что все проблемы сами собой рассосутся, и... оказался на улице, без денег, без вещей. Риэлтеры просто поменяли замок в квартире, которую ему снимал отец, и у него не было возможности даже забрать оттуда свои вещи. Да и куда забирать.
Ну и дальше, «классика» японского молодёжного бомжевания. Идёт ночевать в интернет-кафе.
Японские интернет-кафе - это приют для бомжей. За 1500 йен отдельный кабинет с раскладывающимся креслом и компьютером. На этаже есть микроволновка. В некоторых интернет-кафе есть даже душевые кабины.
Работа на один день. Раздавать на станции какую-нить фигню, типа салфеток. Или рассовывать по почтовым ящикам рекламные листовки.
Тут я тоже все это опущу. Понятно, что парень сталкивается с грубостью дворников, управдомов, полицейских. Он впервые вдруг начинает осознавать своё положение «отвергнутого обществом». Найти какую-то работу поприличнее он не может, так как бомж, но тут у меня к создателям фильма куча вопросов.
Надо сказать, что фильм был снят по одноименной повести, написанной Фуказавой Тецуро. Он сам родном с Кюсю, после школы работал на всевозможных работах, там- сям, в итоге он устроился на работу в колледж. И видя каждый день учащихся этого колледжа, понятное дело, не для серьёзных пацанов, наблюдая за тем, какие они балбесы, живут, не задумываясь о своём будущем, не строя никаких планов, плывут как щепки по воде, не заморачиваясь о том, что подскользнвушись в жизни один раз, далеко не каждому потом удаётся встать на ноги, некоторые всю жизнь выкарабкиваются из лужи, а кому-то и жизни не хватает, - он решил дать напутствие своим же ученикам, и дебютировал как писатель вот с этой повестью.
Уже я прочитала в японском интернете много критики в адрес создателей фильма, мол, он не соответсвует содержанию повести. Но многие, кто посмотрел кино, уже написали «Как реально все. И как страшно». Да, на месте этого Осаму может оказаться любой из нас.
Ну и дальше по сюжету, поработав там сям, везде столкнувшись с человеческой непорядочностью, с брезгливым отношением к самому себе, он оказывается по вине одной случайной знакомой в хостес-баре, там опять классика: напоили, совратили, на долги посадили.
В костюмчике справа - главный герой, по центру девушка, из-за кого он попал, и парень крашеный - работал с ним в клубе на Синдзюку. Здесь они уже сбегают от якудзы, которые контролируют эти пабы.
Основные герои фильма
Сбежать не удалось. Его чуть не убивают насмерть. Избитого до потери сознания его находит бомж. Так он попадает в лагерь к бомжам. Память к нему не возвращается. Но бомжи его обогрели, вылечили, и он с ними начинает работать по помойкам... человек дошёл до самого дна, когда вдруг все вспоминает и понимает, что самое главное, что ему сейчас нужно, - это даже не деньги. Ему надо найти отца.
Вот такой японский фильм:)
Сколько бы ни было критики в адрес фильма (я тоже уже поняла, что повесть намного круче, вчера начала читать), но это очень хороший фильм, обнажающий серьезную проблему японского общества, «хинкон». Что значит «бедность».
При таком высоком уровне ВВП, при таком развитом внутреннем рынке, при таком обилии всего, при высоком качестве товаров, при таком высоком уровне культуры, вцелом, если посмотреть из космоса, а народ-то бедный. И даже если и не бедный вы сегодня, вдруг, волею каких-то обстоятельств, скатиться на дно здесь - раз плюнуть.
В японском интернете кто-то даже написал общие признаки людей, которые в «группе риска», то есть, эти скатятся первыми, если вдруг что.
Я вчера читала этот длинный список, который как бы представляет собой социально-психологический портрет потенциального бомжа (нищего) в Японии и хихикала.
Итак: не ест овощи, питается, в основном, фаст-фудом, не занимается спортом, не убирает своё жильё. Даже если в комнате убрано, то грязь вокруг кранов водопроводных! Часто имеет проблемы с лишним весом, особенно женщины!:) не имеет привычки завтракать. Ходит в чем попало. Любит играть в игровых автоматах:)))
Ну вот так в общем. Я-то понимаю, конечно, что речь идёт о том, что в группе риска люди, которые не умеют организовать своё жизненное пространство, не следят за гигиеной. Ну так, у нас половина туристов, с кем приходится иметь дело, имеют проблемы с гигиеной, однако, все это очень обеспеченные люди. А здесь вот - риск стать бомжом. Хотя тут более широкое понятие. Не бомж, а лузер. Человек, у которого не клеится жизнь. Для достойной жизни нужен достойный доход, в человек, который не следит за собой, здесь априори дохода достойного иметь не может. С лишним весом, например, здесь не устроишься никуда на работу. И это не дань моде. Это такое вот мировоззрение.
Конечно, я очень боюсь, как и многие, нищеты. Особенно я боюсь нищеты в старости. Но я не согласна, что с низким доходом ты тут не сможешь достойно жить.
Другое дело, я боюсь, что мне как иностранке, если я вдруг в пожилом возрасте не захочу тащить на себе все это своё предпринимательство, а просто захочу подрабатывать к пенсии, меня никуда не возьмут на работу. Вот этого я очень боюсь.
А вы боитесь чего-нибудь в этой жизни?