Служанка из Мацу Хигасия 1796-1798 Цветная ксилография
Китагава Утамаро - один из мастеров укиё-э, его творчество во многом определяло влияние на черты японской классической гравюры периода ее расцвета в конце ХVIII в. Он прославился превосходными рисунками и гравюрами, изображающими красавиц из чайных домиков, магазинов и увеселительных кварталов Эдо.
Китагава Утамаро родился в Кавагоэ, провинции Мусаси, в семье потомка рода Минамото в 1753 году. Его детское имя - Дзюсукэ, но все звали егопо прозвищу - Ута. Он получил домашнее образование.
После смерти отца переехал в Эдо и поступил в мастерскую художника Ториями Сэкиэна, под руководством которого изучил приемы гравирования школы укиё-э. В 1776 году публикует первые иллюстрации к поэмам и сатирическим стихам "кёка". В В 1777 - 1778 годах художник издает первые серии гравюр в манере Сюнсо с изображением актеров и борцов сумо. В последующие два года выходят альбомы Дары прилива и Песни раковин, в которых между жанровыми бытовыми сщенами располагались многочисленные иллюстрации, изображающие различные сокровища морских глубин.
В 1780 году Утамаро начинает работать с известным столичным издателем гравюр Цутая Дзюдзабуро, а также со многими художниками и поэтами Эдо. В результате их длительного сотрудничества выходят множество иллюстрированных книг, прекрасных альбомов, огромные серии гравюр. Также на творчество молодого художника повлиял и Тория Киёнага. Два года спустя художник начинает работать под творческим именем Китагава Утамаро.
В свой самый плодотворный период (1789-1801) Утамаро создал очень оригинальные и запоминающиеся работы. В это время он серьезно занимался композиционными построениями изображения на единичном листе стандартного формата (обан ) (38 на 25 см). На этих гравюрах 1790-х гг. фигуры персонажей он показывает как в полный рост, так и в поясном виде. Эти работы наиболее разработано и полно дают представление о женской красоте в японском изобразительном искусстве. Для Утамаро существенно показать женщину такой, какой она выглядит в самых характерных обстоятельствах, окружении и своих повседневных занятиях. Большое число изображенных в полный рост женщин - это популярные красавицы и куртизанки. Эволюция рисунка Утамаро приводит его к все более пристальному разглядыванию этих женщин, что весьма очевидно его выбором изображений по пояс и по грудь (окуби-э). Многие женские персонажи на его гравюрах всего лишь идеализированные стереотипы, однако некоторые изображения прославленных красавиц, имеют практически портретное сходство.
В 1804 году , после того как Китагава изобразил «в неподобающем виде» героя японской истории Тоётоми Хидэёси, художник попадает в тюрьму. Это наносит ему психологическую травму, и следующий период его творчества окрашивается в трагические тона. Вскоре после его освобождения из тюрьмы в мае 1806 года художник скончался.