Первый этап Международного Кругосветного Океанического перелета на легких самолетах-амфибиях Российского проекта и производства - часть I «Полярная» завершен и подводит итоги. Впереди Антарктида.
Продолжительность экспедиции составила 43 дня (с 03.07.2018 по 14.08.2018) и 20 826 км, 39 аэропортов и авиационных площадок, 150 часов в воздухе на самолете - амфибии Borey.
Маршрут экспедиции
территория России: Пермский Край (Нижнее Городище), Урай, Нефтеюганск, Сургут, Норильск, Саскылах, Тикси, Чокурдах, Черский, Певек, Бухта Проведения. США (Аляска), Канада, Гренландия, Исландия, Фарерские острова (Дания), Норвегия, Швеция, Финляндия.
Задачи экспедиции
Пропаганда современной российской авиатехники, проведение экспериментов по исследованию экосистем, культурно-просветительская миссия, изучение и подготовка маршрутов для авиационного и экологического туризма по Российской Арктике.
Самолеты
В экспедиции использовались современные легкомоторные российские самолеты-амфибии два ЛА -8 (LA-8C-RS и ЛА-8 это двухмоторные амфибии на 8 человек) и один «Borey» (одномоторный на 2 человек) производства НПО «АэроВолга», Красный Яр, Самарская область. Посадка таких самолетов возможна на ИВПП, ГВПП и воду. Высота полёта ЛА-8 от 50 метров до 4 километров, при скоростях от 180 км/ч до 250 км/ч, дальность модификации RS до 4000 км. Предназначен для мониторинга, доставки туристов и грузов, санавиации.
Borey - имеет скорости от 90 км/ч до 180 км/ч, дальность до 800 км, недорогой вариант для мониторинга, рыбаков/ охотников, доставки мелких грузов, обучения пилотов.
В составе участников экспедиции самолёты пилотировали
- летчик-космонавт, Герой России, глава ЗАТО городской округ Звёздный городок, президент перелета Токарев Валерий Иванович
- космонавт-исследователь, Герой Советского Союза, член корреспондент РАН, научный руководитель экспедиции Атьков Олег Юрьевич
- председатель совета директоров НПО «Аэроволга», доктор наук, пилот-спортсмен Алафинов Сергей Вячеславович
- директор межрегиональной общественной организации пилотов и владельцев воздушных судов (АОПА России), частный пилот Иванов Андрей Дмитриевич
- линейный пилот, летчик - испытатель, командир летно-испытательного отряда ПАО «ТАНТК им. Г.М.Бериева» Евстафьев Владимир Владимирович
- главный конструктор НПО «Аэроволга», частный пилот Суслаков Дмитрий Юрьевич
- французский линейный пилот гидроавиации Люик Блез
Организационные и технические партнеры кругосветного перелета
Федерация любителей авиации (ФЛА России)
Межрегиональная общественная организация пилотов и граждан-владельцев воздушных судов (РАОПА)
FlightTV- российская авиационная телепрограмма
Авиапропеллер, Чехия
Перелет поддержан:
Администрацией Президента РФ, МИД РФ, Минтранс РФ, Росавиацией РФ, Администрацией Красноярского района Самарской области.
Несмотря на неблагоприятные погодные условия, проблемы с топливом, с разрешениями на влет в Канаду, Исландию, Финляндию, экспедиция уложилась в отведённый график (планировалось вернуться до 15 августа).
Поставленные задачи - выполнены.
Подготовка к перелету началась еще в 2016 году. Тренировка на Байкале
Усть-Баргузин, респ.Бурятия
Яхт-клуб в Иркутске
В 2017 году на реке Печора в Корткеросе
И наконец, сборы завершены.
Все репортажи, сделанные во время перелета можно почитать по ссылкам:
https://ru.arctic.ru/analitic/20180510/740542.html подготовка
https://vulkan-avia.livejournal.com/151558.html анонс
https://janunova.livejournal.com/38011.html -пресс-конференция
https://janunova.livejournal.com/38399.html -про связь
https://janunova.livejournal.com/38421.html - старт
https://janunova.livejournal.com/39093.html - 3й этап
https://janunova.livejournal.com/39380.html - авиапочта/открытки
https://janunova.livejournal.com/39581.html - Урай-Норильск
https://janunova.livejournal.com/39894.html - Сургут (Барсы)
https://janunova.livejournal.com/40030.html - Тарко-Сале- Саскылах
https://janunova.livejournal.com/40352.html -Тикси
https://janunova.livejournal.com/40593.html - Тикси-Чокурдах
https://janunova.livejournal.com/40921.html - Черский- Певек- Бухта Провидения
https://janunova.livejournal.com/41254.html - Бухта Провидения
https://janunova.livejournal.com/41983.html - Аляска
https://janunova.livejournal.com/42152.html - Памяти летчиков Провидения
https://janunova.livejournal.com/42325.html - Nome (Аляска) - Galena (Аляска) - Fort Yukon (Аляска) - Old Crow (Канада) - Inuvik (Канада)
https://janunova.livejournal.com/42642.html - По северным берегам Канады
https://janunova.livejournal.com/42997.html - Гренландия
https://janunova.livejournal.com/43105.html - Нунавут
https://janunova.livejournal.com/43582.html - Романтики Арктики
https://janunova.livejournal.com/43862.html - авиапочта
Русское Географическое Общество в Москве, где и проходила отчетная конференция
Видеорепортаж с конференции
Click to view
Из доклада В.И. Токарева:
"Замысел: Весь объём работ Экспедиции предполагает охватить не только Арктическую, но и тропическую и Антарктическую зоны планета Земля.
Экспедиция разбита на два этапа: 1-й Арктика, 2-й тропики и Антарктика.
Замысел такой масштабной экспедиции на Российской отечественной технике и самолетах авиации общего назначения сформировался во время космической одиссеи на МКС. Для такой Экспедиции НПО АэроВолга пришлось создать фактически новый самолёт- амфибию на базе серийного LA-8."
Из доклада В.И. Токарева:
"Весь процесс подготовки Арктической части Экспедиции занял чуть более 2-х лет. Примерный маршрут был озвучен Loïc Bleys в апреле 2016 года на авиационной выставке в Германии г. Фририхсафен, и уже в июле 2016 года мы начали тренировки с полёта на озеро Байкал и в 2017 году проработали окончательный маршрут, провели тренировку на р. Печора, Республика Коми, посёлок Коркерос.
И с наступлением зимы, спасибо спонсорам, стали закупать и забрасывать топливо по Арктической части Российского участка маршрута.
Зима ушла на уточнённую проработку маршрута, определение возможностей самолетов и экипажей, закупку оборудования и снаряжения."
Экспедиция стартовала 03.07.2018 года в Самарской области, пос. Красный Яр, аэродром Красный Яр.
Финиш экспедиции состоялся 14.08.2018 г. в Самарской области, пос. Красный Яр, аэродром Красный Яр.
Таким образом, кольцо вокруг Земного шара было замкнуто.
Всего продолжительность составила 43 дня и более 20 000 (20 826) км.
Маршрут экспедиции пролегал через страны: Россия, США (Аляска), Канада, Гренландия (Дания), Исландия, Фарерские острова (Дания), Норвегия, Швеция, Финляндия.
Из доклада В.И. Токарева:
"Первая посадка, волнительная, в Пермском Крае авиационная площадка Нижнее Городище, первоначально мы не планировали длительную остановку, только дозаправка и вперёд. Но из-за запрета на полеты по футболу и невозможности облетать самолеты заранее, мы, фактически, на первом участке испытывали самолеты, поэтому приняли решение осмотреть тщательно самолеты и самим снять стресс и выспаться. Авиационная площадка Нижнее Городище расположена на берегу залива Воткинского водохранилища, живописное место, вполне пригодное для приёма небольших самолетов внутрирегиональной авиации и авиатуристов. Место, претендующее не только для отдыха пермяков, но и жителей Предуралья и Поволжья.
На второй день мы летели в Тюменскую область г. Урай, где прекрасный аэродром, и встретили нас, как местная администрация, так и местная авиационная общественность, они много внимания уделяют подрастающему поколению, и при небольшой помощи местного бизнеса, могли бы развернуть неплохой авиационный музей."
Из доклада В.И. Токарева:
На следующий день через Сосьву, Нефтеюганск в Сургут. В Сургуте частная авиационная площадка «Боровая», владелец большой энтузиаст авиации Барсов Евгений Вячеславович создал спортивную, женскую команду по авиа акробатике.
В Тарко - Сале, здесь два самолета ( один был в Сургуте) провели сутки общаясь с местными жителями и 07 июля в один день одолели маршрут Тарко- Сале (Сургут) - Норильск- Хатанга - Саскылах .
Норильск - здесь мы только заправились из своих, заранее доставленных бочек с топливом и встретились с нашими друзьями на самолёте Цессна, которые решили помочь нам и сопроводить до Бухты Провидения.
Хатанга - заправка, прекрасные люди и непонятная перспектива.
В Саскылахе нас встретила местная администрация и мы начали знакомится с бытом народов Арктической зоны России.
Тикси - когда то крупный населённый пункт, порт в Арктике, в Советское время более 40.000 человек постоянных жителей, сегодня город призрак, у тех кто остался, нет блеска в глазах, нет понимания перспективы, они смирились с участью заброшенных и позабытых и доживают как могут.
Усть -Уйга встречала хлебом и солью, посёлок видит себя в этнографическом разрезе, не все молодые уезжают навсегда, но для поддержания этноса надо развивать и поддерживать принятые Программы для малых народов Севера.
Чокурдах- большой посёлок, столица Алаиховского улуса, вполне приличный аэропорт. Местный бизнес ждёт возможностей увеличить поток туристов, в том числе рыбаков и охотников, природа этому способствует.
Утром снова в дорогу, Черский - большой районный центр, живет ожиданиями будущего, планами по разработке полезных ископаемых в соседней Чукотке.
Рано утром летим в Певек, маршрут не длинный, природа прекрасная, настораживает полное!!! отсутствие следов человеческой деятельности, начиная от Хатынги. Между посёлками ни геологических разрезов, ни юрт, ни следов в тундре от техники, ни одного стада оленей, ни чумов, ни лодок на реках - планета Земля до исторического периода проплывала под нами.
Бухта Провидения. Раньше здесь располагался авиаполк и погранзастава, сегодня много заброшенных жилых домов, с забранными окнами металлом. Но туристический потенциал, с учетом близких берегов Аляски, Японии и Южной Кореи - весьма велик.
Местное руководство всячески поддерживает развитие и народного (инуитов) творчества и работу с подрастающим поколением.
Почти неделя сидения по непогоде в Бухте Провидения.
Из доклада В.И. Токарева:
«Сложен был перелёт через Берингов пролив в Аляску. А Аляску пришлось пролететь на одном дыхании за сутки. Интересное климатическое явление мы застали в маленькой инуитской деревне Паулатук расположенной на берегу залива Северного Ледовитого Океана. В Джо Хавене - деревне знаменитой тем, что в ней Амудсен ждал погоды около 10 месяцев, мы провели всего ночь. Холл Бич запомнился отсутствием авиационного бензина. Кикиктаржуак поразил своей суровостью. Гренландия - посадкой в Сисимиуте. Нарсарсуак - самый южный аэродром в Гренландии.
Один из самых сложных перелетов - на восточный берег Гренландии в Кулусук. Затем Исландия, Фарерские острова и перелёт на континентальную Европу в Норвегию, Берген в хороших погодных условиях.
От Финляндии в Россию успели заменить масло в двигателях одного LA-8 и к концу рабочего дня прилетели в Псков. Таможня, граница и далее ночёвка в прекрасном городе Великий Новгород.
14 сентября путь на базу, первая посадка и встреча в Ярославле, аэропорт Туношна, местная общественность, журналисты, фуршет. И под вечер, наконец, база - Самарская область, Красноярский район авиаплощадка НПО АэроВолга. Нас встречали хлебом-солью, цветами, концертом, баней и борщом с пельменями»
Из доклада О.Ю. Атькова:
«Научная программа касалась в основном медико-биологических исследований, которые были проведены непосредственно на участниках, до -, во время и после экспедиции, в том числе на некоторых самых напряженных ее этапах. Во главу угла был поставлен сбор физиологической информации об особенностях работоспособности участников перелёта в условиях хронического стресса.
Кроме медицинских и физиологических исследований были проведены мониторирование психофизиологических кондиций участников экспедиции.
Были использованы методики оценки эмоциональной устойчивости; склонности к риску; оценки устойчивости внимания и чувства времени.
Уровень физиологических тестов позволил оценить в динамике реакцию ССС, кардиореспираторного комплекса, а современные лабораторные методики дали возможность оценить изменения экспрессии циркадных генов.
Предполагается, что так же представится возможным провести полный анализ транскриптома всех участников.
Что, в свою очередь, позволит комплексно изучить значимость изменений под влиянием вышеперечисленных факторов.
Исследовательское оборудование и участие в работе обеспечивали:
-НИИ космической медицины;
-НПО «Нейроком»;
-ООО «БИ Медицина будущего»;
-кафедра «Профпатологии и Производственной медицины» РМАНПО МЗ РФ;
-отделение медицинских наук РАН.
Обработка результатов будет закончена к ноябрю. Планируются доклады о результатах медико-биологических исследований на национальном конгрессе терапевтов, Учёном Совете РМАНПО и сессии ОМН РАН, а так же публикации в отечественных научных реферируемых журналах и за рубежом.
Из доклада С.В. Алафинова:
Вопросы, которые надо решать скорее ФГУП Аэропорты Севера, Аэропорты Чукотки, может, при поддержке Росавиации и Минтранса России:
Обеспечение топливом как ТС-1, так и авиабензином. Мы забрасывали авиабензин в бочках самостоятельно в точки заправки, и он обошелся нам приблизительно 450 руб/литр или 6,5 $ литр, что несколько дороговато (например в Канадской Арктике это примерно 4,0 $/литр, Гренландии ≈ 4,5 $/литр), но мы забрасывали небольшую партию и транспорт значительно (соответственно 3/1) удорожил наше топливо. Если будет завоз обычной партии от 10 тонны и выше то цена будет ниже % на 30, но те владельцы ВС, которые готовы прилететь и пролететь Арктику готовы платить.
ТС-1 - он есть, но просто купить его нельзя, приходилось заранее подписывать договора, оплачивать по перечислению и т. д.
Ни в одном аэропорту нельзя оплатить топливо по кредитной карте или наличными, более того, ни один аэропорт не может гарантировать обеспечение топливом, т.к. топливо принадлежит, так же как и ТЗК, авиакомпаниям, т.е. нет независимых ТЗК, которые могли бы обеспечить на коммерческой основе самолеты нерегулярных линий и частные самолеты. Например, на всех аэродромах Арктической зоны США, Канады, Гренландии и Исландии могут продать топливо по кредитной карте.
Думаю, что вопрос с топливом по нашим Северным и Арктическим аэродромам можно решать без дополнительных затрат было бы желание у аэропортов.
Информационное обеспечение авиатуризма.
К сожалению (и это в меньшей степени, но присутствует и в Арктической Канаде).
Получить актуальную информацию для частного пилота о телефонах коммерческой службы, АДП, заправках, свежих НОТАМ, информацию о фактической погоде аэродрома - огромная проблема.
Здесь, я думаю, Росавиация, Госкорпорация ОРВД и Министерство транспорта могли бы принять какие то решения, чтобы был единый электронный ресурс с открытым доступом, это в первую очередь вопрос безопасности
Инфраструктура аэропорта, она везде разная, но средняя оценка не более 3-х по 5-ти бальной системе, для ВС АОН это вполне подходит, но для чартерных туристических рейсов надо вкладывать средства.
Для примера Тарко-Сале (центр газодобычи Газпрома: 50 % газа Ямало-Ненецкого Округа добывают здесь, полоса и перрон - как пляжный песок, т.е. необходимы работы по созданию ВПП и перрона хотя бы гравийного.
И на Аляске, и в Канаде, Гренландии большинство ВПП гравийные и принимают от Q 400 до Boeing 737.
Всем аэропортам (или посадочным площадкам, т.к. многие аэропорты переведены в статус посадочных площадок из-за непомерных требований к инфраструктуре и наземной авиационной безопасности, даже для аэропорта класса Е, необходимо обновить аэронавигационные огни, перейти на современные светодиодные и непотребляющие много электроэнергии с включением пилотом самостоятельно по рации с огнями PAPI, повсеместно внедрять недорогую систему зональной аэронавигации со схемами захода, посадки, выхода RNAV ( GNSS).
Из доклада С.В. Алафинова:
Система тарифов : требует пересмотра и введения иных критериев для ВС АОН. Сегодня в большинстве аэропортов они не посильные.
Регламент работы - летать нужно не по календарю, у нас везде суббота, воскресенье и праздничные - выходные - самое время для туристов, а выход аэропорта на работу для приёма только одного самолета с двумя пилотами - туристами - оплачивай весь персонал аэропорта.
В Бухте Провидения у нас был назначен вылет в понедельник 16 июля, однако после прохождения границ и таможни, мы не дождались погоды, т.к. аэропорт был закрыт туманом, в зоне ожидания скопились пассажиры на Анадырь, самолет с Анадыря вылетел, покрутился над Бухтой Провидения и улетел на запасной на мыс Лаврентия. Однако если бы Бухта Провидения имела бы схемы RNAV, то и наш вылет и посадка рейсового борта была бы возможна.
По этим схемам нам пришлось лететь на Аляске, и дешево и безопасно, что касается сервисной инфраструктуры для туристов - гостиницы, такси, сувенирные магазины, экскурсии и т.д. то эта часть вполне может и будет развита частным бизнесом, потенциал к этому имеется.
Нормативная база: без снятия или видоизменения пограничного режима с зоны нашего Арктического пространства - все выше перечисленное не имеет смысла, только отдельные энтузиасты - граждане России будут пробираться через этот забор.
Дороги. В большинстве мест строительство дороги не требуется, только привести в порядок поселковые дороги, но в той же Бухте Провидения от аэродрома до горячих источников около 40 км абсолютного бездорожья и без региональной или федеральной помощи им эту дорогу не построить.
Подытоживая приведенное выше:
В нашей Российской Арктике есть огромный, неосознанный ещё потенциал для развития туризма. Лучший сезон для авиатуризма с 15 июня по 15 августа, для чартерного туризма круглый год, так как зимой Полярное Сияние, катание на оленях и прочие чудеса (например -55*C)
Выступление Президента Федерации любителей авиации Мазурина Николая Михайловича
Именные часы для участников перелета. Мазурин Н.М. - президент ФЛА, Олехник О.В. - вице-президент ФЛА
Токарев Валерий Иванович- летчик-космонавт, Герой России, глава ЗАТО городской округ Звёздный городок, президент перелета
Атьков Олег Юрьевич - космонавт-исследователь, Герой Советского Союза, член корреспондент РАН, научный руководитель экспедиции
Иванов Андрей Дмитриевич- директор межрегиональной общественной организации пилотов и владельцев воздушных судов (АОПА России), частный пилот
Суслаков Дмитрий Юрьевич- главный конструктор НПО «Аэроволга», частный пилот
Евстафьев Владимир Владимирович- линейный пилот, летчик - испытатель, командир летно-испытательного отряда ПАО «ТАНТК им. Г.М.Бериева»
Счастливые часов не наблюдают J
По центру один из метеорологов экспедиции Шокин Владимир, также экипаж самолета Цессна, который пролетел до Бухты Проведения с Экспедицией
Общая фотография участников экспедиции с гостями конференции.
Дмитрий Суслаков и Андрей Иванов с друзьями
Дмитрий Суслаков, Людмила Бражник, Сергей Алафинов, Ольга Олехник, Андрей Иванов
Сергей Алафинов, Ольга Олехник, Андрей Иванов
Продолжение следует!