Blackbeard - карточная настольная игра, воссоздающая Золотой Век Пиратства конца XVIII века. Каждый участник играет за одного или несколько пиратов и пытается накопить состояние, а затем удалиться на покой, прежде чем его разыщет королевский комиссар или на него наткнется военный корабль и вздернет его на рее. Целью пиратов являются торговые суда, сбившиеся с торговых маршрутов. Удача, умение и хитрость принесут игрокам славу и богатства.
![](http://ic.pics.livejournal.com/shmjak_shmjak/66719742/547470/547470_300.jpg)
Огнестрельные орудия на суше существовали по крайней мере к 1327 году. Появление первых орудий на кораблях отмечается в 1336-1338 гг. Одно из первых упоминаний говорит о некоей пушке, стрелявшей миниатюрными ядрами или арбалетными стрелами, которая была установлена на английском королевском судне "Когг Всех Святых". Первое применение корабельной артиллерии зафиксировано в 1340 году во время битвы при Слёйсе, которое, впрочем, было безрезультативным.
Не только в XIV, но и на протяжении XV века артиллерия на флоте представляла собой редкое и малоиспытанное оружие. Так, на крупнейшем судне того времени, английской каракке "Грейс Дью" было установлено всего 3 пушки. Предположительно в 1500 году на каракке "Шарант" (La Charente) французский судостроитель Дешарж впервые применил пушечные порты.
Вслед за этим событием, в первой четверти XVI века в Англии появляются большие каракки - "Питер Помигрэнит" (1510), "Мэри Роуз" (1511), "Генри Грейс э'Дью" (1514). Последний был крупнейшим из них и нёс 43 пушки и 141 небольшое поворотное орудие класса ручных кулеврин.
До конца XVI века на кораблях ещё применялись катапульты и баллисты. Первым корабельным артиллерийским орудием стала бомбарда. С середины XV века в артиллерии начинают применять чугунные ядра, а также стали использовать раскаленные ядра для поджога кораблей противника.
С приходом на флот артиллерия приобрела некоторые специфические отличия: ящики с бомбардами обычно ставили без креплений, чтобы не повредить палубу при отдаче, привязывая их к борту парой канатов, а на конце ящика приделывали небольшие колеса для возвращения в боевую позицию. Наличие колес стало прообразом станков на колесах, которые оказались востребованы, когда пушки постепенно переместились с главной палубы ниже к ватерлинии. С развитием металлургии орудия стали изготавливать не только из меди и кованого железа, но и из чугуна. По сравнению с коваными, чугунные орудия оказались проще и технологичнее в производстве и надежнее в эксплуатации, поэтому к XVII веку кованые пушки полностью сняты с вооружения.
![](http://ic.pics.livejournal.com/shmjak_shmjak/66719742/547651/547651_600.png)
Бронзовые корабельные кулеврины XVI векаВ эпоху парусного флота потопить деревянный корабль, даже загруженный пушками и боеприпасами, оказывалось не так просто. К тому же эффективная дальность стрельбы - дальность достаточно точного орудийного огня - орудий того времени оставляли желать лучшего. Во многих случаях исход сражения решал абордаж, поэтому основной целью корабельной артиллерии было поражение экипажа и такелажа корабля для лишения его возможности маневрировать и боеспособности. К концу XV века на палубах кораблей появились мортиры, просуществовавшие в почти неизменном виде до середины XIX века. В XVI веке появились орудия длиной 5-8 калибров - гаубицы, которые были приспособлены для стрельбы картечью и разрывными снарядами. Примерно в то же время появляется и первая классификация орудий в зависимости от отношения их длины ствола к калибру: в порядке увеличения - мортиры, гаубицы, пушки, кулеврины. Появились и основные типы боеприпасов: чугунные ядра, разрывные, зажигательные, картечь. Усовершенствован был и порох: вместо привычной смеси из древесного угля селитры и серы, имевшей ряд неудобств в использовании и существенный недостаток в виде гигроскопичности, появился зернистый порох.
С XVI века артиллерия становится предметом научных работ, и это становится катализатором её развития, - появляются квадрант и артиллерийская шкала. В бортах кораблей появились орудийные порты, а орудия стали размещать на нескольких палубах, что заметно повысило мощь бортового залпа. Кроме увеличения количества орудий на борт, изобретение орудийного порта позволило устанавливать артиллерию более крупного калибра, не нарушая остойчивости корабля путём размещения их ближе к ватерлинии. К тому времени артиллерия на кораблях ещё несущественно отличалась от береговой, но к XVII веку постепенно определились типы, калибр, длина орудий, принадлежности и способы стрельбы, что привело к закономерному отделению корабельной артиллерии с учётом специфики стрельбы с корабля. Появляются станки с колесами для удобства перезарядки, винград для ограничения отката, ряд специальных принадлежностей и приспособлений. Начинается введение прицельной стрельбы, а также развивается баллистика. Основной целью корабельной артиллерии все так же является поражение экипажа противника, и вся тактика морского боя сводится к производству удачного залпа. В XVIII веке вновь улучшается порох, заряд орудия производится в картузах и патронах, появляются кремниевые замки-воспламенители. В результате повышается скорострельность. Появляются книппели, разрывные бомбы, так наз. брандскугели и гранаты. На вооружении появляется новое орудие - корабельный "единорог". В 1779 году специально для флота сконструировано орудие, называвшееся карронада. Она стала самым легким корабельным орудием, которое размещалось на верхней палубе, имело длину 7 калибров и малый пороховой заряд, а также было без цапф.
![](http://ic.pics.livejournal.com/shmjak_shmjak/66719742/548079/548079_600.jpg)
Фрагмент нижней батареи линейного корабля "Виктория" (уже в конце Золотого века пиратства)
На главную страницу проекта:
СЮДА © GMT Games, © ru.wikipedia.org, © en.wikipedia.org, © shmjak_shmjak