(no subject)

Mar 13, 2016 22:56

В связи с моим внезапным обучением рисованию - много разных мыслей. Возможно, я в чем-то не права, но это так, размышления-наблюдения новичка.
В какой-то группе наткнулась: "Классический балет как свободное искусство практически мертв. Из-за безупречной техники и заученных движений классический балет превращается в вид спорта, где все стремятся достичь одной и той же формы" (Сергей Полунин). Я мало что понимаю в балете, но судя по всему там те же проблемы, что и в остальных видах искусства.
Первое, что меня удивило - для рисования не требуется какого-то особенного таланта, божьего дара или гениальности. По сути - технический навык. Да, у кого-то больше способностей - не к рисованию даже, а вообще к обучению, у кого-то меньше, но рано или поздно, путем больших или меньших усилий можно любого человека научить рисовать (при наличии у оного желания и отсутствия жестких психологических блоков).
Мне сейчас кажется, что весь город рисует. Десятки художественных школ для взрослых, в моей регулярно аншлаг даже на дневных занятиях по будням (женщины в возрасте, некоторые даже очень в возрасте). Таких, чтоб гении - не видела, но у всех - приличные картины здорового человека, пейзажи на продажу.
В другую студию на занятия по наброскам с моделью набивается человек по 20, а то и больше. И у всех - хорошие такие наброски, не ручки-ножки-огуречик.
И это просто люди, без художественного образования. А сколько выпускается официальных специалистов в области рисования каждый год?
Это я к чему? Мастерством как таковым никого не удивишь. В любой области. В рисовании особенно - карандаши-таки дешевле музыкального инструмента, да и сложно заниматься музыкой одновременно с двадцатью другими музыкантами в одной комнате. И тем не менее - почти любое искусство доступно каждому, не нужно быть гением, богачом, аристократом, чтобы заниматься живописью, музыкой, танцами. Раньше было проще - если уж попал в ряды творцов, не отделаешься, заметят. Сам факт мастерства, умения - уже успех.
А сейчас мало уметь. Есть два пути - удивлять либо техникой, либо чем-то другим. Удивлять техникой - дальше уже некуда, всё приелось, публика сыта по горло и гиперреализмом, и подкованными блохами. А что еще может удивить? Вот здесь и встает главный вопрос - зачем вообще нужно искусство. Зачем - безлико-одинаковые гипсовые головы идеальными штрихами, зачем идеально исполненные музыкальные этюды. Нет, зачем это нужно в процессе обучения, мне понятно - я о другом. Стремление к идеалу в академическом искусстве, классическом балете, где угодно, равно стремлению к обезличиванию - сделать настолько идеально, чтобы не за что зацепиться, чтобы как надо, как правильно, как у всех. Там есть критерии идеальности, есть идеал, к которому можно стремиться - это удобно и понятно. Но в идеально вымытые стеклянные двери - врезаются, потому что не замечают. Это тот уровень мастерства, в котором уже не остается ничего своего - все личное растворяется в идеальной технике.
На хоре в детстве говорили, что нужно петь так, словно поет один человек.
Но цепляет и остается - только шершавое, неудобное. Только солисты - причем теперь уже не любые качественные солисты, а какие-то... другие.
Так и с людьми - стремишься быть удобным для всех, чтобы либо любили, либо не замечали, а сам выбираешь не самых удобных людей - но как раз таких, в которых есть конфликт.
Так и в искусстве. Тысячи оттачивают мастерство и стремятся к идеалу, а остаются странные, неудобные, неидеальные - козел со скрипкой, красный хоровод... Остается то, в чем слишком сильно виден автор, со всеми его изъянами и пороками.
Вот и выходит, что все искусства разбились на академические и свободные. Академические удобны - там всё понятно, там есть критерии, правила, законы. Свободные - чистое поле, иди куда хочешь - а это гораздо сложнее. Наверное, эти два лагеря должны быть не двумя лагерями, а двумя этапами - пройти через первый, как через этап обучения, но дальше - не увязнуть в нем, а отправиться в свободный полет, если есть что сказать, конечно.

З.Ы. Про стеклянные двери это я не случайно вспомнила - папа рассказывал, как женщина из их фирмы, будучи в другой стране в составе делегации, врезалась в стеклянные двери отеля, когда торопилась на совещание, так они были чисто вымыты. Так того уборщика-негра, который эти двери до блеска надраивал, чуть не уволили за это, но женщина за него попросила. Расплата за мастерство)

З.З.Ы. А еще мне дико нравится рисовать, и я не понимаю, где я была предыдущие 24 года своей жизни. Хотя одна попытка систематически учиться рисованию была, и получалось же, но забросила - и не возвращалась, возможно, как раз потому, что было ощущение, что если захочу - то в любой момент смогу. Карандаш как Эрмитаж - всегда рядом, да я в любой момент дойду, только вот что-то сто лет уже не был... Впрочем, всему свое время, все универские годы была потребность искать себя в чем-то более внешнем и экстенсивном.

оценочное восприятие

Previous post
Up