Браво Татьяне Москвиной! Беда театра Маяковского.

Mar 25, 2011 16:31


С подачи Ксении Лариной в ФБ. Татьянв Москвина в "Аргументах недели"

И совесть потеряли, и режиссера

23 марта 2011, 19:54 [«Аргументы Недели», Татьяна Москвина ]



В театре имени Маяковского - печальные события. Его художественный руководитель, народный артист РФ Сергей Арцибашев покидает свой пост. Он уходит, облитый помоями, униженный клеветой и оскорблениями. Бессмысленный актерский бунт, затеянный в театре, привел к тому, что труппа Маяковки потеряла разом все - и совесть, и режиссера.
Они, наверное, думали травить его долго и с наслаждением - а он взял и ушел. В понедельник, 21 марта, свез письмо в Департамент культуры - и все. Такой вот тиран и деспот.
Объяснил свое решение просто и понятно: «У меня маленькие дети и одно сердце».Молодец.
В театре ничего не сделаешь без любви, а если труппа вдруг заболела ненавистью, надо уходить. Арцибашеву есть куда возвращаться - он ведь создал некогда свой авторский «Театр на Покровке», где его по-прежнему любят и знают ему цену.А это цена немалая. Дар рождать из себя целый театр - это дар редкий. Больше половины руководителей московских театров его лишены. А театру имени Маяковского девять лет назад повезло - они уговорили, умолили Арцибашева прийти к ним, оставшимся после смерти Гончарова в глубоком кризисе. Те же самые и уговорили, которые теперь проклинают…
Ураганная болезнь ненависти овладела труппой театра имени Маяковского как-то вдруг. Во всяком случае, история с письмами протеста против Арцибашева уложилась в пару месяцев.
При этом надо заметить, претензии группы актеров (инициаторы - И. Костолевский, Е. Симонова, М. Филиппов) к Арцибашеву носят характер коллективных галлюцинаций.
Так, например, они утверждают, что он не объявил им планов на сезон, они не знают, что будет происходить в театре.
Однако же планы на сезон были объявлены, и осенью в филиале состоялся выпуск спектакля «Не все коту масленица» в постановке известного режиссера Леонида Хейфица. Начались репетиции «Месяца в деревне» с Е. Симоновой в главной роли. В конце января сам Арцибашев собирался приступить к репетициям по Достоевскому («Село Степанчиково…») - и ждал актера Михаила Филиппова, который отпросился сыграть премьеру в театре «Эрмитаж».
Учтите эту деталь: тиран и деспот Арцибашев спокойно отпускает своего актера в другой театр, ждет, когда тот освободится. А этот актер, освободившись, начинает сочинять письмо, что режиссер развалил театр и ничего не говорит о своих творческих планах!
Да, Арцибашев взял на себя огромную ношу: большая и малая сцены плюс филиал театра Маяковского, вдобавок «Театр на Покровке». Четыре сцены! Конечно, тут неминуемы упущения, огрехи. Возможно, у режиссера тяжелый характер (хотя характер М. Филиппова, мне кажется, потяжелее будет). Но надо уметь разделять главное и второстепенное - это же важный признак интеллекта!
Сергей Арцибашев - талантливый человек, преданный театру, который думает и заботится о своем деле ежечасно. Это - главное.
Корят его плохим состоянием зала и закулисья - старые стулья, трещины в стенах и тому подобное. Но ведь театр поставлен на плановую реконструкцию, а кто ж будет выделять деньги на текущий ремонт, если уже запланировано поменять все? Актеры сами могли бы, между прочим, прийти в свой родной театр и поработать для него, что-то починить, подлатать, как это делают их коллеги во многих странах мира. Правда, в этих странах нет званий «народных артистов». Там некому читать нотации провинившемуся худруку с барственной важностью…
Когда бунтари направили режиссеру (а также начальству) свое письмо, предлагающее ему покинуть театр, оказалось, что он болен, от стресса болезнь стала опасно прогрессировать, и Арцибашев лег в онкологический центр на Каширке. Это никого не остановило. Наоборот: народные артисты стали писать еще больше и доходчивее. Даже обратились на один театральный сайт, вздумавший защищать Арцибашева, с просьбой не собирать подписи в его поддержку.
И заплясало от счастья людоедское племя по имени «московские деятели театра»! Ура-ура! Можно сожрать человека! Ведь, как написал Шварц в пьесе «Тень», «человека легче всего съесть, когда он в отпуске или болен». В Союзе театральных деятелей на церемонии вручения премии «Гвоздь сезона» нынешний любимец бесстыдных критиков режиссер К. Богомолов и никакой актер В. Епишев изволили публично издеваться над Арцибашевым. Под «бу-га-га» всего зала!
Бывают сложные случаи - а это случай простой.
Арцибашева убивают. На наших глазах.
Все, что написано в письмах против Арцибашева, - несправедливо. Этот талантливый и ответственный человек не заслужил такого отношения. За 9 лет своего правления он сделал удивительно много.
Я часто бывала в театре Маяковского как зритель и могу свидетельствовать, что в художественном отношении это был крепкий «актерский» театр с внятным репертуаром. Это выводило из себя нынешнюю театральную мафию - которая, видимо, и позаботилась о сегодняшней катастрофе.
Главная задача нынешней мафии - оттеснить профессионалов, для того чтобы торжествовали покорные ей дилетанты. Или шифровщики пустоты, лучше всего с иностранными фамилиями. Таким образом, мы сделаемся совсем-совсем Европой. Все будут в черном ходить по сцене и играть полное отвращение друг к другу и к жизни. Это абсолютно устроит критиков, которые именно этими чувствами и преисполнены!
А Сергей Арцибашев с его уральским упрямством торчал как кость в горле поперек этих процессов. Он хотел сделать нормальный зрительский театр, «бульварный театр», где можно глубоко впечатлиться русской классикой, а можно развлечься на старой бродвейской пьесе. Но критики, еще с совка убежденные, что развлекаться в театре неприлично, корили его каким-нибудь прелестным «Разводом по-женски», где отчаянно сверкает абсолютным комедийным даром Ольга Прокофьева…
Арцибашев постоянно заботился о своих актерах. Игорь Костолевский, нынешний противник режиссера, в его руках просто-таки заблистал как драматический артист. Арцибашев открыл талант Даниила Спиваковского. Не переставал думать о своеобразии Михаила Филиппова. Подыскивал роли для Немоляевой, Лазарева, Кашинцева, Охлупина. В «Трех сестрах» в роли Наташи отличилась Зоя Кайдановская - дочь теперешней врагини режиссера Евгении Симоновой.
И это при том, что Арцибашев - прекрасный актер, посильнее тех, с кем возился, отыскивая в них искры дарования. Лучше бы он сам играл побольше. Ведь в отличие от многих актеров Арцибашев - умница и понимает, что играет. Он живет в большом мире, где есть Бог, Россия, природа, любовь, судьба и прочие крупные вещицы.
А многих актеров подводит узость кругозора, лень, нелюбопытство и склочность. Они часто вообще не знают, что происходит в театре. Свои крошечные проблемы они считают огромными!
Интересно, актеры Маяковки, свергнувшие талантливого и трудолюбивого человека, думают такой ценой обрести счастье?
Господа актеры, поверьте, впереди у вас - только катастрофа и более ничего. Вы хлебнули крови, как акулы, и вы уже не
остановитесь.
Как говорится, дальше - тишина.
Позволю себе небольшой постскриптум. Я за Арцибашева не потому, что он уралец.)) Просто моему стажу театрального зрителя в этом году уже 27 лет. Я видела очень много спектаклей.  Думаю со мной многие согласятся, что самая яркая роль в театре у Михаила Филиппова,это Митя Карамазов. Одни из наиболее ярких ролей в театре были и у Костолевского за эти годы. Именно в спектаклях Арцибашева.  Безусловно, было и то, что мне не понравилось. Но вот такая откровенная травля... Во имя чего? 
Почему в свое время выступал против Арцибашева Витторган хоть было понятно. Он сам уже ставил спектакли, правда антрепризные, и считал, что может и ставить в Академическом театре и руководить им. А тут? Что Костолевский и Филиппов могут возглавить театр? Они очень талантливые актеры, бесспорно. Но это мало. Я еще могу предположить зачем это Симоновой. Возможно для Эшпая. Но вот тем двум зачем?!
Очень справедливо тут заметил Григорий Заславский в своем журнале, что жаль не дотянул по здоровью до этой вакханалии Виталий Вульф. По справедливому предположению Заславского, Виталий Яковлевич "размазал" бы противников Арцибашева по стеночке.

Сергей Арцибашев, глупость, театр

Previous post Next post
Up