рукописи не горят или чего добру пропадать?

Mar 30, 2024 18:39


Текст готовился для одного замечательного проекта.

Автор вопросов (она же и автор проекта) - Инга Ильм

Консультанты - Зинаида Осипова (экс-Ромэн), Валерия Янышева (Ромэн)

Ответы - я, тоже экс-Ромэн

- Чем можно объяснить феномен цыганской культуры?

Когда-то Эдуард Асадов написал стихотворение, которое начинается строками «Как цыгане поют - передать невозможно…». Казалось бы, очень простой вопрос, но лично у меня нет на него ответа. Как можно объяснить то, что пробирает до ребер и, как бы банально ни звучало, выворачивает душу наизнанку? Как можно описать то, что лечит и возвращает к жизни? Это можно только прочувствовать, вобрать в себя и дать прорасти этой энергии, страстной жажде жизни и состраданию к другому. Национальный темперамент цыган таков, что чувства в песне или танце накалены до предела: если радость, то до ликования, если грусть, то горькое отчаяние, до стона. И все это настолько открыто, искренне, честно, что человек не может заметить момент перехода из одного состояния в другое - все происходит резко и неожиданно. Если убрать излишний восторг, то цыганское творчество, несмотря на все заимствования, настолько самобытно, талантливо и ярко, что не восхищаться невозможно. И соприкасаясь с настоящим искусством всегда хочется сделать следующий шаг и познакомиться с первоисточником поближе.

- Почему многие известные писатели, драматурги, художники в XVIII-XIX веке обращались к цыганской теме?

«За что любили цыган поэты, поэты,

писатели, живописцы, музыканты, артисты?



Должно быть, в ярком глубоко эмоциональном

цыганском пении они видели пример

свободного творческого волеизъявления,

величие, глубину и силу человеческого духа,

слушая его, осознавали всепобеждающее

и очищающее воздействие истинного искусства» (с)

Да, действительно к цыганской теме обращалось очень много писателей и художников. Среди них и Лев Николаевич Толстой, и Александр Куприн, и Иван Тургенев, и Максим Горький. Из иностранных авторов наиболее известны Виктор Гюго («Собор Парижской Богоматери»), Федерико Гарсия Лорка (серия работ как стихотворных, так и публицистических), Проспер Мериме («Кармен»), Этель Лилиан Войнич («Овод»), Мигель Сервантес («Цыганочка»). Известные поэты - Державин, Пушкин, Апухтин, Фет, Блок и другие - посвящали цыганам целые циклы стихов и отдельные произведения.

О цыганах писали не только в 18-19 веках, но и намного позже. Хорошо известен роман «Цыган» Анатолия Калинина, который был трижды экранизирован. По пьесе «Цыганка Аза» Михаила Старицкого (Украина) был снят замечательный фильм с таким же названием. Перу советского писателя Юрия Нагибина принадлежит рассказ «Трубка», который был переписан в повесть «Трудное счастье» и тоже экранизирован. Нельзя не упомянуть и классику фильмов про цыган «Табор уходит в небо», снятый по рассказу Максима Горького «Макар Чудра».

Среди тех, кому интересна жизнь и история цыган, прекрасно известны работы историка и художника Николая Бессонова (Россия, Москва, умер в 2018г.), который почти 30 лет своей творческой деятельности посвятил изучению цыганской истории и культуры, написал множество картин, сюжеты для которых черпал в цыганской жизни.

Цыгане - всегда были (и по сей день остаются) очень закрытой нацией, со своим, присущим только им, укладом жизни, со своими обычаями и традициями. Постороннему человеку, порой, непросто понять их нравы, принять способ мышления, отношение к тем или иным событиям.

Кто такие писатели, драматурги, художники, да и в целом творческие люди по сути своей деятельности? Если коротко, то все они - исследователи времени, летописцы истории. Настоящего творца влечет то, что неизвестно, то, что еще не разгадано. И в своем творчестве он пробует найти ответы, старается увидеть и понять то, что скрыто от глаз обывателя, пробует рассказать о том, что его волнует, показать всю ту красоту окружающего мира, окружающих людей, которую видит он сам. И в этом смысле цыгане как настоящее неизведанное, как загадка, тайна, которая еще не разгадана, привлекают всех, кто хотя бы однажды с ними соприкоснулся. Все талантливое, яркое, настоящее не может оставить равнодушным. Наверное, так.

- Насколько эти образы и описания соответствовали действительности цыганской жизни? Или происходила романтизация быта цыган?

О чем писали о цыганах в книгах того времени? О сжигающей любви и страсти, вековой верности и гордой непокорности, «самозабвенной жажде раздолья и всепобеждающей радости вольного бытия». Цыгане воспринимались как сама природа, воля, как стихия. Конечно же, происходила романтизация быта цыган. Реальная тяжелая жизнь, которую посторонний человек редко, когда мог увидеть, всегда оставалась «за кадром».

Мало кто знает, но цыгане, жившие на территории Молдавии и Валахии (современная Румыния), состояли в рабстве, и любая попытка к бегству могла окончится избиением до смерти. Цыганские женщины в Англии и Испании трудились на табачных фабриках в ужасных условиях - работали в темных подвальных помещениях в пыли и сырости.

Во время расцвета цыганских хоров сложилось множество браков между цыганскими певицами и представителями российской аристократии. Но не все эти браки были счастливыми - сказывалась разница в образовании и мировосприятии.

Цыганка Грушенька в «Очарованном страннике» Лескова сошла с ума от угасшей любви только лишь потому, что барину стало скучно, и он нашел ровню. Кармен - жгучая испанская цыганка, сводящая мужчин с ума. Кто-то считает, что она роковая женщина, и отсюда идет романтизация образа, а кто-то считает ее проституткой (что для цыганки исключено категорически. В Турции цыганские девушки только зазывали танцами мужчин в бордели, но никогда в них не работали). В действительности же Кармен - женщина, которая вынуждена заниматься контрабандой, чтобы жить, и поэтому она не может вести себя иначе. Или Эсмеральда из «Собора парижской Богоматери» - похищенный цыганами ребенок, который не теряет надежды обрести маму. А герои рассказов Максима Горького «Старуха Изергиль» с их желанием как можно больше сделать для окружающих людей? Какая-то очень выстраданная романтика получается.

Все же в этом вопросе многое зависит от восприятия - с какой стороны смотреть. Если делать акцент на общечеловеческих ценностях, принимать во внимание отношение к другому человеку, к словам и поступкам и не обращать внимания на тяжелые условиях, в которых все эти невероятные качества проявлялись, то, на мой взгляд, можно только восхищаться стойкостью, жизнелюбием и оптимизмом этих людей, их талантами и умением любить, дружить и бороться за свое счастье.

- Расскажите о русских цыганах, их обычаях, традициях.

Цыгане - очень интересный народ. Само слово «цыгане» - собирательное название для 80 этнических групп, которые сами цыгане иногда называют «нациями». Нации очень сильно отличаются друг от друга по языку, роду занятий, исповедуемой религии. Бывает даже так, что одна группа не считает другую за цыган.

Русские цыгане или русска рома - самая многочисленная этническая цыганская группа. Их предки пришли в Россию в начале XVIII века со стороны Польши. Вторая по численности цыганская нация, проживающая в России, - украинские цыгане, сэрвы и влахи - они пришли со стороны Румынии. Помимо русска рома, сэрвов и влахов в России живут крымы (крымские цыгане), ловари (венгерские цыгане), котляры, кэлдэрары, кишинёвцы, люли (азиатские цыгане), сибиряки - цыгане, живущие в Сибири. (Каждая нация внутри делится еще на несколько наций, но это уже тонкости для ученых-этнографов).
 Традиционными профессиями русских цыган были конная торговля, гадание и музыка. Только в творчестве русских цыган есть цыганский хор. Песни и пляски русска рома - признаны мировым достоянием цыганской музыкальной культуры наряду с испанским фламенко и венгерской скрипкой (вербункош).

Русска рома - христиане, и очень верующие люди. Отмечают церковные и светские праздники. На первом месте у них семья, что демонстрируется отношением к родителям, старикам, детям и памяти предков. Никогда не пойдут против старших, заботятся о стариках, а в отношении детей придерживаются правила «чужих детей не бывает». В семье старший - мужчина, но, если молодая семья живет с кем-то из родителей, то подчиняется ему - по старшинству.

Русские цыгане стараются сохранить язык и культуру: дома между собой говорят романэс - своем диалекте цыганского языка. Большинство семей старается сделать так, чтобы их дети умели танцевать национальный танец и играть на каком-либо музыкальном инструменте, чаще это гитара или скрипка.

У всех цыган, не только русских, принято держать слово, если дал обещание и тем более, если побожился на иконе (практикуется до сих пор). Человек, который не является хозяином своим словам, становится изгоем. Не принято у цыган обманывать и подводить своих, то есть ромов. Правда, правило это не распространяется на чужаков. Есть даже пословица: «ром - ромэса, гадже - гаджеса» (Цыгану - цыганское, чужаку - чужацкое). Гадающие цыганки стараются не лезть на территорию другой гадалки, работают на своей.

Обычай воровать невесту кое-где сохранен, но носит символический характер. Чаще всего невесту воруют по сговору, если семья девушки не очень богата и не может финансово вложиться в свадьбу. В таком случае все расходы берет на себя семья жениха. Также невесту воруют, если семья против жениха. Свадьбы же цыгане гуляют с очень большим размахом. Практически любой праздник - это душевные песни под скрипку и гитару и зажигательные танцы даже в городских условиях.

- Расскажите о цыганских хорах того времени и их репертуаре. Какие из этих песен мы знаем и поем до сих пор?

Светскую жизнь крупных городов 18-19 веков, в основном, Москвы и Санкт-Петербурга, трудно представить без цыганских хоров. С тех пор, как граф Алексей Орлов-Чесменский привез из Бессарабии цыганский хор Ильи Соколова, цыганское искусство неизменно привлекают к себе внимание. В одной только Москве в то время работали два цыганских хора - уже упомянутый хор Ильи Соколова в знаменитом «Яре» в Петровском парке и Егора Полякова в ресторане «Стрельна» на Петербургском шоссе. (Именно хористы Ильи Соколова и Егора Полякова составили костяк первой труппы театра «Ромэн»). В Санкт-Петербурге были известны хоры под управлением Николая Шишкина, Николая Хлебникова, Родиона Калабина и Николая Дулькевича.

Жизнь в хоре строилась по своим правилам. Участники хора, как правило, жили «одним табором» - снимали большой дом, в котором устраивали «мирскую залу» для приема гостей и выступлений.

Хором руководили хоревод и старосты. Они играли роль вожаков «табора». В хорах был свой своеобразный совет старейшин, в который входили пожилые, наиболее почитаемые и уважаемые цыгане. Хоревод и старосты определяли репертуарную политику и распределяли заработанное по всем участникам хора. Все деньги и подарки складывались в общий котел, а затем заработок распределялся по паям. Хористы получали «половик» (полпая) и пай, солисты - полтора и два пая. К концу 18 века заработки отдельных солистов возросли до семи паев, а за хористами оставался все тот же один пай. Не обходили вниманием и заботой стариков и тех, кто по состоянию здоровья временно не мог выступать.

Хоревод вместе со старейшими участниками хора решал, кого из талантливых новоприбывших брать в коллектив, и чем ему заниматься. Московские хоры пополнялись ярославскими, рыбинскими и тульскими цыганами, а в Петербурге в основном новгородскими. Талантливые новички, оторванные от своих семей, поступали под опеку старост, устраивались в общинном доме. Если кандидат обладал несомненными музыкальными данными и выразительной внешностью, в хор принимали достаточно просто. А если что-то ставилось под сомнение, то важное значение имела поддержка хора, происхождение кандидата - из хоровой он династии или нет, из бедной семьи или сможет прокормиться и без работы в хоре.

Солистами, независимо от таланта, становились не сразу. Необходимо было какое-то время «стажироваться» при хоре. Одновременно с адаптацией к новой жизни новичка - будущего певца, танцора или музыканта обучали артистическому мастерству. Этим, как правило, занимались, ветераны. Уроков, как таковых не было, вся учеба проходила на практике. Через определенное время новичку устраивали экзамен - смотрели, насколько артист вырос. Если это музыкант, смотрели, как владеет инструментом, сколько аккордов знает. Если танцор, сколько новых движений появилось. По результатам экзамена определяли, может ли артист выступать с хором или нужно еще поучиться. Одним уже через год-два позволяли работать в новом качестве, попытки других пресекались навсегда. Допущенный к работе артист выступал под зорким взглядом «старых волков», и любая оплошность разбиралась сразу же после выступления.

Обстановка внутри цыганских хоров была очень строгой, если не сказать пуританской. Все в хоре происходило под неусыпным контролем старост и хоревода, чему способствовали в том числе и крепкие семейные узы участников хора. Певиц и танцовщиц никогда не оставляли наедине с мужчинами, их всегда сопровождали или родные, или старшие в хоре. Артисты не терпели неуважительного отношения к себе: могли встать и уйти, если именитый гость вел себя неподобающе. Бывало, что и избивали за грубость и хамство.

Что же касается репертуара, его становление и развитие проходило в три этапа.

Изначально он, в основном, состоял из русских народных песен. Основатель первого цыганского хора Иван Соколов был страстным любителем русской народной песни, ревностным ее собирателем на протяжении всей своей жизни. В исполнении цыган русские народные песни - те же «Во поле березка стояла», «Ах, вы сени, мои сени», «Из-под дуба, из-под вяза», часть поэмы Н. Некрасова «Коробейники», «Ой, да степь широкая» - зажили своей «цыганской» жизнью: в них вкладывались своя философия, свое понимание жизни, свое мировосприятие. Их полюбили за искренность, задушевность и неуловимость интонаций, присущих цыганских исполнителям. По мере увеличения участников хора, а, как уже было сказано выше, хоры пополнялись за счет талантливой таборной молодежи, в репертуар стали проникать и таборные песни, которые становились такими же востребованными, как и русские народные.

После того, как цыгане из салонов и гостиных «переехали» в рестораны, тон в музыке начало задавать купечество. В репертуаре хоров появились кафе-шантанные куплетики, низкопробные шуточные песенки. И в какой-то момент интерес к цыганскому творчеству пошел на спад: «цыгане стали уже не те». Но на помощь им пришел романс, зазвучали песни на стихи известных поэтов - Державина, Лермонтова, Кольцова, Фета, Есенина, - и интерес к цыганскому пению снова возродился. Немало поспособствовал популяризации цыганского искусства и Лев Николаевич Толстой. Писатель настолько хорошо знал быт и уклад жизни цыганского хора, что в точности воспроизвел его в пьесе «Живой труп», в которую включил и таборные песни такие, как «Шэл мэ вэрсты», «Кон авэла», «Машенька», «Ваненок» и, конечно же, несомненный шедевр «Не вечернюю». Из романсов, которые и в России, и во всем мире воспринимаются как цыганские, наиболее известны «Очи черные», «Я ехала домой», «Бедная», «Хризантемы», «Не уезжай, ты мой голубчик», «Ямщик, не гони лошадей». Все эти замечательные песни и много-много других можно услышать и сейчас в исполнении самых разных артистов, не только цыганских. А без песни «Валенки», которую задолго до Лидии Руслановой спела Настя Полякова, солистка хора Ивана Васильева, преемника Ильи Соколова, не обходится ни один современный певец-народник.

· По другой версии, первой, в 1911, году «Валенки» спела Нина Дулькевич, из питерского хора. Лидия Русланова взяла «Валенки» в свой репертуар только лишь в 1930 году, не раньше.

· Сейчас традиции настоящего цыганского ансамблевого пения можно увидеть в архивных записях спектаклей театра «Ромэн», а на эстраде сохраняют ансамбли «Русска Рома», «Червоный туз» и «Табор возвращается» - коллектив Николая Васильева, пра-правнука Ивана Васильева, который руководил хором в ресторане «Ярь» на Петербургском шоссе.

- Традиция ездить к цыганам или приглашать их к себе на праздники существовала у представителей разных сословий? Или это была своего рода привилегия, которую могли позволить себе только богатые люди?

Цыганские артисты были одинаково желанны на ярмарках, в дворянских салонах и в аристократических имениях. В Санкт-Петербурге законодателями моды на цыган стали князья Григорий Потемкин и Александр Безбородко - у каждого из них была своя труппа. Наслаждаться русскими песнями в рестораны и в дома к цыганам приходила не только знать, но и писатели, поэты, композиторы - люди, которые сами много значили в искусстве.

Конечно же, позволить себе пригласить цыганский хор могли только состоятельные люди - те, кто мог заплатить за выступление. У знати, с ее практически повальным в 19 веке увлечением домашними театрами, имелись и специальные залы для выступлений - артистам было, где развернуться: на «срочные», ночные, вызовы выезжали минимум 5-6 человек одновременно. Обычно состав выездного ансамбля включал в себя гитариста, скрипача, певицу или певца и танцовщицу или двух поющих гитаристов, скрипача, танцовщика или танцовщицу. Бедняки не располагали ни местом, ни средствами принять такое количество человек. Увидеть выступления цыган они могли только во время праздничных и ярмарочных гуляний: документально зафиксированы случаи участия цыганских коллективов еще в петровских маскарадах и празднествах.

- Насколько правдоподобно выглядит история о том, что художники Шишкин и Савицкий ездили к цыганам смотреть медведей в процессе создания картины «Утро в Сосновом лесу»? Могло ли это произойти на самом деле? Где и при каких обстоятельствах могла случиться такая встреча?

Здесь двояко. Могли ли художники увидеть цыган и медведей в Санкт-Петербурге? Могли. Спорили ли они на самом деле и ездили ли они к цыганам? Вопрос, ответ на который сложно подтвердить документально. Но если говорить гипотетически, то история вполне себе правдоподобна.

Как я уже говорила, есть подтвержденные исторические данные, что цыгане принимали участие в празднествах и маскарадах еще при Петре I. Его племянница Анна Иоановна также благоволила к цыганам (что не помешало ей обложить их различными поборами). Во времена ее правления цыгане славились как потешники на ярмарках и гуляниях - на больших площадях устраивали представления с медведем или козой. И если выступления на балах, в собраниях, на званых вечерах, на скачках, в ресторанах - это история про хоровых цыган, то медвежьи забавы на площади - больше про цыган таборных. Городским цыганам банально негде было держать хищника. Да и окружающие вряд ли обрадовались бы такому соседству.

Табор же обычно вставал на стоянку в лесу, рядом с водоемом, неподалеку от городских застав крупных населенных пунктов. Такое расположение стоянки обеспечивало и близость к городу - можно было легко добраться на заработки, принять участие в ярмарке и массовых гуляниях, и чтобы в случае чего, можно было быстро сняться и уехать в другое место, и хорошо было для маскировки.

Поэтому ответ на вопрос «Могло ли это произойти на самом деле?» утвердительный. И Шишкин, и Савицкий могли видеть цыган с медведями во время площадных выступлений. А могли и наведываться в гости в табор, в котором держали медведя. Но только в том случае, если кто-то из них был знаком с цыганами или с тем, кто мог их цыганам порекомендовать, поручиться за них: закрытый народ чужаков, как правило, не принимал, но в радушии и гостеприимстве мало кому отказывал.

картины, история, цыгане, артИфакт, театр, живопись

Previous post Next post
Up