Вчера в 12:05 ·
Народную артистку РФ Ирэну Морозову не пустили на премьерный спектакль
Не могу молчать…
Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает и воспитывает человека!» Эти замечательные строки, когда - то сказал К. С. Станиславский. К счастью, он не дожил до наших времен, когда театры, (замечу, не все, конечно), не облагораживает не только тех, кто в них приходит, а, к сожалению, даже тех, кто в них служит и призван обладать благородством, тактом, внутренней культурой. Заставил меня взять перо возмутительный факт, который произошел на моих глазах. Знаю, что на мою голову обрушится гнев руководства единственного в мире цыганского театра «РОМЭН». Но я подумала: «Кто я? Тварь дрожащая или право имею?». Наверное, многие помнят эту знаменитую фразу Раскольникова - героя романа Достоевского «Преступление и наказание». И я решила, что не тварь, и имею право сказать все, что я думаю о театре и случае, который возмутил меня до глубины души. Это даже не возмущение - глубокая боль за близких моему сердцу актеров.
Не могу пройти мимо, когда унижают честь и достоинство людей. Актеры очень ранимые люди, зависимые от руководства театра, режиссеров, художественных руководителей. Найдутся тысячи причин указать им на дверь. Это и пресловутая пандемия, под предлогом которой можно отменить спектакли, снять с роли, или не продлить контракт. При желании можно найти немало причин избавиться от неудобного актера.
Но я о другой пандемии. Она давно бродит в стенах театра «Ромэн». Имя ей - потеря нравственных ориентиров, вседозволенность и безнаказанность.
В конце мая, к 90-летнему юбилею театра «Ромэн», состоялась премьера «Кабаре «Зеленая лампа».
На премьеру меня пригласила народная артистка Ирэна Борисовна Морозова, которая служит в этом театре вот уже 65 лет. Замечу, театр не балует зрителей новыми постановками. А тут такое событие! В назначенный день и час мы встретились с Ирэной Борисовной. Она позвонила в театр, чтобы предупредить, что идет не одна. И тут я стала свидетелем другого «спектакля». Администратор сообщила, что Ирэну Борисовну не ждут на премьере. И руководство запретило ей появляться на спектакле. Покажут спектакль артистам театра в другой раз, когда сочтут нужным.
- Как же так? Этого не может быть? Кто имеет право мне запретить? -пыталась выяснить актриса.
Бледная, растерянная, она никак не могла понять, что происходит и только повторяла: «Ну, как это?! Разве это возможно?! Я не могу прийти в свой родной театр? Как это?! Как это?!» …
Представляете, состояние человека, который преданно служил ее Величеству сцене душой и сердцем 65лет! И одним звонком все перечеркнуто, ей показали место за дверью без объяснения причин. Неужели не нашлось несколько мест в зале, чтобы пригласить на этот праздник всех актеров? Оказать им честь и уважение, посадить их на лучшие места? Ведь было отказано посетить премьеру и другим народным артистам, не занятым в спектакле. Можно представить какую отметину в их сердцах оставил этот факт. Думаю, что очень глубокую. Ирэна Борисовна не могла успокоиться несколько дней. Видимо, этот всемогущий директор забыла, что театр существует не для нее лично, и по долгу службы, она должна делать все, чтобы в коллективе была творческая атмосфера и уважительное отношение к старшему поколению актеров. Хочу напомнить, что зрители идут в театр не на имя директора, на имена - народных, любимых артистов. И это не «старый хлам», который можно выбросить, а люди, которые внесли огромный вклад в золотой фонд культуры нашей с вами страны… Да, они в возрасте, но это действующие актеры: лучшие певцы, музыканты, танцоры, занятые в репертуарных спектаклях! Почему они оказались лишними на юбилейной премьере. Пандемия? Нет, актерам мэр Москвы разрешил играть в спектаклях. И посещать театр. Дело в другом. В театре давно царствует другая пандемия. Пандемия совести. Ею давно и неизлечимо болеет руководство театра. Держится театр кое-как на старом репертуаре. Эти спектакли я смотрела еще в детстве, с мамой. Тогда и узнала о народной артистке Морозовой. Но в пору моего нежного возраста, билетов в «Ромэн» было не достать, а сейчас актеры играют в полупустом зале. Я сама не раз была свидетелем, когда на сцене пятьдесят артистов, а в зале - тридцать зрителей. Обветшала былая слава. Вот и разбрелись актеры по своим «кибиткам». Говорю, со знанием дела. Мне пришлось снимать спектакли театра на телевидение, чтобы сохранить лучшие работы актеров и режиссеров для потомков. Я была сценаристом и редактором этих работ. Прекрасно знаю историю театра, и все метаморфозы превращения его в концертную ресторанную бригаду.
В театре давно нет художественного руководителя. Нет главного режиссера. По состоянию здоровья, народный артист Н.Н.Сличенко, делегировал руководство театром бывшему своему бухгалтеру Н.Н. Романцевой - человеку далекому от театрального искусства. Но очень близкого к деньгам театра. А деньги в наше время решают все. Кого приблизить, кого отдалить, кого и вовсе изгнать из коллектива, что ставить - все в руках директора. Она решает репертуарную политику театра. Но, это не мое дело копаться в непростых закулисных тайнах и искать там скелеты. Для таких разборок есть другие инстанции. Может они решили, что не нужен больше «Ромэн» нашему зрителю. Ведь давно бродят в кулуарах слухи, что хотят закрыть театр. На уникальное здание с богатой историей которая, берет начало с 1826 года, немало претендентов с деньгами. Место знаменитое, как говорится намоленное и напетое - центр цыганской культуры. Здесь выступали известнейшие цыганские хоры и исполнители. Старшее поколение помнит: “Что за хор певал у “Яра” … Соколовская гитара до сих пор в ушах звенит”. Прошло то время, когда театр гремел по всему миру…
Нынешнюю премьеру с помпой отмечали восторженными оценками эпохальной пьесы. Только на этом празднике не было тех, кто подарил театру и славу, и отдал ему жизнь. Хотя репортаж о событии опубликовали на канале «Культура» и отрапортовали, что в спектакле занята вся труппа театра. Слукавили.
Не берусь судить о достоинствах, как принято сейчас говорить, нового театрального проекта. Наверное, шедевр. Не видела.
Я о тех, для кого премьера стала не радостью за любимый театр, а унижением их достоинства.
Ведь для них театр - это и жизнь, и слезы, и любовь, 65 лет из жизни не спрячешь за кулисы. Дорожат они своим театральным домом. Да и актеры прекрасные, с хорошей школой. Им бы репертуар достойный, и единственный во всем мире цыганский театр заблистал бы новой гранью, как в былые времена. Было бы у кого поучиться молодежи, как служить ее Величеству сцене… Не трясти плечами, да юбками в ресторанах и тусовках, а играть. И возродить, как в былые времена центр цыганской культуры.
И пока я писала этот опус, пришла печальная весть: «С чувством глубокой скорби сообщаем, что на 77-м году ушёл из жизни актёр, режиссёр, педагог, народный артист России Георгий Николаевич Жемчужный. Всю свою жизнь он посвятил сцене. В 16 лет пришёл в студию при театре «Ромэн» …
А дальше теплые слова в его честь, ну, как и положено, в некрологах. Только хорошо бы научиться говорить их при жизни. И сохранить память об актере, воплощенную в ролях и учениках.
Вечерние часы жизни могут быть даже самыми прекрасными, если мы подарим старшему поколению немного душевного тепла и заботы… Красиво сказано английским писателем: «вечерние часы жизни». Мне очень понравились, ведь они наступят у каждого. И не важно - знаменитый ты, или простой смертный. Люди, которые отказали в премьере народным артистам, забыли, что наступят их вечерние часы жизни. Только какими они будут? Нет ответа… Нет ответа у труппы театра на многие вопросы. Что ждет коллектив театра? Какой будет репертуарная политика? И будет ли театр вообще существовать? Кому будет поручено возглавить его? Неизвестно. А неизвестность всегда порождает слухи, они давно уже клубятся в кулуарах театра.
После того, как Ирэну Борисовну не пустили на премьеру, она не стала молчать. В ней заговорили боль и обида за то, что театр рушится на глазах. И нельзя больше молчать. Она не молчит. На своей странице в Фейсбуке, выразила протест против такого отношения к актерам. Это единственное доступное ей средство общения со зрителями и коллегами по цеху. Но в стане поддержки не оказалось единомышленников. Бояться всемогущего директора. Она особа непростая. А ведь кроме коллектива театра «РОМЭН» никто не изменит жизнь в их театральном доме. Только одна Ирэна Борисовна пытается достучатся и докричаться, до тех, от кого это зависит спасти театр, которому отдана вся жизнь. А остальным, неплохо бы вспомнить знаменитую цитату Достоевского - «Кто я? Тварь я дрожащая или право имею?». Каждый сам ответит на этот вопрос.