«Лица стерты, краски тусклы. То ли люди, то ли куклы. Взгляд похож на взгляд, а день на день» - такой видит и показывает современную молодежь режиссер Андрей Кончаловский в рок-опере по мотивам романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание».
Досье редакции: Премьера спектакля «Преступление и наказание» на музыку Э. Артемьева, либретто Андрея Кончаловского и Юрия Ряшенцева при участии Марка Розовского, состоялась 17 марта 2016г. и была приурочена к 150-летию выхода романа.
Молодёжь эта стайками собирается в центре города, в районе Гостиного двора, и под звуки вальса и мажорного рок-энд-ролла в одинаковых костюмчиках и при галстучках тусит на разного рода вечеринках. В то время как в хрущобе под крышей вечный Раскольников (Станислав Беляев), обложившись трудами Маркса, Че Гевары и Гитлера, сочиняет свой манифест «Раб ли я или право имею». Под рОковые композиции он взращивает свой протест против серости и убожества, передавая тем самым, привет колыбели отечественного рока - Ленинграду 80-х и времени написания музыкального произведения (которое, кстати, очень сильно напоминает нетленку Ллойда-Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда», написанную в начале 70-х).
Кстати: Работа над созданием «Преступления и наказания» была начата 35 лет назад. Эмигрируя из СССР, А. Кончаловский передал либретто композитору Э. Артемьеву. К написанию музыкальной партитуры Э. Артемьев приступил в 1979г. В последующие тридцать лет было создано множество эскизов, которые его не устраивали, и работа начиналась заново. Финальная версия рок-оперы увидела свет в 2007г. Тогда же был записан двухдисковый альбом, заглавные партии в котором исполнили Владимир Ябчанник (Раскольников; в современной версии играет следователя Порфирия), Наталья Сидорцова (Сонечка Мармеладова), Юрий Мазихин (Порфирий), Александр Маракулин (Свидригайлов). Для нынешней постановки в Театре мюзикла, инициатором которой выступил генеральный продюсер театра Д. Смелянский, авторы не просто отредактировали написанный ранее текст, а создали совершенно новое произведение.
В спектакле очень мало света и дневной жизни. Настолько мало, что даже, казалось бы, парадный Петербург совсем не парадный. Что в Царской России времен Достоевского, что в 80-х, что в нынешней России мало, что поменялось: как только наступает ночь, на Невский слетаются «ночные бабочки» в пестрых одеждах - «непросто девушкам даются денежки», и бомжи с гопотой начинают свой в прямом и переносном смыслах грязный промысел. И лишь беспризорный солдатик с гармошкой, как Петрушка на ярмарке, под ритмичный шансончик вещает зевакам-зрителям о тайном смысле происходящего. Да Сонечка Мармеладова - тончайшая Теона Дольникова, - в белом платье и ярко-красных туфлях на высоченной шпильке (единственный ее атрибут древнейшей профессии) все еще ищет любовь с каждым клиентом и надеется на светлое будущее. «Светлое» будущее является в образе «Папика» - оборотня - Свидригайлова (Марат Абдрахимов), чье жизненное кредо «ничто не остановит плоть, хотящую отведать плоти» не оставляет ни капли сомнения в том, что в этом порочном мире все продается и имеет свою цену.
Наблюдая за действием, что разворачивается в масштабных натуралистичных декорациях художника-постановщика Мэтта Диили (Англия) - Питер и величественный, и серый одновременно, - видишь и понимаешь замысел режиссера. Вслед за Федором Михайловичем исследовать природу одиночного протеста и попытаться постичь, в какой момент бунт личностный, направленный против старухи-процентщицы, перерастает в бунт массовый против системы с пожарищами и побоищами на майдане? Что внутри человека позволяет ему не сломаться, видя повсеместную грязь и серость, не надеть однотонный, однотипный костюмчик, а пойти против массы и, даже совершив преступление, остаться самим собой? … Вопросы, знай себе, крутятся... Но вот ответов прямых на них в спектакле нет. Режиссером А. Кончаловским они не заложены… И только те двое, Родион Раскольников и Сонечка Мармеладова, взявшись за руки, сквозь время маячат на горизонте.
В спектакле занято несколько составов исполнителей:
Сонечка - Мария Биорк, Галина Безрук, Екатерина Новосёлова, Теона Дольникова;
Раскольников - Станислав Беляев, Денис Котельников, Александр Казьмин, Александр Бобров;
Свидригайлов - Евгений Вальц, Александр Маракулин, Марат Абдрахимов;
Порфирий Петрович - Ефим Шифрин, Владимир Ябчанник, Максим Заусалин.
Ближайшие даты: ежедневно до 19 июня. Следующие показы только в феврале 2017г. Театр начинает подготовку к выпуску мюзикла "Принцесса цирка".