Путешественники имеют возможность своими глазами увидеть, как часто переплетается история разных стран. Потому что расположены на одной планете, часто влезают в войны, конфликты, за которыми неизбежно премирение и продолжение жизни . К примеру в десятом веке нашей эры, когда власть над южной Италией уходила из рук Византии, когда Крит превратился в центр постоянной опасности даже для внутренних провинций, империи пришлось лицом к лицу столкнуться с халифатом Омейядов в Испании. Его ещё называют Кордовским халифатом. Действительно, это было время, когда за кратчайший срок Кордова стала одним из прекрасных городов мира. В армии было подразделение под названием сакамба, где сражались около 15 тысяч славян. Их судьба очень похожа на историю с турецкими янычарами. Завоеватели, благодаря своему умному, отчаянно храброму и образованному халифу Абд ар-Рахману с титулом ан Насир, довольно быстро слились с местным населением, образовав новую общность - мавры. Да-да те самые, что Испания изгнала в 16 веке вместе с евреями...
В Византийской империи правил тогда книжник и писатель Константин VII Багрянородный. Он честно пытался забрать у халифа Кордовы Крит. Ну, где там! И пришлось мириться, обмениваться посольствами. К военной встрече Византия была не готова, а вот к культурной- более чем. Во дворце халифа их ждали поэты, музыканты, восхвалявшие ислам и правителя. Дворец был украшен золотом и тончайшими восточными тканями. Но этим послов из Константинополя было невозможно удивить.
Среди их подарков были две великолепные пергаментные книги разного возраста, но обе древние, что несомненно указывало на возраст культуры их авторов и таким образом ставило арабов на место по мысли Константина.
Книги эти были "История против язычников" Павла Оризия, написанная греческим автором на латыни . (Существует её перевод на русский язык и в электронном виде можно спокойно почитать этот древний труд) . И несомненно драгоценная рукопись Педания Диоскорида "De materia medika", написанная ещё в первом веке нашей эры. Многие сведения им были почепнуты в рукописи Кратеуаса- личного врача Понтийского царя Митридата VI Евпатора. Если от исторического труда для арабов не могло быть много пользы, кроме чистых знаний, то медицинская энциклопедия Диоскорида несомненно оказала влияние на развитие арабской медицины. Из Константинополя в Кордову вытребовали монаха Николая для обучения детей кордовской школы греческому языку. В скором времени был сделан перевод книги на арабский язык. Ученые мира из разных стран ( в том числе и Авиценна) часто цитировали рецепты родоначальника ботаники и фармакологии Педания Диоскорида, лечившего своих больных травами, смолами, минералами, овощами и фруктами. Конечно, с такой ценной книги было множество списков, каждый из которых был сам по себе невероятно ценен.
В шестом столетии один из списков был подарен Акакии Юлиане дочери императора Олибрия, внучке Валентиниана III в благодарность за строительство храма св. Полиевкта, одной из самых прекрасных церквей города Константинополя в районе Гонората возле Акведука Валента. Там в одном из археологических парков до сих пор можно видеть его развалины.
Так изображен на одной из 435 рисунков-миниатюр книги её портрет. Рядом с ней аллегории Мудрости и Щедрости.
В основном благодаря этому списку о книге стало широко известно миру. В 16 веке она была найдена в Константинополе и куплена самим императором Фердинандом I. Сейчас хранится в музее Вены.
Пергамент византийский отличался невероятной гладкостью и легкой желтизной. Тексты в них писались либо темными чернилами, либо золотом и серебром. Также щедро украшали и миниатюры. В особых случаях страницы покрывали багряной краской.
Недавно мы с туристами вспомнили эту историю в так называемой Арап джами- мечети, перестроенной из генуэской церкви св. Павла в Константинополе в 16 веке после изгнания сюда кордовских мавров. Путешественники показали мне снимки знаменитой мечети Кордовы, бань и площадей города. А ещё мы вспоминали Вену, ее музеи, историю, турецкую осаду, круасаны...
Интересно жить и путешествовать на нашей прекрасной планете. Это приносит множество впечатлений и знаний. Хорошо бы, чтобы для всего этого создавалось как можно меньше препятствий.
Изображение горькой полыни:
А это - чудесная мандрагора, упоминаемая даже в Библии.
P.S. Есть ещё кое-что про халифа из Омейядов Абд ар-Рахмана. В его крови две трети крови басков, таинственного народа, населявшего Европу ещё до хеттов. Это, чтоб высокомерие византийцев как-то устаканить.