May 11, 2016 10:30
Много раз хотелось написать , наконец, о знаменитых греческих монахах Кирилле, точнее Константине Философе и его брате Мефодии. Они, понятно, даже не подозревали, насколько великую роль им придется сыграть в истории цивилизации. Но такова была воля не безличной истории ни разу, а знаменитого, хотя возможно чрезмерно честолюбивого патриарха и прежде всего светского ученого Фотия. Только не думайте, что я возьму на себя роль ещё одного жизнеописателя великих людей. Достаточно написано и сказано другими. Мне только хочется оправить некоторые передергивания любителей поиграть на костях так, чтобы было выгодно. Откуда, к примеру, сложилась эта песня про болгарское происхождение братьев? Скорее всего тогда , когда окончательно замученный в Моравии и умерший в муках и лишениях Мефодий отошел в лучший мир, а его последователи и ученики, гонимые немецким духовенством и фанатиками, лишенные покровительства закона вынуждены были бежать, скрываясь от людей, потому что в Моравии их били, пытали и даже раздели донага. И тогда, во второй половине девятого века приняла их Болгария. Они надеялись на помощь, были представлены друзьями князю Богорису . Он их с радостью принял, за что ему земной поклон.
И не пишет весь славянский мир буквами болгарскими- это тоже сказка.
Ну, вернемся к Фотию. Человек ученый, философ, преподаватель университета в Константинополе, он прекрасно понимал, что борьба с немецкими племенами за четыре с лишним столетия вступила в стадию холодной войны государств за веру. С одной стороны пытались сохранить православную веру греческие ортодоксы, с другой наступали католики. На знаменах первых была Святая троица, выстраданная столетиями и право наций вести литургию , молиться и читать священные книги на родном языке. А с другой знаменитое триязычие, начертанное на кресте Господнем и возможность в качестве церковных использовать только греческий, латынь и древнееврейский и помимо единства Троицы дополнительное исхождение духа святого и от Сына... Сколько человеческих жизней заберет это противостояние. Фотий , понятно, не знал, что впереди ещё предстоят настоящие религиозные войны за веру, крестовые походы, падение Константинополя под нашествием мусульман. Но был готов нести свет веры отцов тем, кто уже исторически очень давно жил в пределах империи - славянам. Вначале от них пытались прятаться за крепостными стенами, построили даже огромные Анастасиевы от Мраморного моря до Черного. Не помогло. Славяне заселили весь Пелопонесс, острова, Балканы, большую часть Европы и даже Италии, легко освоив и проблему строительства кораблей и управления ими, тем более, что у них уже были для этого необходимые навыки во время путешествий из варяг в греки. О маршруте и его сложностях писал для своего сына Романа дотошный Константин VII, Багрянородный. Гнал их не только климат, хотя малое оледенение со счетов сбрасывать нельзя, но также авары, хазары, гунны. Из-за которых даже самих славян считали теми же . Приходилось так или иначе мириться с фактами, приспосабливаться к совместной жизни. Насколько все было непросто, мы сейчас опустим. Но не знать того, что люди пришли со своим языком и со своей письменностью невозможно. Как её называли, версий множество у ученых. В девятнадцатом-двадцатом считали, что в основе лежат протокириллица, глаголица и кириллица. По крайней мере, отправляясь в первое свое путешествие в Херсонес, Константин Философ- Кирилл- обладал таким алфавитом. Возможно несколько искусственным, обединяющим многие славянские языки в один. это было тем более несложно, что довольно долго славяне свободно общались и легко понимали друг друга.
Теперь подумаем, почему целью для первого путешествия был поставлен именно Херсонес? В девятом веке это был небольшой клочек земли, за который византийцы бились не на шутку со всеми покусителями. Дело в том, что это был очень важный для империи таможенный пункт. Сюда стекалось сырье из северных славянских земель, которому предстояло затем стать знаменитыми роскошными товарами, которыми и снабжал весь мир Константинополь: золото, алмазы и прочие драгоценные камни и , главное, пушнина. И оставляли обязательную таможенную десятину, такую важную для Византии. В Херсонес стремились купцы со всех стран мира и, стало быть именно там надо было встречать носителей языков, учить их, слушать как они звучат, уточнять азбуку и грамматику. Об этом повествует много книг, в том числе и старинных. Именно в Херсонесе обрел Константин Философ после долгих поисков мощи папы св.Климента, нашел очень кстати и Библию на русском. Об этом факте упоминает и Федор Иванович Успенский, директор первого русского археологического института в Константинополе, автор множества книг и знаменитой "Истории Византийской империи". В Херсонесе ученый филолог Константин-Кирилл выучил несколько языков, включая русский.
Мне интересно, как родилась идея, что учить грамоте и переводить книги церковные братья начали в Болгарии? Нет, они поехали на самый передовой фронт, где схлестнулись интересы православных и католиков, а именно в Моравию. Незадолго перед этим войска Каролингов освободили эти земли от авар. Факт исторический. И они тут же практически были заселены славянами. В качестве проповедников туда, понятно, явились представители папы. К слову , и Болгария поначалу крещена была ими же. Позже перешла под протекторат Вселенского Константинопольского патриарха, снова ушла к католикам, потому что не получила довольно клира на свои земли, но после опять и уже окончательно выбрала православие. Хотя очень долго проблема возврата Болгарии под протекторат пап была камнем преткновения в общении ортодоксов и католиков.
Также неблагополучно дело обстояло и на славянских землях сегодняшней Австрии - в Моравии, тогда полностью славянских. Папских проповедников не понимали. Язык был другой. Поэтому Кирилла и Мефодия там ждали, как манны небесной. Они учили грамоте, занимались переводами, вплоть до того момента, пока папа не призвал их к себе. Все недоумевают, почему, подхватив мощи св. Климента, они поспешили в Рим? Но я думаю, что именно на это и рассчитывал патриарх Фотий, отправляя братьев-монахов в великое служение.
Очень непросто сложилась судьба патриарха Фотия, через большие страдания пришлось ему пройти. Кто же будет жалеть монахов Кирилла и Мефодия? В Риме они были обласканы папой. Прежде всего в благодарность за принесенные мощи. Я часто думаю, что до поры хранились мощи в Константинополе. Не в походной же сумке таскали их за собой братья-просветители. И понятны становится тщания Кирилла-Константина по их поискам. Задуманное удалось. Простых монахов, не обремененных никаким саном принимал и выслушивал сам папа. Были ими приобретены и другие очень важные знакомства в ту пору. Там же в Риме умер и погребен сам просветитель Кирилл. Назад в Моравию продолжать дело просвещения славян вернулся один Мефодий. Сан епископа от папы он получил позже, когда начались первые разборки с католическими священниками, для которых славянский язык в церковных службах был абсолютно неприемлем.
Сейчас все уже забыли, что сам процесс просвящения-обучения языку и внедрение его в службы церкви шел на фоне ожесточенной борьбы за власть и заселения Моравии. Это , поверьте, был обычный и очень жестокий путь предательств, убийств, сражений. Захватывали власть люди не самые достойные и умные. Мне пришлоь бы долго рассказывать о тех кровавых событиях. Но достаточно сказать что и славяне, и православные эту борьбу проиграли. Как и католики тогда. Да и сама Моравия полностью погибла, растоптанная копытами диких угров, которые много тогда порезвились в Европе.
До сего дня количественное преимущество православных держится только на российских верующих. Уже давно стало ясно, что язык и вера- два основных краеугольных камня, на которых строится государственность. Именно поэтому надо хранить и защищать и то, и другое.
Но мне невероятно обидно, что личность патриарха Фотия, несомненно ключевая в деле просвещения славян, также, как и Иоанна Златоуста, первым допустившего возможность вести литургию на немецом для современных ему мигрантов империи - остготов, вестготов. Даже император Василий I, в угоду римскому престолу сместивший и пленивший Фотия, когда Константинополь вместе с Европой боролся против арабского нашествия в Сицилии и Южной Италии, отменил все свои жестокие решения. Фотий был восстановлен в прежней должности патриарха и приближен к императору. Пока к власти не пришел Лев VI.
Для всех славян братья просветители являются настоящими героями.
правда о Кирилле и Мефодие