Диалог задач. Дидактическая игра для учителей

Oct 13, 2016 09:07


Раньше писал об этом, хочется продолжить.
Немецкий писатель Герман Гессе сочинил интереснейшее произведение - "Игра в бисер". Роман-метафора о эволюции культуры. Писатель повествует о стране, "культурной провинции Касталии", где каждый год совершается главное событие - праздник Игры в бисер.
…Великий магистр начинает с одной фуги Баха, импровизирует и удивительно естественно вводит в Игру фрагмент математического трактата Лейбница. Он некоторое время развивает заложенные там идеи, потом незаметно переходит к формуле из астрономии, импровизирует на темы Космоса, обращается к поэме древнекитайского монаха, снова возвращается к Лейбницу, добавляет новые сюжеты, включает заданную тему во всё новые культурные контексты. Причём делается всё удивительно гармонично. Заворожённые зрители с восхищением следят за развёртыванием во времени и пространстве великой Игры «со всеми смыслами и ценностями культуры». Поддержка этой игры, её теоретическое обогащение и усовершенствование и практическая реализация - основное занятие жителей Касталии. Магистр игры - их лидер.
Это, конечно, фантазия. Но далеко идущая. Тему продолжают другие.
Умберто Эко пишет свое "Открытое произведение", Конвей придумывает игру "Жизнь", профессор Витебского университета Е.Е.Семёнов вводит в педагогический обиход понятие "диалог задач", авторы учебных пособий выстраивают такого рода диалоги для учащихся. Да и вся мировая культура развивается как описал Гессе. Еще со времен Сократа и Платона наука и искусство есть непрерывный диалог-игра-эволюция.

Диалог учителей может перейти в диалог задач для их учеников. Для этого нужны минимум два учителя А и В и один ученик С. А учит на уроке, задает С задачу. В, это может быть, как водится, репетитор, разбирает эту задачу с С и предлагает ему задачи-спутники, которые развивают исходную. Некоторые из них С не решает и обращается к А за помощью. А помогает и дает С новые задачи из первоначального контекста и т.д. Если позволяют способности ученика, то стоит выйти и на олимпиадный уровень в рассматриваемых заданиях.
Разумеется, в этой обучающей игре-сотрудничестве должны быть свои правила. Например, стремиться к полноте системы задач. Могут быть затруднения психологического или коммуникативного характера. Однако игра стоит свеч. Возникшая серия задач интересно и продуктивно раскроет учебную тему. Пример такого рода задач здесь. (После клика по этой ссылке придется немного подождать: Geogebra тормозит, особенно для больших файлов)

Диалог задач

Previous post Next post
Up