Оригинал взят у
sveshinieks в
1965 В опубликованной 3 года назад
серии статей, посвященных фильмам «оттепели» про «оттепель» оказалось много пропущенных страниц. Больше всего от этого пострадал 1965 год. И хотя
«Иду на грозу» лучше всего отображает настроение того времени, в 1965 году было снято много других картин, добавляющих в пейзаж новые оттенки.
Начнем с фильма «Строится мост», снятого во время гастролей театра «Современник» в Саратове летом 1964 года. В Кинопоиске указан 1966 год и это грубая ошибка. Грубая она потому, что в октябре 1964 года был снят с должности Хрущев, а в феврале 1966 года состоялся процесс Синявского и Даниэля. 1965-ый стал годом последнего и решительного боя нового со старым. Поэтому, например, ошибочно указанный 1966-ой как год выпуска «Иду на грозу» тоже можно считать грубой ошибкой, тем более, что ниже годом премьеры указан 1965-ый.
Несмотря на то, что почти всех героев фильма играют молодые актеры театра, сам фильм скорее посвящен поколению сорокалетних - тем, кто пережил репрессии 30-х, войну и лагеря. Едва заметная сцена с прорабом в
«Я шагаю по Москве» превратилась в полнометражный фильм. Если в фильме Данелии прораб оттаял за несколько минут общения с героем Михалкова, герою Евремова потребовалось для этого несколько дней.
Отправным пунктом на пути возвращения к самому себе становится разговор с бывшим зеком в исполнении Евстегнеева.
- Хочу дожить до момента, когда бюрократов будут судить в уголовном порядке.
Разговор с директором ПТУ ясно дает понять, в каких условиях приходилось работать молодым кинематографистам.
- Хоть вы и дорогой гость, но я человек откровенный - огорчаете вы новыми фильмами, настораживаете. Я, между прочим, сигнализировала. Так что с фильмами вам надо подтянуться. Обещаете?
Такие персонажи есть почти во всех снятых в тот год картинах. И опять стоит упомянуть один из самых ярких образов - Агатова из «Иду на грозу» в исполнении Лебедева. Но и в «Строится мост» директор ПТУ - не единственная.
- Вы приезжий, вы не знаете их.
- Кого «их»?! Соображаешь, что говоришь?! Кого ты называешь «их»?! Меня, жену мою, Синайских, Медведевых?! Ты то что, из другого теста сделан?!
«Иду на грозу» Микаэляна и «Лебедев против Лебедева» Габая поднимают один и тот же вопрос - о противостоянии бюрократической косности и этическому нигилизму на пути к достижению своей цели. Но если в «Иду на грозу» принципиальный Крылов противостоит мерзавцу Агатову и приспособленцу Тулину, в «Лебедев против Лебедева» герой противостоит самому себе - своей трусости и нерешительности.
И в этом смысле эта картина кажется более глубокой, так как показывает нам настоящего главного врага, который прячется внутри нас.
«Дайте жалобную книгу» Э.Рязанова - самый слабый из всех упомянутых здесь фильмов. Причиной провала, скорее всего, стала попытка повторить успех «Карнавальной ночи» 1956 года. Но Агатовы образца 1965 года уже мало похожи на Огурцовых образца 1956 года. Они приспособились к новым условиям, и перешли в контрнаступление. Номенклатурщик в фильме Рязанова уже не так безобидно-комичен как герой Ильинского, но выглядит по-прежнему беспомощным в своих попытках противостоять новому.
То, насколько плоско получилось изобразить это противостояние, видно на примере образа «старой клячи» Рины Зеленой, которая должна была символизировать отжившее прошлое.
Рязанов полностью себя реабилитировал в следующем фильме
«Берегись автомобиля», в котором «идиот» Деточкин стал символом поражения нового в борьбе со старым. Правда, место Огурцовых-Агатовых там заняли спекулянты и расхитители социалистической собственности.
«Похождения зубного врача» Климова и «Тридцать три» Данелии стилистически очень похожи. Оба фильма сняты в эксцентричной манере. В такой же манере был снят «Человек ниоткуда» (1961) тем же Рязановым. Фантасмагоричный стиль давал возможность авторам откровенней высказываться о происходящем за кадром. Своего апогея такая манера сьемки достигла в «Том самом Мюнхгаузене» (1979) и «Кин-дза-дза» (1986), во многом благодаря тому, что место действия было перенесено в другую эпоху, страну и даже галактику.
Образ Агатова в обеих картинах приобрел глубину и рельефность, что сделало его еще более зловещим.
- Итак, товарищи, зубы - это жернова нашего организма. Человек, обладающий большим количеством зубов, хорошо усваивает пищу и поэтому он здоров, весел и счастлив в общественной и личной жизни. И наоборот, человек, страдающий отсутствием оных, предрасположен к болезням, раздражителен и морально неустойчив. В связи с вышесказанным, значение тридцать третьего зуба трудно переоценить, товарищи. Группа молодых ученых, которую возглавляю я, сейчас вплотную работает над этой проблемой. По нашим предварительным подсчетам мы, досконально изучив это явление, сможем в самом ближайшем будущем увеличить количество зубов у каждой общественно полезной единицы до 40-45 штук, товарищи. Следовательно, мы на пороге величайшего открытия, товарищи. Уникальный зуб Травкина Ивана Сергеевича может явиться ключом к воротам в новый золотой век, где навсегда сгинет в прошлое извечная ахиллесова пята человечества - проклятая беззубая старость. Что нам для этого надо, товарищи? Для этого нам, прежде всего, нужны средства для организации специального или, вернее, крупного научно-исследовательского центра в городе Верхние Ямки, где товарищ Травкин, этот выдающийся человек, смог бы без отрыва от производства…
А у нас Ласточкина выбывает. Не поделили что-то с Чесноковым. Знаете, как это бывает. Кто прав, кто виноват? Чесноков, во всяком случае, не виноват. Он у нас человек тихий. Что?... Почему Рубахин? Ну, у Рубахина были свои обстоятельства. Безусловно, что-то было, не без того. Что?... А мы с ним поговорим. Ему тоже есть, над чем подумать. А то что, так он у нас всех распугает. Что?... А вот это резонно. Это резонно. Это опасение у нас тоже возникло. Действительно, странное складывается положение: все предпочитают удалять зубы у Чеснокова, нежели лечить их у других врачей. Тут, знаете до чего дошло - общий процент зубов у населения уже сократился. И не только в нашем городе, а в ряде других городов и поселках области. Вот о чем надо подумать. Что?... И шумиха, это верно. Не нужная шумиха… Это есть... Есть!
Несмотря или даже благодаря эксцентричной манере, авторам удалось перейти на новый уровень глубины осмысления происходящего вокруг. Уже нет прежнего четкого деления на плохих и хороших героев. Граница между добром и злом смещается внутрь персонажей.
«Звонят, откройте дверь» Митты - последний в списке фильмов про «оттепель», снятых в 1965 году. Если спросить, о чем фильм, то ответ будет: о том, как девочка ищет первых пионеров. Но манера съемки в стиле Антониони превращает действия главных героев в ритуальную суету, на фоне которой проступают судьбы живых людей, ранимых и незащищенных. «Я шагаю по Москве» стал одним из первых фильмов, в котором появились живые герои. Митта сделал своих героев еще более живыми. «Звонят, откройте дверь» - самый кинематографичный фильм из всех перечисленных, потому что его невозможно пересказать.