Поэзия в "Уфимских епархиальных ведомостях" начала XX века.

Sep 15, 2018 13:44

Свице Я. «Уфимское солнце как-то особенно светло и приятно светит…». Стихотворения, опубликованные в «Уфимских епархиальных ведомостях» в начале XX века. В серии «Антология русской поэзии Башкортостана. // Истоки. - Уфа, 2018. - № 32 (8 августа).

Местные церковно-периодические издания в епархиях Российской Империи начали выходить с 1860-х годов. «Уфимские епархиальные ведомости» стали издаваться с 1879 года, по инициативе известного духовного писателя и философа, епископа Никанора (Бровковича). До 1917 г. они выходили два раза в месяц в виде небольшого журнала. Так как нумерация страниц была сплошной, в конце года подшивку обычно переплетали в книжку, Как и в случае с другими уфимскими дореволюционными периодическими изданиями - полного собрания номеров нет ни в одном архиве или библиотеке (части номеров в Уфе нет вообще). Но несколько лет назад Российская национальная библиотека (Санкт-Петербург) и Российская государственная библиотеки (Москва) разместили на своем сайте дореволюционные «Епархиальные ведомости» всех российских губерний, в том числе и Уфимской.
Вопреки советской мифологии, духовенство было самым образованным сословием российского общества. Грамота, книжная мудрость была главной составляющей их повседневной жизни еще со времен средневековой Руси. Если в 1767 году при составлении наказа в Уложенную комиссию более половины уфимских дворян, по незнанию грамоты, не смогли собственноручно его подписать, то в семье уфимских священников Ребелинских, уже в середине XVIII века, а возможно и ранее, велась домашняя памятная книга, в которую записывались события, свидетелями которых они были. В дальнейшем, несколько Ребелинских вели личные дневники, писали памятные записки и мемуары. И в конце XIX века, по данным первой всеобщей переписи населения, проведенной в 1897 году, по Уфимской губернии: среди дворян и чиновников, грамотных было 56,9%, среди духовенства - 73,4%, городских сословий - 32,7%. Среди дворян и чиновников, получивших образование выше начального, было 18,9%, среди духовенства -36,8%, городских сословий - 2,75. В семьях даже сельскиз пастырей музицировали, писали стихи, рисовали и поощряли развитие этих способностей у детей. В XIX веке духовенство исправно поставляло российскому государству педагогов, врачей, ученых, из этого сословия вышли многие известные русские художники, композиторы, литераторы.
Самым первым средним учебным заведением обширнейшей Оренбургско-Уфимской губернии была именно Духовная семинария, открытая в Уфе в 1800 году. Первая мужская гимназия начала свою деятельность почти тридцать лет спустя - в 1828. До 1940-х гг. в средних классах семинарии, кроме многих других предметов, учеников обучали сочинять стихи и писать сочинения на латыни. В дальнейшем литература, словесность, несколько иностранных языков были одними из главных семинарских предметов. В Уфимской духовной семинарии была огромная библиотека, в которой кроме богословской было большое количество светских книг и периодических изданий.
«Уфимские епархиальные ведомости» состояли из двух разделов: «Официального» и «Неофициального», в последнем кроме других материалов публиковались литературные произведения духовенства, в основном церковно-богословского, духовного и нравственного содержания. Епархиальное издание не было литературным журналом, но, тем не менее, на его страницах время от времени публиковались воспоминания, впечатления от поездок, иногда стихотворения (перепечатки и местных авторов), а в 1910-х годах стали появляться и небольшие рассказы. Уже в первых номерах за 1879 год были напечатаны стихотворные воспоминания кафедрального протоиерея Владимира Владиславлева (см. № 1-2 «Истоков» от 10 января 2018 года). Но пожалуй, это было самой большой стихотворной публикацией до конца XIX века. Как и в «Губернских», так и в «Епархиальных ведомостях» поэзию не особо жаловали, хотя поэты, и талантливые, среди уфимского духовенства были, в том числе и среди уфимских преосвященных.
В № 2 «Уфимских епархиальных ведомостей» за 1904 год (из «Тобольских епархиальных ведомостей») была перепечатана речь, сказанная протоиереем А. Грамматиным на собрании братства святого великомученика Димитрия Солунского. Она была посвящена памяти бывшего епископа Тобольского затем Уфимского Иустина (Полянского), скончавшегося 26 сентября 1903 года на 74-году жизни. В речи приводятся выдержки из рукописи «Мои мысли, воздыхания и желания под рязанскими зорями и уфимскими ночами», которую, преосвященный прислал из Уфы в Тобольск. В рукописи были не только воспоминания и размышления епископа Иустина, но и его стихи разных лет.
Епископ Иустин (в миру Михаил Евграфович Полянский) родился в 1830 году в Воронежской губернии в семье дьякона, мать его была дворянкой. По окончании Воронежской духовной семинарии, рукоположен в сан священника к сельскому храму, в котором прослужил 7 лет. После смерти жены, в 1864 г. был пострижен в монашество. Окончив Киевскую духовную академии служил преподавателем в Харьковской, затем был ректором Литовской и Костромской духовных семинарий. В 1884 году посвящен в сан епископа и назначен викарием Рязанской, затем Херсонской епархий, в 1890 году назначен на кафедру епископа Тобольского, в 1894 г. епископа Рязанского. Во всех местах своего служения Иустин был неутомимым строителем и благоустроителем: возводил новые храмы, благоустраивал монастыри и архиерейские дома, разводил сады, открывал типографии, учреждал епархиальные братства, способствовал открытию новых школ, подготовке преподавателей. Владыка Иустин известен как яркий проповедник и духовный писатель: кроме множества публикаций в различных изданиях, в 1895 году в Москве вышло обширное собрание его сочинений в 12 томах. Переиздаются его сочинения и сейчас. сНа протяжении всей своей жизни епископ Иустин писал стихи, часть из которых была публикованы в периодической печати, а так же в сочинениях преосвященного, но отдельной книгой они изданы не были.
В речи протоиерея Граматина, напечатанной в «Уфимских епархиальных ведомостях» приведено четыре стихотворения епископа Иустина из рукописи «Мои мысли, воздыхания и желания под рязанскими зорями и уфимскими ночами», оставшейся неопубликованной.

Михаил ПОЛЯНСКИЙ

Не для меня страна земная
Полна красот и наслаждений;
Меня зовет к себе другая
Жизнь подвигов и отречений.
Была пора, - мечтал и я
О благах мира-суеты;
Но на арене бытия
Я разлюбил свои мечты.
Я пожалел о заблужденьях,
Ошибках юности моей, -
О всех мечтах и упоеньях
Моих прошедших сладких дней.
Все эти призраки земные,
Что прельщают часто нас,
Что так стремятся к ним иные
И каждый день и каждый час,
Мечта одна - одни капризы.
Сначала кажутся красой,
Но если всмотришься в них ближе,
То пахнут страшной пустотой.
Прости ж навек мечта моя.
И все, что мне казалось мило,
И все надежды бытия,
И все, что с ними я покинул!
Есть мир другой, дела иныя…
Там, позабыв волненья света,
И подтвердив свои обеты,
Найду мечты я не такия…

Харьков
1869 год

Епископ ИУСТИН (ПОЛЯНСКИЙ)
Мое утешение и защита

Как мне приятно и легко,
Когда про Бога вспоминаю;
И с благодарностью за все,
Свои молитвы возсылаю.
Болею телом иль душой,
Иль нахожусь в такой тревоге,
Я утешение одно
Лишь нахожу в едином Боге.
Бываю ль я обременен
Нуждою бедностью своею
И в это время одного
Себе Помощника имею.
Иль нахожусь в такой беде
Иль злобой враг меня терзает, -
Всегда во всем и от всего
Спаситель-Бог меня спасает!
Когда бываю я занят
И тяжкий труд обременяет,
Меня надежды веселят,
И вера в Бога подкрепляет.
На всяком месте он хранит
Во всех делах благословляет:
Бог милосердие свое
Во мне всегда, везде являет.

Рязань

«Уфимские епархиальные ведомости», 1904 год, № 2.

В октябре 1896 года преосвященный Иустин был назначен епископом Уфимским. На отъезд и Рязани, где ему пришлось претерпеть много огорчений, и несправедливых наветов, он сочинил оду «Лебедь», которая в 1897 году была опубликована в февральском номере журнала «Душеполезное чтение» под псевдонимом «М. Иннокентий» (Иннокентий, в переводе с латыни - «невинный»).

М. ИННОКЕНТИЙ
(Епископ ИУСТИН (ПОЛЯНСКИЙ)
Лебедь

Затмила солнце буря злая
И песнь зловещую поет;
А море пенясь и играя,
Кипит, клокочет и ревет.
Остервенясь валы гуляют
И бьют на мелях корабли,
Добычу жадно поглощают:
Там о спасенье не проси!
А бедный лебедь так спокойно,
Рожденный будто бы водой,
Плывет, красуясь шеей стройной,
Средь волн, несущихся толпой.
Плывет без страха…
Зыбь морская,
Свирепость бури - не беда!..
В волнах купаясь, грудь вздымая,
Он бел и чист, и сух всегда.
Он не боится злой стихии;
Он не боится волн седых:
Оне свирепыя, лихия
Его скрывают лишь на миг.
Он к небу голову подъемлет.
Полн умиленьем ясный взгляд;
И той хвале Создател внемлет…
А волны грозныя шумят!
Не так ли истина святая
Всегда живет в борьбе со злом,
И, стрелы вражьи отражая,
Стоит торжественно столпом!
Все зло своей громадной силой
Ея не может победить,
Как темнота и хлад могилы
Не могут вечности затмить.

«Уфимские епархиальные ведомости», 1904 год, № 2.

Как писал епископ Иустин в своих записках, был «вырван из резкой Рязани и пересажен в спокойную Уфу», где он основал епархиальное братство Воскресения Христова, обновил Успенский монастырь, перестроил Архиерейский дом и собор (в своих записках преосвященный перечислил только малую часть своих трудов в Уфимской епархии). «Не явное ли это доказательство, что сила Божия в немощи совершается. Что я за строитель? А вот что сделано при моем посредстве. Слава тебе Господи! Записано не для хвастовства и тщеславия, а для утешения в моей страннической жизни и для успокоения, что она прошла не бесследно, по крайне мере во внешнем отношении, а внутренняя моя - Бог весть. В Уфе живется мне пока тихо и спокойно, как будто на самом деле на покое. Слава тебе, Господи! Снова убеждаюсь, что Бог, что не делает - делает к лучшему. Уфимское солнце как-то особенно светло и приятно светит».
Возможно, преосвященный Иустин полюбил Уфу и за уединенное и живописное расположение Арихиерейского дома, окруженного большим садом и парком. От него с вершины склона над Белой открывался великолепный вид. За домом по склону горы, почти до самого берега реки росла дубовая роща, и эту местность в Архиерейской слободе жители Уфы называли «Дубнички». Епископ Иустин любил гулять в этой роще, и в 1898 году его попечением, на одном из уступов склона была построена небольшая деревянная Всехсвятская церковь. В июне 1900 года Иустин был уволен на покой в Григориево-Бизюков монастырь Херсонской епархии где и обрел вечный покой.
5 февраля 1897 года, в Уфе, получив письмо от матери из Воронежской губернии, епископ Иустин написал посвященное ей стихотворение.

Епископ ИУСТИН (ПОЛЯНСКИЙ)

Ты мне опять вчера, матушка, снилася…
Чудилась мне твоя комната тесная,
С вечною думой о мне, безутешная…
Пред отходом ко сну ты молилася.

Взор твой святился святым умилением…
Шепча молитвы, ты долго молилася
Вдруг зарыдала и низко склонилася,
И я проснулся объятый смущением…

О, молись, моя родная, молись дорогая!
Не много нам осталось мыкать свое горе,
Скоро-скоро проплывем мы житейское море, -
Жизнь наша к западу склонилась, тихо дорогая.

«Уфимские епархиальные ведомости», 1904 год, № 2.

Всехсвятский храм, построенный епископом Иустином, очень гармонично дополнил архитектурно-ландшафтный комплекс Архиерейского дома, и это поэтическое место стало одним из самых любимых уфимцами уголков. Летом 1910 года один из пионеров российской цветной фотографии С.М.Прокудин-Горский, совершил одну из своих фотоэкспедиций, для составления собрания цветных фотографий достопримечательных мест Российской Империи. В Уфе мастер сделал девять цветных снимков, три из которых - это виды Архиерейской слободы, и на одном он запечатлел Всехсвятскую церковь в Дубничках.
В первой половине 1970-х гг. комплекс строений Архиерейского дома и Консистории, возведенных в середине 1820-х годов в стиле классицизма был разрушен, для возведения монументального, но безлико-казенного здания обкома КПСС (ныне Дом Правительства, ул. Тукаева, 46). Был уничтожен Архиерейский сад и снесены все дореволюционные дома на трех улицах на склоне горы, в том числе и здание, закрытой в 1930-х годах Всехсвятской церкви, в котором находилась библиотека. А дубовую рощу, от которой сейчас осталось только три столетних дуба-великана, жители Арихирейки постепенно вырубили на дрова.
В 1902 году в №17 «Епархиальных ведомостей» была опубликована поэма «Прощание с Семинариею», присланную в редакцию священником села Десяткино Бирского уезда Виктором Нарциссовым. К сожалению, автор не был указан, но, скорее всего, это был или отец священника, или они были хранились в чьем-то семейном архиве. Редакция только сделала примечание, что автор, уроженец средней России, написал эти стихи ко дню окончания курса семинарии в 1848 году, и отправлялся на службу священника в Уфимскую епархию. Скорее всего, стихи были прочитаны на торжественном выпускном акте, и интересны как образец поэтического творчества семинаристов конца 1840-х годов.

Прощание с Семинариею

Корабль давно уже готов
Пуститься в океан безбрежный,
В борьбу с стихиею мятежной,
С свирепой яростью валов.
Но что же ты, пловец печальный,
Что так стеснилась твоя грудь?
Бросай скорее взор прощальный!
И с Богом, с Богом в дальний путь!
Ах, в этой пристани так мирно,
Чиста небесная лазурь,
А в той дали, дали обширной
Не избежать и гроз и бурь
Ах, здесь поля ему родныя,
Здесь незабвенные друзья,
Его родимая семья,
Здесь он провел лета младыя!
А там, заброшенный волнами,
Найдет ли на брегах чужих,
Между чужими племенами,
Он сердцу милых и родных!
Вот от чего тоска печаль
Стеснила чувства молодыя,
Вот отчего так сердцу жаль,
Оставить берега родные!
И он задумчиво бросает
Последний свой прощальный взгляд
Туда, где родина мелькает,
Куда печальный взор манят
Родимый кров, поля, леса1…
Но ветр надул уж паруса.
Пловец мой, воле, иль неволей
Простись с своею мирной долей!
Ведь наш корабль уже готов
Пустится в океан безбрежный,
По зыбям яростных валов.
И скоро мы по воле Бога,
Оставив мирный сей приют,
Пойдем своею всяк дорогой -
Куда кому назначен путь.
И на широком жизни поле
Нам не сойтись уже опять,
И к новой жизни, к новой доле
Нам нужно будет привыкать.
Вперед стремится взор невольно,
Но что сулит нам эта даль?
А прежних дней так сердцу жаль,
Дней безмятежных и спокойных, -
И скорбь невольно давит грудь
В минуту грустнаго прощенья,
И прежних дней воспоминанья
Собою сами восстают.
О, как забыть нам эти дни!
Как сердцу памятны они!
С тех пор, как из родного крова
Вошли мы в школу в первый раз,
Жить стали жизнию мы новой,
Все интересовало нас:
Простой наставника рассказ,
И наши легкия работы,
И ежидневныя заботы,
Из класса в классы переходы
И на экзаменах отчеты,
Потом и отпуски домой.
И каждый день и каждый час,
Свои отрады и утехи
Нам приносили за собой, -
А в получении наград,
За наши детские успехи,
Как много счастья и отрад!
А жизнь спокойная, простая!
А дружба, дружба золотая!
С тех пор, как в первый раз,
Вошли мы в храм святой науки,
Друг другу подали мы руки
И дружба съединила нас;
Одною связаны судьбою,
Одною жизнью жили мы
И крепко, крепко меж собою
Сроднились детские умы.
В досуг свободный от занятья
Делились меж собой как братья,
Своим мы чувством и мечтой;
Друг другу мысли поверяли
И в разговорах меж собою
Свои познанья измеряли.
Делить отрадно было нам
И скорбь и радость пополам.
В заботах, в нуждах каждый час
Готова братская услуга:
И мнилось, будто друг для друга,
Творец для счастья создал нас.
Так мы под семинарским кровом
В спокойной жизни возросли,
И безмятежно тихим ходом
Дни нашей юности текли.
Так под кустарником в тени,
Струей игривою и чистой,
Ручей катится серебристый.
Но скоро кончились они,
Те незабвенные нам дни.
Прощайте годы золотые,
Прощай, родимая скамья,
Прощайте милые друзья,
И вы, наставники драгие!
Простите, если и когда
Мы вашу мысль не разумели,
Иль оценить вас не умели
Достойно вашего труда;
Иль вашим добрым ожиданьям
Не соответствовали мы.
Иль наши детские умы
Вас оскорбляли невниманьем;
В последний день, в последний час
За все, за все простите нас.
Но мы за все свои познанья
Что принесем вам в дар признанья?
Пусть будет наш священный долг
Нести за вас к творцу моленье,
И пусть вам сам Всевышний Бог
Воздаст за ваши попеченья.

Инспектору
Прощай и ты начальник наш,
Защитник и руководитель,
Наш неусыпный попечитель
И добрых чувств вернейший страж!
Неутомимым зорким оком
Ты наше счастье сторожил,
И. как своей зеницей ока,
Ты нашим счастьем дорожил.
Ты жил лишь нашею судьбою
И нашим счастьем счастлив был,
И свой покой ты приносил
На жертву нашему покою…

Ректору

Прощай и ты наш пастырь2 верный,
Наставник юношеских сердец,
Наш попечитель незабвенный,
На друг, наставник и отец!
Чуть не от самой колыбели
Твоя рука нас в путь вела,
И на пути к желанной цели
Она опорой нам была
Скрижали Божья откровенья
Пред нами с верой ты открыл,
И словом полным вдохновенья
Небесный свет нам в душу влили.
И назначенье нашей жизни,
И путь нам добрый указал,
К трудам для веры и отчизны
Ты нас с любовью призывал.
Ты нас хранил, ты нас любил
Вторым отцем для нас ты был.
Забудем ли тот час печальный,
Когда ты, оставляя нас,
К нам говорил в последний раз:
«Теперь вас поручаю Богу;
Но как детей я вас люблю,
И как детей своих молю:
Идите верною дорогой».
И ты умолк. Глаза твои
Тогда слезами оросились,
И глубоко слова любви
Твои нам в душу заронились.
О, верь нам, добрый наш отец,
Мы их во веки не забудем,
Всю жизнь признательны мы будем
Тебе от глубины сердец;
Всю жизнь тебя благодарить
И за тебя Творца молить -
То будет нашим первым долгом.
Но выступая в новый путь,
Тебя мы просим6 не забудь
И нас в молитвах перед Богом.

Итак недолго, други, нам
Стоять у пристани уютной, -
Помчит нас скоро ветр попутный
По бурным жизненным волнам.
И на мятежном жизни море,
Быть может, бури нам грозят,
И, может быть, печаль и горе
Нам должно будет испытать;
Труды и скорби и страданья
Нас повстречают на пути
И крест тяжелых испытаний
Нам нужно будет понести.
Но, что де, други, неужели
Мы в путь с унынием пойдем
И, уж почти достигли цели,
Ужели духом упадем?
Пускай неопытны мы в жизни,
Пусть много ставит нам сетей
Коварство мира и страстей,
И пусть враги добра так сильны,
И пастырей так труден долг,
И много требует ответа, -
Но верными владеет Бог;
А с Ним, друзья, верна победа.
Так, в сердце с верою живой,
Пойдем мы в путь свой с Богом смело
И с радостью начнем, судьбой
Нам предназначенное дело.
И сли верно проходить
Мы будем новое служенье,
То всеблагое проведенье
Нас несомненно наградит
За скорби сладким утешеньем.

«Уфимские епархиальные ведомости», 1902 год, № 17.

Постоянными материалами на страницах «Уфимских епархиальных ведомостей» были статьи о юбилеях священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, церковных благотоворителей. Так, во №№ 2 и 3 журнала за 1904 год было описано празднование 50-летия служения в священническом сане протоиерея села Ургуша Бирского уезда Михаила Григорьевича Страхова, окончившего в 1853 году Уфимскую духовную семинарию и затем служившего в сельских храмах епархии. На это событие собралось духовенство, родственники и близкие заслуженного юбиляра. После торжественного богослужения при огромном стечении прихожан, затем уже в доме священника состоялся праздничный обед, на котором среди речей и поздравлений, было прочитано стихотворение, присланное в письме от внучатого племянника юбиляра - священника города Орска - Петра Страхова. Оно было помещено на страницах «Ведомостей», и интересно как, образец семейных юбилейных стихотворений духовенства той эпохи, которые далеко не часто попадали на страницы печати.

Петр СТРАХОВ
Приветствие он внуков

Ныне день для нас священный;
Полстолетний юбилей
Совершает дед почтенный,
Ветхий днями иерей.

Уж прошло полсотни лет,
Как почтеннейший наш дед,
К Богу духом пламенея
Восприял сан иерея.

Кончив курс наук духовных,
Взявши пастырский диплом,
Иереем сельским скромным
Ты служил всю жизнь потом.
Ты в трудах всю жизнь провел,
Сколько душ к Христу привел,
Их крещеньем просветил,
Вере правой научил.

Был ты ревностный учитель
И Христу верный служитель,
А с неверными борец,
Для духовных чад отец.

И талант от Бога данный
Ты развил и приумножил;
Как подвижник неустанный
В честь и славу век свой прожил.

Как светильник неподспудный,
Светло пастве ты святил,
Бог тебя за подвиг трудный
Долголетьем наградил.

Очень рано овдовел,
Дети малыя остались;
Ты любовью всех согрел,
Все тобою воспитались3.

А устроив дочерей,
Ты призрел и их детей,
НЕ жалея сил, забот
И для нас внучат - сирот.

Так вся жизнь твоя идет
То в заботах, то в трудах
И тебе приобретет
Милость в Божиих очах.

А когда оставят силы,
Ты покой найдешь в могиле,
И под сению креста
Внидешь в радость ты Христа.

Будешь там служить ты Богу,
И как добрый всем отец
За любовь к своему долгу
Ты заслужишь там венец.

Чем тебя благодарить
В этот день для нас священный?..
Будем Бога века молить
За тебя, наш дед почтенный.

Пусть сольются все желанья
В один радостный привет,
В дружном громком восклицаньи:
«Ты священствуй много лет!».

«Уфимские епархиальные ведомости», 1904 год, № 3.

В начале XX века на страницах «Епархиальных ведомостей» как поэт наиболее активно публиковался священник Михаил Васильевич Бурдуков, служивший в сельских приходах Уфимской епархии, и умерший в предреволюционные годы. Он печатался не только в церковном издании, но и других местных газетах. В 1904 году в «Уфимских губернских ведомостях» (№ 124) было опубликовано его стихотворение «Притча о мытаре и фарисее», в 1909 г. «В епархиальных ведомостях» (№ 13) напечатано большое стихотворение (на шести страницах) «Памяти великого пастыря Руси», посвященное о. Иоанну Кронштадскому. В 1909 году в статье о. Михаила «Церковное торжество в Раевке» о строительстве и освящении Никольского храма на этой станции Самаро-Златоустовской железной дороги, было приведено стихотворение, написанное им по случаю этого события.

священник Михаил БУРДУКОВ

Тебе, о, Раевки Святыня,
Сердечный свой я шлю привет:
С Тобою Божья Благостыня
Пусть пребывает сотни лет!

Желаю, чтоб креста сиянье
И громкий колокола звон
Людских бы масс к Тебе вниманье
Влекли, влекли со всех сторон.

Вот как в оазисе пустыни
Приют для путника готов,
В Твоей сени пусть всяк отныне
Найдет утеху и покров.

Как огонек во мраке ночи
К тебе взор путника манит,
Всяк верный Богу свои очи
К тебе в дни скорби устремит.

Пусть Бог хранит Тебя отныне,
Твоей же пастве мир пошлет
И, он же все, к тебе Святыне
Сердца людские приведет.

19 февраля 1909
село В. Троицкое

«Уфимские епархиальные ведомости», 1909 год, № 5.

Несколько религиозных стихотворений опубликовала в 1907 году на страницах «Уфимских епархиальных ведомостей», преподавательница женской гимназии, уфимская поэтесса Вера Константиновна Петрова («Нашла я цель и жизни назначенье…», «Притча о добром пастыре», «Господь на кресте»), подробнее о ней было рассказано в № 30 «Истоков» от 25 июля 2018 года.

1 Без разрешения епархиального начальства, священники не имели право покинуть свой приход. Кроме того, очень небогатые, часто обремененные большими семьями пастыри, не имели и средств на поездки в родные края. Так, что вплоть до конца XIX века многие отправляясь на службу из центральных губерний в отдаленные епархии (такие как Уфимская), навсегда расставались с родным домом и родственниками.
2 По традиции, ректором духовной семинарии были представители духовенства.
3 Овдовевший православный священник не может всту

Уфа. Поэзия начало XX века

Previous post Next post
Up