Новая Эпоха Возрождения. Часть 1: о неразборчивости потребительского обновления.
Что можно противопоставить современному, обществу потребления, современному постмодерну и ценностному нигилизму? Религия, Страх, Уважение - нет, не работает. Только усиливает.
Всё очень просто. Технологии доказали: «никаких границ нет» . Интернет как главное социальное достижения Человека показал, что существует бесконечное количество воззрений и религий. Люди просто тонут в этом океане идей, взглядов - особенно когда многие из них приятны (особенно крайне неожиданные и яркие) и привлекают внимание своей интригой и запутанностью (как, например, различные конспирологические теории).
Как следствие, люди испытывают идейный кризис. Тут тоже далеко ходить не надо: в России каждый второй, а то и 2/3 всех граждан радеют за демократию, свободный рынок и отсутствия госрегулирования. При ближайшем же рассмотрении их взгляды оказываются куда консервативнее: все хотят бесплатную медицину, бесплатное образование, дешёвое жилье, высокую покупательную способность, отсутствие кредитов, - не обращая внимания на то, что это далеко не либеральные взгляды. А, да: при этом все люди с подобными взглядами говорят про то, что у Европы «это получилось». Но про уровень налогов у Европы никто особо не хочет говорить. Да и о чём говорить, когда 1/3 экономики России в тени. Люди попросту не хотят менять свою «денежную свободу» (серую зарплату) в обмен на социальные блага, возмущаясь при этом, например, переходу ГУПов на самоокупаемость: мол, и без их налогов всё было и должно быть бесплатным. И, самое удивительное, это ярко выраженное противоречие никого не смущает.
Это всё говорит о том, что даже в нашей «догоняющей стране» постмодерн достиг своего апогея: люди привыкли сами себе противоречить - они уже не видят в этом ничего плохого.
Очень показательна в этом плане молодёжная субкультура. Если раньше (ещё лет 50 назад), молодёжные культуры сменялись десятилетиями, то теперь они сменяются чуть ли не каждый год-два, причём каждая новая с нетерпимостью относится к предыдущей: нювэйв, эмо, хипстер, свэг, стритвеар… И всё - благодаря ускоряющимся потокам информации. Причём ускорение берёт свой старт у начала нулевых - как раз тогда, когда интернет стал доступным и популярным.
Экстенсивный рост информационных потоков дал ещё одно уникальное явление - хейтерство (от англ. слова Hate - ненавидеть): людей раздражают большие объёмы информации, раздражение перерастает в агрессию, при этом оное проявляет себя чисто в виртуальном пространстве. Вдобавок хейтерство являет собой способ отмести всё ненужное и попытаться остаться «на волне» актуального контента. Ко всему вышеперечисленному можно добавить ещё и то, что это явление «нетерпения иного» отлично вписывается в картину постмодернистского мира.
Современный мир постмодерна хорошо играет на руку сфере массмаркета. Быстро обновляющаяся коллекция моды, быстро устаревающая электроника и т.д. заставляет людей сходить с ума от неадекватного запроса на обновление. Массы людей боятся не успеть на распродажи тех вещей, которые уже через год будут неактуальны. Они заранее не успели. Не это ли фарс?
Вкупе мы имеем отрицание, нетерпение и ненависть ко всему предыдущему, традиционному ортодоксальному и историческому. Главная идея мира сводится к тому, что законы, классика и исторические процессы прошлого неприменимы к современному человеку по причине огромного технологического разрыва. И это отчасти правда. Интернет в корне изменил социум, он добавил в каждого человека «виртуальную основу», исключительно нематериальную, но обоснованную с точки зрения социума. Причём для более удобного анализа «виртуальной составляющей», человек построил целую инфраструктуру «социальных сетей».
Но, как и ко всему яркому и новому, к новым возможностям сапиенса приковано непропорционально огромное внимание. Когда волна восхищения «новым» схлынет, останется понимание, что появление «виртуальной части» является частью эволюции человека. И она никогда не заменит иные потребности человека. Но пока волна не достигла берега, чтобы остаться на ней, люди вынуждены идти на поводу «постоянного обновления». Это, собственно, и даёт метастазы и на моду и на культуру.
«ВСЁ ТРЕБУЕТ ОБНОВЛЕНИЯ, ПОСТОЯННОГО ОБНОВЛЕНИЯ».
На первый взгляд, прогрессивный, правильный тезис. Но он отвергает очень существенный нюанс - «ПОЛНОЦЕННОСТЬ». Это утверждение можно перефразировать как: «Ничто не полноценно», «Ничто не истинно» и т.д..
Рассмотрим актуальный пример: современные средства коммуникаций (возьмём телефоны, не планшетники). Запрос на обновление телефонов крайне высок. Даже айфон с его идеей быть завершённым оптимальным продуктом обновляет свои версии раз в два года. С другими марками дела обстоят хуже - они попросту игнорируют усталость людей от невероятно частого обновления гаджетов. Если раньше люди успевали следить за обновлением чёрно-белых «нокий», и воспринимать с интересом их нововведения, то сейчас различные инновации всё меньше удивляют людей. Начинает сказываться усталость от нововведений. Да и тем более нельзя всё время обманывать людей, объявляя новинку чрезвычайно полезной в быту вещью. Рано или поздно люди, хоть и на интуитивном уровне, начинают понимать: «что-то здесь не так».
Но, к сожалению, слишком много структур, извлекающих прибыль из «мирового комплекса неполноценности». Одни из лидеров - финансовые структуры. Все понимают, что современная глобальная финансовая система построена на том, что уровень потребления должен расти, причём с каждым годом всё быстрее и быстрее. В связи с этим и запрос на обновление должен не отставать. И для этого есть кредиты. Чего стоят постеры: «в течение 15 минут, без поручителей, только с паспортом».
Мировой запрос на обновление уже исчерпывает себя. Не пройдёт и десятилетия как компании - мировые лидеры пересмотрят окончательно свои взгляды на частоту обновления своей продукции (так как спрос будет падать, и держать на балансе производства лишние модели будет невыгодно). Наряду с этим финансовые структуры, смирившись, что экстенсивное потребление также исчерпало себя, перейдут к более консервативной политике, ужесточат условия кредитования.
В свою очередь, с каждым годом люди, уставшие от постоянного обновления, станут больше обращать внимание на «завершённые», полноценные вещи, не требующих замены в обозримом будущем. Это разборчивое потребление и должно стать основным атрибутом для своего рода «Новой Эпохи Возрождения»…