Мой сын очень долго учился читать,
он знал все буквы, но не мог сам читать длинные книги почти до 8 лет.
Сейчас он читает целыми днями,
и это его самое большое увлечение, сильнее Лего, настольных игр и мультиков.
Однако шли мы к этому очень долго, и пока он был маленький, я успела напридумывать множество игр и пособий, которые бы могли помочь детям начать читать.
Про то, как дети осваивают этот сложный навык, можно почитать на сайте papmambook у Марины Аромштам,
там много интересных мыслей,
и хорошие подборки идей и книг.
Любимая моя история про детей такая:
Гришка обожал слушать книжки уже в полтора-два года,
ему нравилось рассматривать и обсуждать картинки,
и многие книги знал наизусть.
Мне казалось, что при таком интересе к книгам и его тяге к любым новым знаниям, он вот-вот начнёт читать.
И действительно, буквы Гри выучил в два с половиной года.
А в три года он понял идею, как из букв складываются слова,
и мог по буквам прочитать короткие слова типа КОТ, РЫБА, ДОМ, КИТ.
Я тогда наивно полагала, что ещё чуть-чуть - и он начнёт сам читать.
Как бы не так!
Он читал отдельные слова, но на более длинных спотыкался,
и было впечатление, что пока он читает третий слог, первый он уже забывает.
Так продолжалось примерно четыре года.
Гри мог прочитать короткое слово или даже фразу, но сам сесть с книгой он не мог.
Не дозрели какие-то важные элементы в голове,
связи какие-то не выстроились - не знаю.
И вторая сложность:
слушал он к тому времени длинные и сложные книги с продолжениями,
а читать мог что-то элементарное, типа "папа ест суп".
Перескочить сразу на чтение интересных книг, подходящий по возрасту, ему было сложно,
не хватало техники чтения и упорства - чтобы эту технику приобрести.
Ещё сложнее детям, которые растут в двуязычной среде.
Они должны не только освоить новый навык, то есть слитное чтение,
но и иметь достаточно свободный и беглый язык,
без этого читать очень сложно.
И если один язык по уровню отстаёт от другого,
то читать надо с каких-то простейших малышовых книжек,
или со скучных текстов из учебника или букваря. Это не вызывает у детей обычно ни малейшего энтузиазма.
В итоге самое главное, что работает - это разнообразные игры с буквами и чтением.
В игре развивается язык,
улучшается словарный запас,
а потихонечку и навыки чтения тоже растут.
Многие дети, кстати, начинают с того, что учатся писать, и только потом уже начинают читать.
Галя у меня подписывала с трёх лет все свои картинки, потом начала сочинять свои книги - с текстами и картинками.
А какие первые книги ваш ребёнок прочитал самостоятельно?
Были ли книги, которые ему САМОМУ хотелось прочитать?
Если дети читают на двух языках, то с каких книг вы начинали на втором языке?
Какие словесные игры вы любите?
Про чтение и игры с буквами у меня в ближайшее время будет три лекции:
в Ход Ха Шароне в эту пятницу
запись
здесь в Москве в школе Драгоценность
Запись
тут на фестивале Стар-Ап 26 апреля тоже будет такая лекция, но покороче, на час где-то,
я напишу потом подробнее ближе к делу.