Мы в прошлом году с дошкольниками нанизали на проволочку бусы-счёты.
Сделать это совсем просто: 5 бусин одного цвета, 5 бусин второго цвета - и узелки с двух сторон.
А после этого можно играть в загадки.
Дети зажимают в кулаке часть своих бусин, и я угадываю:
-ты спрятал 3 розовые бусины!
-А ты спрятала одну синюю и одну красную!
Дети удивляются, проверяют..
Угадала!
ты спрятала две розовые бусины, верно?
Тогда я прячу в кулаке часть бусин, и прошу детей отгадать, сколько я спрятала.
Альбом:
dosk19_20_feb13 а можно точно так же играть с кубиками Дупло или любыми другими.
Мы собирали палочки из 5 кубиков одного цвета и 5 кубиков другого
Альбом:
dosk12-13_feb13Потом дети убегали, а я за это время прятала у кого один кубик, у кого два или три.
Дети возвращались - и сообщали о пропаже:
-Мне не хватает одного красного и двух синих!
-А у меня пропало три зелёных!
с малышами брали по три кубика каждого цвета.
Мы не стараемся выучить словесную формулировку "три плюс семь равно десять",
а придумываем разные игры, в ходе которых дети сами с этим столкнутся.
В прошлый раз играли в магазин.
Как заплатить за покупку, которая стоит 7 монет, если у тебя есть целая палочка в 10 монет?
Надо попросить сдачу.
но вот сколько?
А ещё я люблю разные игры, где нужно считать по порядку - или не по порядку.
каждый кладёт руки на коленки, и мы запускаем волну хлопков по коленкам.
первый говорит: один, два,
второй: три, четыре,
третий: пять, шесть.
Просто? но надо не пропустить свою очередь, а это не так легко.
Потом каждый перекрещивает руки на своих коленках.
Приходится внимательно смотреть на руки, чтобы понять, какой рукой хлопать.
А теперь говорим один - громко, два - шёпотом. три - громко, четыре - шёпотом и тд
Получилось?
Молодцы!
А теперь каждый кладёт руки на коленки соседям,
и мы хлопаем опять.
Отлично!
По порядку сосчитать - это легко.
Это, собственно, первое, что дети выучивают, когда их учат считать - последовательность слов,
после слова "два" надо сказать "три", а после "три" - следующее "четыре".
А что будет, если эту последовательность нарушить?
Я предупреждаю детей, что буду говорить числа по порядку, но одно число забуду.
Как только услышат, что я что-то пропустила - пусть показывают на пальцах забытое число.
1-2-3-4-5-7-8-9-10!
что я забыла?
Слушают очень внимательно,
идею поняли, число показывают.
Замечательно, тогда меняемся ролями.
Теперь ты мне загадай такую загадку: скажи все числа по порядку, кроме одного.
Забыть нужно ровно одно число!
О, что тут начинается!
Рукава накручены на руки, кто-то засовывает руки в карманы, кто-то молчит и отворачивается...
Один может произнести 1-2-3-5. но тут же останавливается и добавляет: 4.
Другой пять раз произносит все числа от 1 до 10, но никак не может пропустить ни одного числа.
Третий пропускает сразу два или три числа...
А всего-то навсего - новая постановка задачи.
Мы в других вариантах это обсуждали уже много раз!
Когда дети устают сидеть, или рисовать узоры, мы устраиваем "бегательную игру"
Сегодня вы - машинки.
Когда я скажу "семь!" - это будет стоп, красный свет.
Когда я скажу "шесть!" - это жёлтый свет, машины едут не быстро и готовы в любой момент остановиться,
а пока я считаю 1-2-3-4-5, то это зелёный свет, можно ехать.
Но учтите, что машины едут аккуратно, не сталкиваясь!
Потом договариваемся, что красный свет - "пять".
А дети догадываются, что жёлтый будет - когда "четыре".
Умение вовремя останавливаться и переключаться с одного на другое - тоже очень нужно!