А может, он просто гуманитарий?

Apr 11, 2012 03:50

Родители, чьи дети не очень уверенно оперируют числами, иногда говорят: "А может, он просто не имеет к этому таланта, так мы и не будем тогда его учить! Может, он гуманитарий!"
С одной стороны, я согласна с тем, что у разных детей - разные склонности,
но с другой - чаще всего речь идёт вовсе не об отсутствии способностей,
а о том, что у ребёнка просто пока не сформировано понятие числа. И ребёнку нужна ваша помощь!
Понятие числа формируется не мгновенно,
и у разных детей это происходит по-разному!
Когда дети учатся считать, то им надо освоить сразу несколько плоскостей.
С одной стороны, им надо выучить слова, которые обозначают количество.
С другой стороны, надо не путать значки, называемые цифрами, не путать "6" и "9", различать "12" и "21".
С третьей стороны, надо понимать словесные формулировки задач.

На вопрос "сколько?" можно ответить "один" или "три!" или "семь!" или "сто!" - это знают даже трёхлетки,
но как эти слова между собой соотносятся - они пока не знают.
Это просто такое языковое правило, типа того, что на вопрос "какого цвета" надо отвечать "красный" или "зеленый" или "йозовый!" (Цвета и оттенки при этом ребёнок может запросто путать, но на вопрос "какого цвета" выберет название одного из оттенков - наобум)

В этих самых словах, обозначающих количество, есть свои сложности и "засады".
Слово "Семь" очень похоже на "Восемь", а "семнадцать" - почти то же самое, что "восемнадцать", и дети часто их путают.
после 19 идёт двадцать, после 29 идёт тридцать, после 39 - не идёт "четырдцать", или "четердесять", а идёт почему-то "сорок".
Ну и другие есть сложные для запоминания места.

Однако дети учатся считать, то есть произносить скороговорку:
"Один-два-три-четыре-пять..."
Этот полезный навык пока вообще не имеет отношения к пониманию количества, это чисто словесный навык, требующий памяти и некоторой логики (для понимания того, что после 21 идёт 22, а после 31 - идёт 32)

Допустим, произносить скороговорку до десяти или до двадцати ребёнок уже умеет.
Значит ли это, что он умеет считать?
Отнюдь!
Он знает эти слова как последовательность,
они сцеплены друг с другом, как буквы в алфавите.

Вот вы можете сказать, какая буква в алфавите стоит перед С?
С какой буквы вы при этом начинаете проговаривать алфавит? с буквы О? или с самого начала?
Дети поначалу проговаривают числа по порядку - до нужного.

Если спросить, какое число идёт после 4, они быстро проговаривают:
"Один-два-три-четыре-пять.... Ага, четыре, пять. Пять!"
-А какое число идёт перед 4?
"Один-два-три-четыре-пять..., Ага, три, четыре. Три!"

Вроде, вопрос понятен ребёнку, но... Спросите его, какое число идёт перед 16, и некоторые дети отвечают сразу, а часть минуту шевелит губами - и только потом выдаёт правильный ответ.
Они понимают, как получить нужную информацию, но у них пока нет доступа к каждой из этих точек!
Их представление о числовой прямой - это как лифт, который останавливается не на каждом этаже.
Надо доехать до знакомого этажа, и оттуда идти пешком.

Как показать на пальцах 6?
Показать 5 - и ещё 1. А можно и иначе - показать 3 и 3, или 4 и 2.
А как показать 8?


Альбом: doshk15nov

Некоторые дети, чтоб показать 8 пальцев, сперва пересчитывают все 5 пальцев на одной руке, они ещё не умеют пользоваться знанием о том, что там ровно 5 пальцев.

Дети, которые умеют произносить числа одно за другим по порядку,
не всегда реально умеют отсчитать нужное число предметов,
или сделать нужное число шагов.

Очень полезно уметь оценить - сколько шагов от меня до того стула,
сколько карандашей поместятся вдоль края стола,
сколько моих пальцев поместится вдоль края тетрадки,
сколько орехов можно удержать в кулаке.

Отхожу от детей метра на два, прошу посчитать - сколько до меня шагов-лилипутов.
-Тридцать?
-Сорок?
Пробуют - оказывается, что около 12.
Подхожу чуть ближе.
-А теперь сколько.
-Теперь двадцать!

-А кто может поднять столько карандашей, сколько раз я скажу "мяу"?
-Мяу-мяу-мяу, мяу-мяу!
-А теперь покажите на пальцах, сколько раз я скажу "гав".
-Гав-гав, гав-гав!
-А теперь я покажу вам несколько пальцев, а вы столько же раз скажите "мяу!"

-А теперь потрогайте стенку тремя пальцами. А теперь - стул, семью пальцами!
-Покажите на 1 палец больше, чем у меня!
-Кто может добавить свои пальцы, чтоб вместе у нас стало 5?
-А сколько нужно добавить, чтоб вместе стало 10?
-Какой этаж ниже шестого?
-Сколько ушей у трёх зайцев?
-А сколько зайцев, если я вижу 4 уха?

Пока все эти задачи вызывают затруднение, значит, понятие числа не вполне сформировано.
Бывает, что ребёнок может вполне успешно пользоваться словами, обозначающими количество, и уверенно повторять заученное как стишок "два плюс три равно пять", но при этом *****, а лучше - пять точек как на игральном кубике - ему будет понятнее, чем написанная цифра.
(Взрослым уже сложно представить, что пиктограмма может быть понятнее, чем число. Но вы подумайте, а что вам понятнее - числительное на полу-знакомом языке - или пиктограмма?)

Пока человек не очень уверенно освоил некоторый навык, он пользуется им неохотно.
И поэтому те дети, которые плохо понимают счёт, в школе часто решают, что на математике проще списать у соседа, чем понять, откуда берётся ответ.
Вот и получаются дети, которые считают, что математика - это такая наука телепатии,
надо посмотреть в лицо учителю. и по его лицу выяснить, каков ответ, или хотя бы какое действие нужно выполнить - складывать? Отнимать?

http://janemouse.ru/?page_id=257
Считать можно и нужно просто по ходу жизни, не выделяя для этого специальное время.
Кто видит три красных предмета?
Есть ли тут пять машин? Больше? А сколько?
Поставь для всех тарелки, и на каждую положи по два бутерброда!
Смотри, как много у нас ботинок: 2 папиных, 2 маминых, и два твоих - сколько же всего?
Можно считать очки в играх,
а есть и специально игры, тренирующие счёт.
Я из таких игр люблю "Хали-гали",
и всякие игры с простым подсчётом, типа "Кот у ворот"
http://janemouse.ru/?page_id=704

А какие у вас любимые игры, связанные с математикой?

дошколка, дети, кружок, математика

Previous post Next post
Up