Неделю назад, в пятницу, я вела семинар для педагогов, но всего на 2 часа.
Обычно мы ведём семинар с 12 до 19.30, и то успеваем показать и рассказать только часть материала, а уж 2 часа - это только самая малая часть, ознакомительная.
Хорошо, что у нас есть
семинары в записи для таких случаев.
Перед началом семинара приехали телевизионщики и отъели у нас большой кусок времени, чем сильно меня разозлили.
Начали мы с общих слов о том, что математика - это не телепатия и не попытка угадать ответ по лицу учителя. И если вы замечаете, что ребёнок пытается угадывать (ответ в задаче, или слово по первым буквам), то это типичный пример "телепатии". И не прав в этом случае вовсе не ребёнок, а взрослый, который предлагает ученикам задачи, не подходящие по уровню сложности.
Когда человек учится водить машину, то он едет не один, а с инструктором, который ему помогает и подсказывает - и это нормально.
Когда человек ещё плохо умеет водить машину, он может ехать прямо, но ему сложно одновременно включить поворотники, помигать и при этом ещё включить дворники или выключить музыку. А потом он научится - и все эти мелочи будет делать, не задумываясь.
Так вот, если за рулём ученик, а сзади кто-то подъезжает вплотную и бибикает, то кто из них не прав?
Если ребёнок учится считать, или читать, или осваивает любой новый навык, то задача взрослого - помогать, поддерживать, поощрять, а не бибикать!
Если мы учим ребёнка или взрослого кататься на горных лыжах, то мы начинаем с самых простых зелёных трасс, а не тащим его сразу на крутые чёрные склоны.
И с любым другим обучением - аналогично.
Если мы попытаемся на флейте или на пианино сразу разучить сложную мелодию, когда ученик не знает нот, ученик с большой вероятностью почувствует себя неуспешным и бросит занятия.
Если ребёнок путает многие буквы, ему сложно читать текст на целую страницу.
Какие ещё примеры из разных областей обучения вы бы привели, кстати?
Мы стараемся давать посильные задания, поддерживать интерес, поощрять успехи каждого ученика.
Что самое сложное для педагога?
Мне кажется, что один из сложных моментов - подобрать задания подходящего уровня сложности, которые увлекут, зацепят, вызовут желание сделать ещё несколько задач.
Мы с педагогами успели посчитать на пальцах, сделали несколько игр с игральными кубиками, потом пошли к материалам, разложенным на столах - и поиграли в мозаику, в тетрис, в математику с ножницами, а в конце я ещё какие-то простые задания по чтению показала.
Довольно сумбурно вышло, но лучше, чем ничего.