Удивительные наблюдения про арифметику и детей с нумиконом

Nov 25, 2022 21:14

У нас есть один ребёнок в группе пятилеток, который плохо помнит цифры и числа, и при этом хорошо соотносит количество предметов и пальцев.
Один, два, три, много - это его уровень.
То есть, на вопрос, сколько ног у собаки, он покажет тебе по 2 пальца на каждой руке, но назвать это числом не может сам.
Был ли такой период у ваших детей?
(Я у своих не помню, мб и был, а я не заметила)

Ещё у нас есть пара первоклашек, которые с трудом считают дальше десяти, прямо скрипят - как только пальцы заканчиваются.
Произнести все числа по порядку - могут, конечно, хоть до 100. А вот сосчитать вместе 8 и 4 уже со скрипом.
Опять же, был ли у ваших детей такой этап, замечали ли вы его?
Что вы делали для того, чтобы помочь детям на этом этапе?

У нас есть любимый арифметический материал - нумикон,
мы сейчас доделываем про него тетрадку.


Нумикон раньше привозили из Англии, а сейчас вполне годный пластиковый нумикон есть на ОЗОНе



с шестилетками мы собирали картинки из нумикона - но картинки им не давали, а вешали на доску



а младшие обычно прямо наложением собирают и радуются



С первоклашками мы собирали из нумикона прямоугольники.
Кто-то берёт маленькие детали, и отлично их рисует и считает, и всё у него получается.



кто-то берёт детали побольше и потом пыхтит, пытаясь пересчитать все клеточки.
Интересно, что многие пальчиками перебирают и бормочут, вместо того, чтобы просто пересчитать дырочки.



А кто-то не мелочится, собирает прямоугольник на всю парту.
Люблю за это так называемые "открытые" задачи.
Сделай как хочешь в заданных рамках.
В данном случае - сделай любой прямоугольник, который ты можешь потом правильно нарисовать и записать в виде примера.



С большими прямоугольниками многие хорошо справлялись с рисованием, но потом долго не могли посчитать сумму.



Тогда мы их научили, что можно сверху на этот прямоугольник выкладывать синие десятки. 10 и ещё 4 = четырнадцать. 10 и ещё 6 = шестнадцать.
Кого-то этот фокус потряс.



(По порядку-то они все до 100 умеют считать, но вот идея, что 8 и ещё 10 - это 18 была для многих новостью)
Опять же, у кого-то получалось больше 20, больше 30 дырочек в прямоугольнике, и не все поняли, как пользоваться этими десятками (если не считать все дырочки по порядку)



А ещё мы им дали такую игру: вам надо взять 3 одинаковые детали нумикона и сосчитать все дырочки. Потом вы приходите к нам, спрятав детали за спину, и называете, сколько дырочек у трёх деталей, скажем, 21.
А мы сразу отгадываем цвет ваших деталей.
21 - розовый.
27 - фиолетовый.
31 - ты плохо посчитал, но у тебя синий.
Дети бегали за деталями, считали в уголке, потом выкрикивали: 15!
-Ну как, как же вы это угадываете?! - воскликнул один из детей.
Вот за это я люблю наши кружки - дети хотят понять секрет, хотят тоже научиться угадывать так.
Уверена, что некоторые потом ещё долго ходят и обдумывают эту задачу.
Наша миссия - запустить этот процесс, увлечь, заинтересовать.
И дать пощупать, чтобы математика была не только в виде листочков с примерами...



Мы разложили все детали по порядку, от самых маленьких к самым большим.
Собрать квадрат из разных деталей нумикона - тоже хорошая головоломка



Самые старшие (2 и 3 класс) из нумикона придумывали квадраты и их зарисовывали.



Квадраты у всех получались разные



Мы просили брать все детали разного размера



Пока один из детей дорисовывал свой огромный квадрат 7 на 7, я попросила остальных посчитать - сколько клеточек в каждом придуманном ими квадратике.
Знаете, как они считали?
(Напоминаю, третий класс, 9-10 лет)
Они считали пальчиком каждую клеточку, сбивались, получали то 23, то 37.
Один из детей начал в итоге нумеровать клетки ... по спирали.
И тут один из них говорит:
"Посчитать все клетки? Да это же легкотня!"
"И сколько же в твоём квадрате клеток?" - интересуюсь я.
"Смотри, 6 клеток по стороне. И это же квадрат! Значит, клеток будет шесть ю четыре - двадцать четыре!"
"Но почему?" - не выдерживаю я.
"Как почему? У квадрата четыре стороны! и каждая - по 6 клеток! Это же легко!"
Да, они проходили в школе таблицу умножения, но они привыкли, что их предупреждают, какого типа эта задача, на сложение, на два действия, на умножение.
А какого типа задача "сосчитай все клеточки в квадрате" - им не рассказывали.
Сталкивались ли вы с тем, что дети ждут намёка - какого типа эта задача, на сложение? на умножение?
Что вы делаете в такой ситуации?

PS У нас есть места во многих группах - в том числе 2 и 3 класс в четверг на Калужской в ЦДО и 1 класс на ул Намёткина, а ещё 2 и 3 класс по субботам на ул Никулинская в школе "перспектива"

мышематика, наглядная математика, кружок, задачи, арифметические игры, нумикон, школа

Previous post Next post
Up