Мне очень интересно наблюдать, как разные дети проходят путь от молчания к речи, от любимых речевых "ошибок" и словотворчества у детей 2-5 лет, которые описывал Чуковский в своей книге "от двух до пяти", до вполне грамотной устной речи.
И по идее с письменной речью должен проходить аналогичный процесс.
На первых порах дети пишут как слышится, и это нормально.
Вот так, например.
У меня дочь писала в 5-6 лет целые книги, при этом левую часть разворота слева направо, а правую - справа налево.
Поначалу она писала только согласные, так что получались изрядные головоломки для меня, и я радовалась, когда мне удавалось расшифровать. (К счастью, там были картинки)
К сожалению, в русских школах с самого начала отбивают охоту писать, потому что тратят неимоверное количество времени на прописи и каллиграфию, и снижают оценки за почерк, пропущенные буквы и тп.
В итоге многие дети не пишут, потому что боятся ошибиться.
Мы тут недавно с нашими очными группами 6 лет и 1 класс играли в превращения слов (кода одну букву меняешь, и получается новое слово, был ЖУК, стал ЛУК и тд)
Потом они нам писали блок-схемы - рецепты своих самых вкусных бутербродов.
А потом мы играли с осенними листьями, и у детей было задание - собрать на парте самый разнообразный гербарий.
И записать, какие у тебя там есть листья.
Гербарий - это моя отдельная радость и гордость.
Я обожаю собирать осенние листья, и в каждой толстой книжке у меня раньше хранились листья клёна и дуба.
А потом у нас случайно был утрачен мой туристятский гербарий с листьями и плодами, и вместо него мы сделали заламинированный гербарий.
В нём на каждом листе по 6 листьев с разных деревьев, и каждый лист подписан.
И отдельно есть набор вырезанных листьев (тоже засушенных и заламинированных), и надо подобрать к каждому листику пару и выяснить, как это называется.
Так вот, мы предложили детям собирать коллекцию разных листьев - и эту коллекцию описывать.
Кто-то начинал с того, что приносил знакомые листья - дуб, клён.
А потом они шли, смотрели названия остальных листьев - и их тоже записывали.
Те, кто не был уверен, как пишутся названия, приносил себе лист лото из "библиотеки" и списывал нужное название.
Кто-то отлично запоминает названия и пишет их сразу без ошибок
кто-то зеркалит отдельные буквы
Кто-то пишет чересчур фонетически "бирйоза", например, или "йабланьа"
Но вообще-то, это нормально, и это постепенно само должно выправиться.
А игра детей так увлекла, что они бегали туда-сюда, тащили себе листики, бежали в библиотеку их определять, и записывали одно название за другим.
Мне кажется, именно так лучше всего работает - когда каждый занят своим делом, и нет соревновательности.
У одного коллекция из 5 листьев, у другого из 15, но каждый горд своим трудом.
Моя дочь, например, в 5 лет много зеркалила и пропускала буквы, а в 7 уже писала очень грамотно.
При этом никакие правила не заучивала наизусть.
А что помогает вам писать грамотно?
И чему, как вам кажется, имеет смысл учить детей, когда у них "родной язык"?