У меня вчера был такой день - весь про обучение чтению.
Сперва мы обсуждали
программу "Амарэ", которую делают мои знакомые, помощь в обучении цыганским детям. Они разработали программу и стараются научить учителей, которые работают в цыганских классах, чем помогать на каждом этапе.
Есть дети из цыганских таборов калужской области, и некоторые из этих детей даже ходят в школу, но им
катастрофически сложно научиться читать. Многие за 2 года в школе научаются считать и списывать тексты вообще без понимания. Вот просто выучивают, что иероглиф "А" надо превратить в письменную "а", написать слова слитно и тд. Но не понимают, что они пишут, и не понимают, как это читать.
И главное, дома у этих детей нет книг, и родители большинства детей сами читать не умеют, так что никак не могут помочь детям с учёбой. Дети приходят в школу, не имея опыта общения с буквами, и не могут запомнить, как соотносятся буквы и звуки. Они могут скопировать из учебника любой значок, но не помнят, это буква П или Т.
Добавьте к этому, что учебники по русскому языку у нас опираются на то, что дети уже знают буквы, и у них неплохо развита речь. Учебников "русский как иностранный" и программ для тех детей, которые плохо знают русский язык, по сути нет.
И вот мы пытались придумать какие-то игры и задания, которые помогли бы детям запомнить именно соотношение значка и звука, и вообще научиться слышать звуки в словах.
Скажем, услышать первый звук в слове им прямо очень сложно, и гласные они тоже часто "не слышат".
В Азбуке, по которой работает программа "школа России" вообще довольно-таки странный выбор, в каком порядке появляются буквы, с которыми знакомятся дети. Например, Ы появляется раньше, чем А.
А вы помните, какие сложности возникали у вас или у ваших детей, когда они учились читать?
У моих вот совсем не было сложностей в запоминании букв, и проблемы возникали на других этапах...