У Юли Кузнецовой в Инстаграме интересное обсуждение про схемы и шаблоны. Нужны ли они, и не испортит ли работа с шаблонами фантазию, креатив и готовность придумывать своё.
Юля Кузнецова - не только писатель и автор прекрасных книжек, и мама троих детей, но ещё и автор прекрасных игр и пособий по развитию речи, и она помогает детям научиться сочинять свои истории и даже свои детективы!
Она предлагает детям дописать кусочек истории, или даже не писать, а придумать и продиктовать маме. Вроде как, мы даём шаблон и опору, но реально это помогает ребёнку включить свою фантазию, и быть уверенным в том, что у него всё получится.
Много лет я вела занятия для мам с малышами 2-3 лет,
мы каждую среду играли в пальчиковые игры, водили хороводы,
Подбрасывали мячики или прятались под игровой парашют,
а потом рисовали или лепили...
В каждом занятии есть свои изюминки, свои особенности. В 2-3 года малышам нравится играть с солёным тестом и пластилином просто так, ради процесса, но родителям уже хочется получить на выходе какой-то осязаемый результат. В этот момент нам на помощь приходят шаблоны и схемы.
Мы можем налепить толстым слоем солёное тесто на вырезанную из картона ёлочку - а потом ребёнок будет украшать ёлочку игрушками из бусин, камушков или фасолин.
А можем взять комочек солёного теста - и в него втыкать зубочистки, чтобы вышел колючий ёжик.
Дети с одной стороны учатся аккуратно обращаться с зубочистками и другими острыми предметами, а с другой - играют с тестом, и получают результат, ёжика, которым можно играть.
Click to view
У меня как-то был один шестилетний ученик, который не умел и не любил рисовать, и вообще отказывался брать в руки карандаш. "У меня не получится!" - говорил он.
У него и вправду была слабая кисть, ему было сложно удержать карандаш, и он отказывался даже пробовать.
Нам надо было придумать какой-то проект, который у него точно получится.
Начали с рисования улиток, сперва круглых, а потом и другой формы.
Ура! Получилось!
потом мы обводили контуры листочков
и пропечатывали листья восковыми мелками. Было сложно - листья сползали, мелки ломались, но с каждым разом получалось всё лучше и лучше.
И чем лучше получалось, тем более уверенная становилась линия, тем лучше был нажим, и симпатичнее результат.
Нарисовать сразу листочек дерева, да ещё нарисовать несколько листьев разной формы - это и взрослым бывает нелегко.
И некоторые дети в итоге мало рисуют, потому что им не нравится результат.
Они просят взрослого: "научи меня, покажи мне, как рисовать домик, как нарисовать котика!"
А взрослые слышали где-то, что давать шаблоны вредно, это приводит к тому, что ребёнок рисует только этими штампами, и не развивает фантазию.
И взрослый говорит "нет, нарисуй сам как хочешь". Кто-то идёт и рисует, а кто-то пробует и бросает.
Можно поступить иначе - дать не один шаблон, а 3-4 разных. Домик квадратный и прямоугольный, с треугольной крышей, с трапецией и со шпилем, окошки не только квадратные, но и стрельчатые.
Тогда ребёнок сможет из этих кирпичиков придумать что-то своё.
В занятиях математикой мы тоже стараемся чередовать задания типа "собери по образцу" и "собери по схеме" с заданиями "сделай как хочешь, а я полюбуюсь! (сфотографирую, повторю за тобой)
Click to view
В тетрадке "
Сложи узор" есть и совсем простые задания для малышей, с крупными шаблонами, и рамки для заданий "сложи свою картинку из 4 кубиков, и сложные задания, на проекции и изометрию - для школьников! И в сложных заданиях мы тоже стараемся давать задачи типа "сделай сам как хочешь, потом нарисуй".
В школе очень часто учителя диктуют шаблон решения задач, скажем, "если слышишь в условии "сколько всего" или "сколько вместе", пиши "плюс", а если в условии "отдал" или "забрал", то надо ставить знак "минус".
В итоге некоторые первоклашки привыкают к мысли, что бывают задачи двух типов "на складывание" и "на отнимание".
А в каких ситуациях вам кажется правильным давать детям шаблоны?
И в каких ситуациях шаблоны мешают?