Мы почти на каждом уроке даём нашим ученикам какие-нибудь геометрические задания на развитие пространственного мышления.
Если это группа малышей 3-4 года, то мы каждому из детей даём своё задание, потому что дети работают с разной скоростью.
Дети 3-4 лет у нас обычно ходят в группу вместе с мамой, так что мама получает карточку, а дети собирают свою башенку. (Мини-мышематика, у нас сейчас есть группы в Раменках в клубе "Многогранник" и в Тропарёво в клубе "Солнышково")
Для малышей мы сделали много заданий с крупными схемами, наложением.
Скажем, поставь кубик подходящего цвета (если нарисован синий дом, то поставь синий кубик. Если нарисованы на ёлке игрушки красные, оранжевые и голубые, то найди и поставь кубики подходящих оттенков)
Для пятилеток задание немного сложнее:
собери по черно-белой схеме и раскрась именно теми цветами, как у тебя.
Кто-то раскрашивает идеально ровно и аккуратно,
а кто-то только слегка обозначает цвет.
Надо выбрать на листочке схему, которая тебе нравится,
построить такую башенку из своих деталей - и потом раскрасить именно так, как ты собрал.
Следующий уровень сложности - собери по мелкой схеме, когда ты не можешь проверить наложением.
А ещё для многих детей сложное задание - собери по схеме, которая висит на доске. Это и шестилеткам бывает сложно - выбрать нужные детали.
получилось
что-то не так с конфеткой - не так расположены квадратики
а тут проблема с размером детали, не то количество клеточек
А самый сложный уровень - нарисуй свои постройки по клеточкам, соблюдая масштаб.
Кто-то рисует легко и чётко
кто-то не сразу запоминает пропорции, и поначалу рисует кирпичик длиной в 2 клеточки, но потом уже больше таких ошибок не делает.
а кто-то так и рисует половину деталей в 3 клеточки, половину - в две...
а кто-то может даже понять, как нарисовать торец у кирпичика, лежащего плашмя...
А кто-то не понял задание, и просто раскрашивает схемы цветными карандашами, не собирая ничего из кирпичиков. (Понять и запомнить фронтальную инструкцию не все могут в 5 лет, так что стараемся к каждому подойти и посмотреть, что он делает, и скорректировать, если нужно.)
Вот у девочки на картинке зелёные кирпичики на схеме, хотя зелёных деталей у неё не было.
Click to view
Мы предлагали первоклашкам нарисовать схемы, какой карандаш лежит выше, а какой ниже.
Потом по схеме разбирались, какой из карандашей могли положить первым.
Это задание не было слишком уж простым (хотя взрослым кажется, что это элементарно!)
С геометрическими играми такая история: чем больше практики и посильных заданий, тем лучше получается.
Я знаю детей, которые в 3-4 года отлично могут собирать по уменьшенной схеме с доски, но в норме это многим четырёхлеткам и даже пятилеткам сложно.
Я помню, что мама моя нам предлагала зарисовывать свои схемы построек до шести лет (я точно это делала до школы!), но я вижу, что многим шестилеткам это даётся с трудом.