Обсуждали с другими нашими преподавателями, какие у нас проблемы возникают при работе в Зуме.
Когда мы всё это озвучили на зум-педсовете, мне кажется, многие выдохнули слегка (мне тоже иногда кажется, что такие сложности возникают только у меня, а у всех остальных всё гладко и красиво)
Какие сложности возникают у преподавателя при работе в Зуме?
Нет возможности подойти к ребёнку и помочь ему.
Вот буквально на днях у нас один из детей испугался, что не успевает, и убежал. Дальше мы можем сколько угодно его звать, но он уже ушёл в отказ, и мы не можем прямо сейчас понять, в чём именно была сложность, ведь он с нами не разговаривает.
Ребёнок обиделся, спрятался под стол
На очных занятиях у нас такое случается намного реже, а в Зуме всем детям кажется, что мы именно их работу не посмотрели, именно ему не сказали, что всё правильно, или не дали, перебивая всех, звучать весь урок.
Кто-то из детей не может подключиться, зависает видео, не тянет интернет. Он звонит и пишет, а мы ничем не можем ему помочь.
На семинарах у нас часто бывают участники, которые пытаются подключиться по 5 раз с разных устройств, но так и не могут войти.
Взрослым, предположим, мы можем потом выслать запись семинара.
Но вообще-то и зум-семинар - это намного больше взаимодействия с участниками, чем лекция. А уж зум-занятия для дошкольников - это вообще сплошной интерактив, его совсем не так весело смотреть в записи.
Мы в зуме то прыгаем, то шагами расстояние до двери измеряем, то в сову играем, то кар-мяу-гав, то в "живые картинки"...
Одному из участников не видно изображение со второй камеры, и он не сразу догадывается об этом сказать.
Так часто бывает, что 8 человек видят картинку, а один или два почему-то не видят. Решается эта проблема просто, надо ещё раз выйти и войти, в смысле, закрыть изображение со второй камеры, потом открыть его снова.
Но для того, чтобы узнать об этой проблеме, надо, чтобы человек догадался нам сказать, что ему что-то не видно.
Но вообще наличие второй камеры, которая смотрит на доску, по которой мы рисуем маркерами - прямо спасение!
на доске можно и нарисовать задание,
и разложить карточки настольной игры.
(это наша игра
"быстрологика", мы её делали специально для курса "
мышематика дома")
Одному из участников не видно или не слышно
Если это взрослый, он может нам написать в чат.
А вот дети в такой ситуации совершенно беспомощны, и мы не всегда можем помочь.
Если мы видим, что у ребёнка зависает видео, мы можем написать родителям и попросить выйти и войти снова. Но для этого нужно, чтобы группу вели двое, преподаватель и ассистент.
Фоновые звуки мешают всем участникам.
У одного фоном включено радио или ТВ, у другого ползает за спиной младший братишка, у третьего в соседней комнате что-то сверлят.
Раньше в Зуме была опция, когда преподаватель мог сам всем выключить звук, а потом включить звук именно тому, кого хочет спросить.
Сейчас выключить-то легко, но включить себе звук участник должен сам.
Не все шестилетки с этим могут сами справиться.
Ребёнок сам выключает звук и видео, и потом не может включить
Это характерно для детей 6-7 лет, они тыкают во все кнопочки подряд, потом не знают, как всё вернуть.
Старшие дети прицельно выключают звук и видео, когда им что-то сложно и непонятно, когда они стесняются.
Вести урок для 9 чёрных квадратиков - очень странное ощущение.
Да и на семинаре те, кто подключается с видео, явно получают намного больше, чем те, кто прячется в тени.
Ребёнок перебивает преподавателя
Мы некоторое время думали, что это только у нас так.
Потом пошли рисовать в Зуме с Таней Русситой, и обнаружили, что и у неё в каждой группе есть дети, которые звучат, не умолкая, и если им не выключить звук, то готовы вещать весь урок вместо преподавателя.
Ребёнок играет с возможностями Зума, переворачивая свою картинку вверх ногами или боком
Это обычно уже активные деточки 2-3 класса так развлекаются.
Иногда хватает просто просьбы не отвлекать других.
А иногда приходится возглавить это безобразие, и научить этой опции всех, а потом уже вернуться к обсуждению темы.
Виртуальный фон заслоняет работу участника
В Зуме есть опция "виртуальный фон", можно её включить - и вместо бардака за спиной все остальные будут видеть выбранный тобой фон - море, пальмы или горы и лес, или ещё что-то такое.
Проблема в том, что все однотонные куски Зум считывает как ненужный фон.
Если мы что-то пишем, и нам дети пытаются показать свой листочек с ответом, то этот листок "съедается" виртуальным фоном.
Единственный выход - просить выключить фон.
Это мы рисовали смешных ёжиков с разноцветными иголочками - и потом "записывали историю", то есть писали, сколько иголочек каждого цвета
а до того бросали кубик - и рисовали нужное количество иголочек
Просили принести на урок кубики, счётные палочки и тп, а кто-то не принёс
Это основная сложность - даже если мы просим принести что-то совсем простое, 5 счётных палочек (или 5 зубочисток, или 5 ватных палочек) почти наверняка кто-то их не принесёт.
Мы очень стараемся давать шестилеткам разные геометрические задания, причём с реальными предметами, но если родители забыли нарезать нам мозаику или не дали ребёнку на урок игральный кубик, то приходится что-то изобретать на ходу.
Что помогает?
Мы в самом начале урока проводим опрос по чек-листу, что нам понадобится на этом уроке.
-фломастеры
-бумага
-игральные кубики с точками
-4 кубика СЛОЖИ УЗОР или квадратики из цветной бумаги - вместо кубиков.
В самом начале урока родители обычно где-то рядом, и если нам чего-то не хватает, то родители могут переспросить, уточнить - и быстро найти замену.
Мы вчера, например, вели зум-семинар про зум-игры с дошкольниками, и играли онлайн в барабашку - показывали карточки на доске, а участники нам поднимали в ответ листочек цветной бумаги подходящего цвета.
Мы вообще в Зуме много играем, и в геометрические игры, и в настолки, и в подвижные.
Ассистент или ведущий выпал из конференции
Ну как раз поэтому мы ведём группы вдвоём.
Один выпал - другой подхватит.
Самая впечатляющая ситуация у нас была весной, когда должен был начаться урок в зуме для группы мини-мышематика, малыши 3.5-4 года с родителями.
И тут у Ленки
domovenok_lenka завис Зум и перезагрузился компьютер.
Я примчалась, и, посмотрев на возраст детей, начала с ними сходу играть в пальчиковые игры )
Не видно, что делает ребёнок
Когда мы собираем с детьми по образцу что-то из геометрических материалов, то просим их подвинуть камеру, чтобы было видно, что они собирают.
Если родители поблизости, то это работает. А вот если ребёнок сам, то иногда он не может нам показать, и мы не знаем, правильно ли он собрал...
Один ребёнок устал и выпал
Это и на очных группах бывает тоже, ребёнок отвлекается, устаёт, ложится. Но на очных занятиях намного проще побегать, попрыгать, пересесть, переключиться на другое занятие.
Чем младше дети, тем больше вероятность, что им будет тяжело даваться онлайн-учёба.
Видно, что всё делает не сам ребёнок, а мама или папа
Эта проблема не только у нас возникает при онлайн-занятиях.
Родителям интересно, они активно включаются и ... отнимают у ребёнка кубики или детали танграма, и начинают сами вместо ребёнка всё собирать.
На очных занятиях мы мгновенно такое останавливаем и каждому родителю выдаём свой набор, и просим сесть подальше от ребёнка.
В Зуме с этим сложнее. Не все родители готовы в такой ситуации снова стать взрослыми, отложить игрушку и услышать нас.
Более того, иногда мы видим, что мама сама весь урок всё отвечала вместо ребёнка, сама складывала за него все картинки из палочек и кубиков, а потом она нам пишет "нам было слишком легко, нельзя ли нам в группу постарше?" А её ребёнку было как раз тяжело, поэтому он не успевал - и все картинки собирала вместо него мама...
У одного что-то не выходит, у остальных всё получается
Иногда мы разделяем детей на комнаты, и одному ассистент ещё раз объясняет. Иногда просто даём следующее задание попроще.
А один раз у нас часть детей умели играть в СЕТ, часть первый раз видели игру. Мы их тоже разделили на комнаты, новички играли медленно, а опытные игроки писали в чат координаты карточек, которые дают СЕТ.
Это мы рисовали паттерны - бусы из больших пуговиц.
Кто-то понял идею, как продолжить орнамент, а кому-то сложно.
растущие паттерны - отличная игра для Зума
Но в целом у Зум-групп есть одно неоспоримое преимущество.
Теперь на наши занятия могут попасть не только дети из Москвы.
Расписание наших онлайн-групп вот тут
https://mousemath.ru/zoom-timetableНекоторые группы полны, а в каких-то ещё есть по 2-3 места.
А тут
записи наших
семинаров для преподавателей Было бы интересно почитать аналогично про сложности, которые возникают у детей, которые учатся онлайн, и про то, что больше всего им мешает.