У нас в клубе "Солнышково" в Тропарёво есть отличный логопед Лиля Луконькова,
она ведёт занятия по развитию речи,
а ещё свою игровую подготовку к школе и отдельно программу "Играем-читаем".
Мы попросили Лилю провести для наших педагогов Мышематики семинар про игровое обучение чтению. Это было очень полезно и интересно!
Купить запись можно у нас на сайте,
а здесь будет краткий пересказ.
Лиля Луконькова - логопед, психолог
Читать на разных языках учат по-разному.
В английском языке, например, много коротких слов,
и там хорошо работает метод запоминания целых слов - одной картинкой, метод Глена Домана и его последователей.
Можно купить или самим написать карточки и развесить по дому - "стол" - на стол, "стул" - на стул и тп.
С некоторыми детьми это хорошо работает, но не со всеми.
Можно учить отдельные буквы, потом учить соединять эти буквы в слоги.
(Букварь Жуковой и др)
В результате этого метода дети часто начинают путать звуки и буквы, транскрипцию и правильное написание слова.
Многих детей смущает, когда до чтения вводят много лишних символов - синий значок для согласных и красный для гласных не проще, потому что это новый уровень абстракции, и он только сбивает тех, кто ещё не умеет читать свободно.
Складовой способ - по кубикам и таблицам Зайцева
(именно так была построена и азбука Толстого, и др методики)
Последователи Зайцева называют себя "Зайчихи", некоторые из них известные - Н. Пятибратова, например. А многие идеи игр с кубиками Лиля взяла у завуча Дмитровской гимназии, ЛВ Ушаковой, которая пишет про это редко, и семинары тоже проводит редко.
Для группы детей этот метод работает отлично, тк с кубиками можно придумать массу игр, и можно учить, не усаживая детей за парты.
что можно делать с кубиками?
Можно называть ту сторону, которую показывает ребёнок.
Можно петь по таблице - или указкой в таблице искать слова.
Можно играть в разные жестовые игры, логопедические, и показывать то, что мы поём
можно собирать из кубиков имена - и просить каждого найти своё имя
Или собирать имена зверей, я говорю МУ - ты ищешь, где написано "корова" или показываешь эти слоги по таблице.
Или я говорю "щенок" - ты ищешь слово "собака".
кубики с Ш, Щ, Ъ, Й убираем на первое время, они сложные.
С остальными кубиками играем: гремим и сортируем на деревянные и железные,
сортируем на большие и маленькие.
Потом играем в "снежки" - бросаем каждому кубик, и просим на нём найти сторонку с буквой "О". Этот слог надо назвать - и вернуть кубик.
У кого-то получится КО, у кого-то ЗО, у кого-то ПО.
Потом аналогично - ищем сторону с У или с А.
"варим кашу" - берём 2 или 3 кубики, и поворачиваем все на А, потом читаем.
У меня каша под названием КАТАРА, а у тебя - САМАА.
у меня "МАДАПА", а у вас?
Можно на полочку выставлять кубики, все с А или все с О, а потом просить ребёнка сбросить вагоны до такого-то (а перед этим все вагоны назвать)
ЛА-ТА-ЗА
Можно разложить на полу кочки со слогами, и просить пройти по кочкам с А - и называть слоги по пути.
Можно водить хоровод вокруг стола с кубиками, а можно - вокруг россыпи кочек.
Мы идём-идём-идём, кочку с буквой А найдём!
Встанем - и назовём!
С кочками можно играть в твистер: правая нога на ЛА, левая рука на ТА и тп
На группу 8-12 детей надо 2 коробки кубиков Зайцева, тогда вполне хватает на все игры.
Можно брать карточки с картинкой и подписью, скажем МА-ШИ-НА ИЛИ МА-ЛИ-НА, где нарисованоа картинка и крупно написано слово.
Сначала к подписи подбираем кубики нужной стороной, а потом играем в путаницу: дети отворачиваются, а мы в каждом слове меняем сторону у одного из кубиков, получается МУ-ШИ-НА или МА-ЛИ-НО.
Выставляем кубики в ряд, несколько слов, и объявляем правила игры:
"мы детишки-повторишки,
всё читаем-повторяем.
Как дойдём до слова "КАША", убегаем."
И читаем хором по кубикам слова, как только доходим до этого слова, все разбегаются.
"Стоп-игра" - договариваемся, после какого слова останавливаем игру, и вместо того, чтобы это слово читать, замираем (или приседаем) и кричим "Стоп-игра"
"Фотоаппарат" - читаем быстро слова на кубиках, кто нашёл такое же слово на карточке, тот вслух называет это слово - и получает себе карточку.
Если кто-то читает ощутимо быстрее других, то вводим правило: кто получил карточку, тот 2 кона пропускает, 2 карточки следующие уступает.
"Зоопарк".
Дети встают, закрывают честно глаза, а руки складывают лодочкой.
Ведущий им раскладывает каждому по игрушке - коза, лиса, корова и тп.
Потом все открывают глаза - и идут искать карточку или название этого зверя на кубиках. И ставят игрушку рядом с её названием.
"Пароль на выход"
Ведущий сообщает, что какого зверя ты относил, такое слово - пароль на выход из класса после урока.
Или - как этот зверь говорит.
Или название детёныша этого зверя.
Урок-квест про шапки:
надо найти шапку и списать имя и нарисовать орнамент
тут и чтение, и моторика, и графические навыки развиваются
Урок-квест слова и слоги:
надо найти и выписать слова с нужным слогом.
Урок-квест про дворцы и их жителей
складарики и закрывашки:
можно закрывать лишние, а можно прозрачными фишками отмечать нужные слоги (слово на обороте карточки напечатано)
Бегающий диктант "звери-рыбы-птицы":
один получает задание для пары - найти и выписать всех птиц.
Находит, прибегает и диктует партнёру.
Если в паре один плохо читает, или если дети плохо пишут, то диктует не всё слово, а только первый слог.
Квест или игра-находилка "три слова" - на стенках картинки, каждый получает определения и ищет нужное.
Это не всегда бывает просто.
А можно искать половинки картинок со слогами
многозначные слова
нейропсихологическая разминка "руки - плечи - уши - нос"
(Мы её уже активно применяем)
Цветные кочки и числа - игра на внимание, на запоминание длинной инструкции.
"Жёлтый, 2, Красный, пять" - надо топать по кочкам в нужном порядке.
Взрослый диктует задание ребёнку, потом наоборот - ребёнок - взрослому.
Уф, это я написала примерно про половину семинара, и то уже много получилось.
Если интересно, напишу потом ещё.
А пока пойду к своим семинарам готовиться...