Родители иногда хотят услышать прямо конкретный метод:
что сделать и как сказать ребёнку, чтобы он понял какую-то тему.
Проблема в том, что очень часто взрослый при этом вообще не видит проблему и не понимает, "как это можно не понимать, это же элементарно!"
Так вот, первое, с чем надо разобраться взрослому - это со своей позицией "это же очевидно!" или "это элементарно!"
Вспомните, как вы сами осваивали какой-то новый навык (например, учились водить машину), и поначалу вам было сложно смотреть на дорогу - И ОДНОВРЕМЕННО смотреть в зеркала. Или одновременно включать поворотники.
А потом постепенно навыки встроились. Появился автопилот.
Когда мы хотим что-то объяснить ребёнку, нам надо сперва нащупать тот уровень, на котором ребёнок себя чувствует уверенно.
Если буква "икс" его пугает, забудьте пока про неё, и вернитесь к тем задачам, где он сам знает, как считать (и убедитесь, что на этом уровне ему не надо поглядывать в лицо мамы или учителя за одобрением, он не пытается угадать методом телепатии, он точно знает, как получить правильный ответ)
Арифметика в школе бывает построена по-разному.
Иногда дети весь урок пишут прописи с цифрой "3" или весь урок решают задачи и примеры типа 4 + 1, 6 + 1, 5 + 1.
Потом - целый урок решают примеры и задачи 4 + 2, 6 + 2, 7 + 2.
Потом 5 - 1, 7 - 1 и тп.
При таком подходе дети, конечно, решают на уроке все задания быстро и успешно, они быстро видят, что "на математике можно не думать, главное - угадать алгоритм сегодняшнего урока"
Если те же самые задачи ребёнок встречает не в виде написанного текста, а ещё лучше - примера с числами, то он зачастую теряется.
Было 4 птицы, прилетела ещё одна, сколько стало птиц?
Это легко, а теперь - если мы проверили, что на таком уровне ребёнок идею понимает, мы можем предложить ему самому придумать свои задачки, чтобы получить ответ 5.
Например, было 8 конфет, 3 съели, сколько осталось?
Или было 25 машин, 20 уехало, сколько осталось.
Для многих детей это задание очень сложно, и в 6-7 лет, и даже во 2-3 классе.
Во многих школах детей приучают быстро отвечать на вопросы "не задумываясь", и делать как все, а для того, чтобы придумать свою задачу с нужным ответом, надо как раз задуматься - и сделать по-своему.
После этого можно попробовать решить задачку посложнее:
"Было несколько машин, к ним приехала ещё одна, и стало 5. Сколько машин было в начале?"
"У Маши было несколько конфет, она съела половину, и осталось 5. Сколько конфет у неё было в начале?"
Можно показать детям на пальцах число 6,
А потом спросить, сколько пальцев спрятано.
(Некоторые родители утверждают, что их дети умеют считать до 100, но при этом подобное задание ставит этих детей в тупик - они просят повернуть руку другой стороной, а то им не видно, сколько пальцев спрятано)
На стенах висят тарелки с числами. У детей разные карточки, им надо получить в сумме 7 точек - на своей карточке плюс на тарелке.
По сути надо решить задачку: у меня 3 конфеты, а надо получить 7.
Сколько надо добавить, чтобы стало 7?
Выдали каждому по 10 кубиков.
Просим собрать из кубиков фигурки по схеме и отметить, сколько кубиков в каждой фигурке.
Осталось 2 лишних кубика. Надо ли пересчитывать все кубики, которые мы использовали в этой фигурке?
Как вы думаете, какая часть учеников может так упростить себе работу, и не пересчитывать кубики в фигурке, а считать те, что не пригодились?
(*Вопрос на засыпку - какая связь этого задания - и задач с иксами?)
дали 5 палочек одного цвета, 5 палочек другого цвета,
а потом сложили из них картинки и нарисовали схемы.
А теперь спрячь из своих картинок по 1, 2 или 3 палочки, а я угадаю, сколько ты спрятал.
Можно взять счётные бусы и на каждую нитку надеть по 10 бусин одного цвета (или для начала взять нитку 5 + 5 бусин)
А дальше мы приходим к самому интересному.
Запиши правильный пример, спрячь его от меня, а мне напиши вместо одного числа - фигурку.
Как будто одно число надело маску.
Скажем, РОМБ + 2 = 6.
Какое число спряталось под ромбиком?
(Нет, не надо никаких иксов! Пусть это будут маски!)
ТРЕУГОЛЬНИК + 3 = 5
Знаете, как дети решают такие задачи?
Обычно они их решают подбором.
Что + 3 равно 5? А, знаю, это два.
Объяснить, как они рассуждали, дети обычно не могут.
"Ну я просто знаю!" - говорят они.
Это вполне честный ответ.
В школе в такой ситуации говорят: "Надо рассуждать не так, и записать, откуда мы взяли ответ! Давай напишем, как ты думал: 5 - 3 = 2"
Проблема в том, что он думал не так!
И дети довольно долго подобные задачи решают подбором, им так УДОБНЕЕ.
а теперь КВАДРАТ + КВАДРАТ = 6.
Какая цифра под маской квадрата?
Возьми 2 одинаковые карточки от игры, и с их помощью придумай мне задачку с масками.
Например, ЁЛКА + ЁЛКА = 10.
Если какая-то тема даётся сложно, то полезно начать с того, что вместе с ребёнком придумывать такого типа задачи.
Если сама буква Х пугает ребёнка своей непонятностью, то пусть это будут маски, буквы, фигурки
потом берём примеры, написанные заранее - и заменяем в каждом примере часть чисел масками (если там два одинаковых слагаемых, им даём одинаковые маски)
а потом меняемся задачками с мамой (или с соседом по парте) и пробуем подобрать - что за числа спрятались под масками.
А у вас в школе были какие-то темы по математике, которые вам сложно было понять?